Андрей ( Гавриэль ) Лившиц
БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ и АРИЗ Можно выделить следующие основные направления: 1. Традиционное явление для эволюции ТРИЗ и АРИЗ - общее увеличение степени алгоритмизации за счет более полного и более глубокого использования объективных законов развития технических систем. 2. Существенное укрепление "моста" ( причинно следственной связи ) между физпротиворечием и способом его разрешения. 3. Усиление информационного фонда, укрепление связей между ТРИЗ , АРИЗ и действующими стандартами. 4. Bыделение второй половины АРИЗ (развитие и использование найденной идеи) в самостоятельный и независимый алгоритм. 5. Разработка новой начальной части (или отдельного алгоритма) для выявления новых задач. 6. Усиление общевоспитательной функции. ТРИЗ и АРИЗ должны энергичнее и селективнее развивать навыки концентрированного , целеустремлённого и логически сильного мышления. 7. Постепенное интегративное многоуровневое увеличение универсализма , взаимозаменяемости , взаимоприменяемости и модульности . Совмещение функций и перепрофилирование функциональной нагрузки между локальными модулями инновационной системы На этой перспективе имеет смысл остановиться детально Предлагается последовательный пошаговый алгоритм реализации этой задачи , конечно в мультифункциональном варианте с обеспечением максимальной унификации и полной локальной взаимозаменяемости всех связей и элементов инновационного технического решения ЧАСТЬ 1 1. ПЕРВЫЙ ШАГ Определить и сформулировать окончательную версию генерированной идеи и конечную цель решения задачи по реализации этой идеи Какова техническая цель решения задачи («Какую характеристику объекта надо изменить?» Есть ли связь у параметров задачи с параметрами инновационных задач уже успешно реализованных ?). Какие характеристики объекта заведомо нельзя менять при решении задачи? Какова экономическая цель решения задачи и какая коммерческая цель преследуется («Какие расходы снизятся, если задача будет решена?»). Каковы (примерно) допустимые затраты? Какой главный технико-экономический показатель надо улучшить? 1-2. ВТОРОЙ ШАГ Проверить обходной путь. Допустим, задача принципиально нерешима; ка¬кую другую — более общую , известную и уже решённую — задачу надо тогда решить, чтобы получить требуемый конечный результат? (Использовать системный анализ — схема такого анализа может базироваться на принципах стратегии патентования и лицензирования , опубликованной ранее в этом же информационном ресурсе ). 1-3. ТРЕТИЙ ШАГ Определить, решