Володимир Рижов, Олег Арестархов
Идея создания Украинского банка реконструкции и развития (УБРР) с самого начала
вызвала серьезные разногласия в среде высокопоставленных чиновников. Процесс
рождения банка длился несколько лет и сопровождался громкими заявлениями представителей
власти, чиновников и учредителей. Высказывая критические замечания о целесообразности
существования банка, подливали масла в огонь и аналитики. БИЗНЕС также не остался
в стороне (см.№20, 29 за 2003 г., №13 за 2004 г.). Наши публикации подтолкнули
главного лоббиста и идеолога УБРР, главу Украинской государственной инновационной
компании Владимира Рыжова к откровенному разговору с корреспондентами БИЗНЕСа.
ДОСЬЕ БИЗНЕСа
Владимир Рыжов, председатель правления Украинской государственной инновационной
компании родился: 25 марта 1948 г. в г.Изюм, Харьковская обл.
Образование: 1972 г. — Харьковский авиационный институт, специальность — инженер-конструктор
авиационных двигателей.
Карьера: Харьковское НПО им.Дзержинского, объединение «Харьковское агрегатное
конструкторское бюро», заместитель главного конструктора;
с 1991 г. — НПО «Машиностроитель»; с 1992 г. — советник премьер-министра;
с 1994 г. — помощник Президента;
с 2000 г. — вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей;
с 2002 г. — глава правления Украинской государственной инновационной компании.
— Объясните, для чего создавался УБРР? — По нашей задумке, УБРР изначально должен был развести финансирование инновационной
деятельности и модернизацию промышленного производства... — Хорошо, тогда давайте для начала четко разграничим понятия: инновационная
деятельность и модернизация.... — В мировой практике инновационная деятельность подразумевает финансирование
научно-технических разработок и воплощение научных достижений в жизнь. Сегодня
в Украине средства, направляемые на якобы инновационные проекты, на самом деле
в девяти случаях из десяти идут на обыкновенную реконструкцию производства и
замену устаревшего оборудования. Поэтому мы решили создать банк на основе инновационной
компании, но при этом оставить за компанией функции финансирования научных и
технических разработок, а банку передать функции финансирования промышленных
предприятий, их нужд на модернизацию. — Мне не понятно, почему банк, созданный на государственные деньги, должен заботиться
об этом? — Собственных денег у государства нет. Это деньги предприятий, поступившие государству
в виде налогов и сборов для перераспределения. Поэтому понятие «государственные
деньги» изначально неправильно. — Но вы согласны с тем, что уставный фонд банка сформирован из денег налогоплательщиков? — Деньги, которыми располагают все государственные органы, — это деньги налогоплательщиков.
У государства «свои» деньги появляются только тогда, когда оно включает
печатный станок. Напомню, что был инновационный сбор, и все предприятия-налогоплательщики
его платили. Была хорошая мысль: собрать некоторый капитал со всех предприятий,
чтобы потом с помощью научно-технического сектора в виде достижений вернуть
тем же предприятиям. А в результате что произошло? Обыкновенный «дерибан»
собранных денег! Условно говоря, поступили так: вы сдали деньги мне, а я взял
и отдал их все кому-то просто так... Но вы же сдавали деньги и поэтому ожидаете,
что они к вам в конце концов вернутся. А они не возвращаются... Вот так и обошлись
с большинством предприятий Украины. — Это несправедливо, вы согласны? — Да. — Мы говорим о целесообразности таких сборов? — Абсолютно точно. Уже нет этого сбора, но остались невозвращенные деньги. Когда
окончательно растратился Госиннофонд и его ликвидировали, в нем «зависло»
до 1 млрд грн. Компанию закрыли, а деньги должны были вернуть. Поэтому была
создана наша инновационная компания, которой правительство передало договоры
Госиннофонда на обслуживание и поручило вести всю претензионную работу по невозвращенным
кредитам. — И какая сумма сегодня «висит» на вашей компании? — В 2000 г., когда мы только создавались, нам было передано невыполненных договоров
почти на 800 млн грн. На сегодняшний день осталось погасить чуть больше 500
млн грн. Я вам хотел напомнить, что Кабмин определил: все деньги, которые сегодня
возвращаются, зачисляются в уставный фонд инновационной компании. Мы уже достигли
уставного фонда EUR30 млн. — Куда дальше идут возвращенные деньги? — Деньги, получаемые от должников Госиннофонда, мы опять направляем на инвестиционные
проекты. Но, в отличие от Госиннофонда, мы раздаем их не бесплатно, а под 10%
годовых в гривне — ломбардная ставка НБУ плюс еще 2% на содержание компании
и все, нам больше не надо. — Таким образом, получается, что вы фактически являетесь конкурентами банков? — По большому счету, мы сегодня превратились в банк. Опять же в отличие от Госиннофонда,
неразборчиво относившегося к кредитным заявкам, мы привлекаем к оценке инвестиционных
проектов Центр научно-технической экспертизы при Министерстве образования и
науки. Если в проекте предусматривается только закупка какого-нибудь оборудования,
но отсутствует инновационная составляющая, то этот проект мы не рассматриваем.
К тому же у нас свой кредитный совет. Я как глава правления не являюсь его членом. — Поскольку ставка у вас такая низкая, то к вам, наверное, стоит очередь желающих
получить кредит? — Сейчас у нас лежит 81 инновационный проект. Но потребности в реструктуризации
производства в Украине намного больше. В мировой практике, например, соотношение
потребности финансирования модернизации производства и новых научных разработок
составляет примерно 75 к 25.
В настоящее время мы ведем 400 арбитражных дел по возврату средств Госиннофонда.
На сегодня более чем 250 млн грн. — это долги уже несуществующих компаний. Но
люди-то остались, поэтому я потихоньку отправляю дела по невозврату СБУ, прокуратуре.
Пускай разбираются. — Кто является сегодня вашим злостным неплательщиком? — Например, КБ им.Антонова. Большой скандал также по ладыженскому «Энзиму»,
фармацевтическому предприятию из Винницкой области. Последнее успело развалиться
до того, как начало осваивать новую технологию, закупленную на наши деньги. — Какой процент проблемных кредитов у вас сегодня? — Если не считать скандального закрытия журнала «Президент», финансирование
которого проводили мои предшественники, проблем с проектами, профинансированными
сегодняшней командой, пока нет. — Чем будут отличаться критерии выдачи кредитов в созданном вами УБРР от традиционных
банковских требований? — Я настоял, чтобы этот банк не имел никаких преференций перед другими банками,
кроме одной — отсутствия клиентов — физических лиц. Почему у нас сегодня высокие
процентные ставки в банках? Потому что все без исключения банки нахватались
дорогих долгосрочных депозитов. В прошлом году депозитные ставки были около
25% в гривне, сегодня — 16%. Как при этом банк выдаст дешевый кредит? Для того
чтобы взять кредит под 20%, промышленное предприятие должно иметь 25% рентабельности,
а таких в Украине — по пальцам пересчитать. Вот вам разногласие между возможностями
банков и потребностями предприятий. В Украинском банке реконструкции и развития
цена ресурсов равна нулю, потому что это возвращенные деньги должников Госиннофонда.
Стало быть, размер процентной ставки банка ограничен только ломбардной ставкой
Нацбанка. — С такой ресурсной базой вы можете легко демпинговать на банковском рынке... — Что я и хочу сделать! Поэтому банкиры меня и не любят. Но я — провокатор для
банковской системы. И терпеть ситуацию, когда в Европе можно получить кредит
под 5-6%, а в Украине — под 20%, я не намерен. В уставе нашей инновационной
компании прописан механизм пополнения капитала УБРР. Уставный фонд компании — EUR30млн. Из них EUR15 млн находятся в разных банках в качестве резерва. И
чтобы никто и никогда не смог нам заявить, что мы расходуем деньги, возвращенные
должниками Госиннофонда, мы содержим компанию исключительно за счет процентов,
полученных от размещения неснижаемого остатка на счетах в банках. Остальная
сумма распределяется следующим образом: 30% направляются на финансирование уставной
деятельности компании, т.е. на финансирование инноваций, и 70% — на выкуп целевых
эмиссий акций УБРР. К примеру, за квартал я вернул 10 млн грн. по договорам
финансирования инновационных проектов. Я имею право 3 млн грн. направить опять
же на инновационные проекты, а 7 млн грн. — на пополнение капитала УБРР. — То есть вы будете работать в связке «инновационная компания — банк»? — А по-другому я не смогу вернуть деньги предприятиям. Другого способа нет. — Почему компания не может работать в двух направлениях сразу, зачем обязательно
надо отпочковывать банк в отдельную структуру? — Созданием банка мы уменьшим государственное воздействие на компанию, в частности
при принятии решений по финансированию тех или иных предприятий. УБРР — это
закрытое акционерное общество. Таким образом, до банка никто из правительства
или Верховной Рады дотянуться не сможет. Вон посмотрите, у Сорокина стопроцентно
государственный банк (Укрэксимбанк. — Ред.). Но попробуйте ему дать команду
выдать деньги тому-то и тому-то. Его кредитный комитет соберется и скажет: «Извините,
кредит невозвратный, до свидания». — Сорокина могут снять за это... — И меня могут снять, но дальше что? Кстати, за последние полтора года ни одного
«наезда» на компанию не было, а до моего назначения были, буквально
через день. — Как вы относитесь к заявлению Тигипко о том, что банк, построенный по вашей
схеме, может быть подвержен коррупции? — Это высказывание можно отнести ко всем коммерческим банкам Украины. — Но ведь другие банки создавались на частные деньги. А ваш — на государственные...
Их не жалко потерять. — Какая разница, чьи это деньги, если менеджмент качественный? Чем, по-вашему,
отличается менеджер, управляющий деньгами предприятий, от менеджера, управляющего
деньгами вкладчиков? Банк «Украина» — классический пример некачественного,
«вороватого» менеджмента. Ну надо было крестьянам закопать деньги
в землю, вот они их и закопали вместе с банком. А теперь посмотрите, Матвиенко
(председатель правления Проминвестбанка. — Ред.) как свой банк раскрутил. А
банк — бывший государственный, и ничего. Так почему вы считаете, что деньгами
вкладчиков можно управлять качественно, а деньгами предприятий (отчисления,
которые прошли через государственную инновационную компанию) можно управлять
некачественно? — Потому что если украсть 10 млн у частного банка, то за это могут просто расстрелять
или вывезти в лес, а если украсть эту же сумму из государственного банка, то
наказания можно избежать. Кто ответил за банк «Украина»? Никто. — Я бы так не сказал. Все равно рано или поздно найдут. Посадят. Лазаренко,
Жердицкий, Фельдман — где они сейчас? По-вашему выходит, что государственный
банк — плохо и государственный банк, который стал частным, — тоже плохо. Так
что же тогда хорошо? Отсутствие банка? Моя задача в банке реконструкции — сделать
его неприкасаемым. — Банк еще не начал работать, а в прессе уже появились заявления о его продаже.
Если есть покупатель, почему бы не пригласить его в учредители сразу? — По большому счету, все равно, сколько в банке денег государства, как вы их
называете. Они будут работать на предприятия. И если сюда еще придет иностранный
капитал в результате очередной эмиссии акций или какой-нибудь отечественный
олигарх, то ради бога. Нужно сконцентрировать деньги на реконструкцию производства,
и все. А откуда средства — неважно. Знаете, этот банк восемь лет не могли создать,
потому что считали, что он обязательно должен быть государственным, созданным
на бюджетные деньги. А деньги-то оказались не бюджетные, а предприятий. И вы
думаете, что теперь, когда мы его создали, я буду просить денег у правительства,
чтобы оно купило пакет акций? Да никогда в жизни! — И все же... Если инвестор все-таки захочет приобрести акции вашего банка? — Ну, если сможет по закону, пускай попробует. — Вы говорили, что можете продать 49% акций своего банка иностранному. Откройте
горькую правду — уже есть желающие? — Да. Свои предложения нам направляли преимущественно европейские банки — из
Германии, Австрии, Италии. И американские тоже заинтересовались. — Чем конкретно заинтересовал иностранных банкиров ваш банк? Он даже еще не
начал работать! — Чистотой. Он ничем еще пока не запачкан. И если мы сбережем его хотя бы годик
чистеньким, то я уверен, канал реализации западных денег через этот банк в Украину
будет организован. По профессии я конструктор-расчетчик, бросать незавершенное
дело не привык. Поэтому до тех пор пока этот банк нормально не заработает, я
от него не отстану. Когда все начинает хорошо работать, мне становится скучно,
неинтересно. — Когда предположительно может наступить такой момент, когда в этом банке вам
станет неинтересно? — Думаю, через пару лет. — Неужели за пару лет низкой процентной ставкой ваш банк намерен завоевать солидную
долю рынка в банковском сегменте? — Нет, конечно же. Но к тому времени для банкиров я стану осой, которая не дает
спокойно спать. Если мы будем перехватывать лакомые куски у банкиров, то они
сами задумаются: «А зачем я взял под 12% годовых депозит?«. Знаете,
я потихоньку начинаю провокацию, направленную на снижение процентных ставок.
Я это сделаю. — Банки уже как-то противодействуют вам? — В одной из публикаций БИЗНЕСа вы сами сослались на «утку». Написали:
«по словам банкира, который захотел остаться инкогнито...». Я уже
вычислил четыре «гнезда» этих вылетевших «уток». — Кого вы подозреваете? Кто против вас работает? — Нет, это моя охота. Я любитель стрелять по пернатой дичи, а сезон охоты еще
не открыт. — Это какие-то структуры или банки? — Одна структура государственная, две общественные и одна частная. — Вероятен ли сценарий, при котором вам откажут в выдаче банковской лицензии? — Лицензию нам выдадут через пару месяцев, и мы начнем работать. Я уверен в
этом на все 100%. Мы регистрируемся на общих основаниях. Я вообще противник
любых привилегий. — Но, извините, для вашего банка уже является привилегией тот факт, что ресурсная
база вам не стоила ни гроша. — Я по-другому отношусь к государству, не так, как принято в стране. Государство — это надстройка над людьми, придуманная самими же людьми. Интересов государства
не существует. Есть интересы людей, доверивших свои деньги этой специальной
структуре. Поэтому у меня совсем иное отношение к средствам, которые скопились
в инновационной компании и которые для банка стали якобы бесплатными. Это деньги
предприятий, которые я должен рационально распределить между этими же предприятиями.
Не просто потратить, а «раскрутить» с накоплением. Процедура не одномоментная,
но иного честного пути вернуть деньги предприятий предприятиям я не нашел. — Вы будете строить сеть банка не только на основе региональных отделений инновационной
компании, но и путем покупки мелких банков? — Вы будете смеяться, но буквально на прошлой неделе нам уже поступило предложение
от одного банка рассмотреть вопрос о слиянии. Притом банк не слабенький! Из
первой двадцатки. Мне его руководитель нравится. Хитрый, конечно. Но банкир
хороший! — Присоединение другого банка автоматически повысит стоимость вашей ресурсной
базы, и вы сразу потеряете свое конкурентное преимущество. Вы пойдете на это
ради увеличения филиальной сети? — Вы правы, что-то мы потеряем, но не все, поэтому думаем. У нас, правда, есть
еще одно преимущество. Наш банк может снизить операционные расходы, так как
мы не будем работать с физическими лицами и у нас не будет касс. Мы будем работать
только по безналичному расчету, развивать ту часть бизнеса, которая направлена
на привлечение иностранных инвестиций. Представительства инновационной компании
уже работают в Лондоне, Цюрихе, Амстердаме. В Нью-Йорке пока не получается организовать. — Если вы будете вкладывать активы в кредитование только одного направления — модернизацию предприятий, как же в таком случае вы диверсифицируете свои риски? — В принципе, мы должны будем работать на рынке ценных бумаг, как это делают
банки реконструкций во всех развитых странах. К тому же я хочу первым в Украине
получить лицензию на право спекуляции иностранными ценными бумагами. Я умею
это делать. В свое время я очень удачно поиграл с российскими ОВГЗшками, евробондами,
облигациями РАО «Газпром». Знаю я там людей, методику, структуру и
т.д. — Вы уверены, что вашему банку это разрешат? — А у Нацбанка нет оснований мне отказать. — С украинскими ОВГЗ вы будете связываться? — Знаете, когда Митюков был министром финансов, а я работал помощником Президента,
мы обсуждали кое-какие дела, и он тогда спросил: «Мы говорим либо как умные
люди, либо как министр финансов с помощником Президента». Вот вам ответ
на ваш вопрос. Время покажет.
джерело:
БИЗНЕС №17, 2004
корисний матеріал? Натисніть:
|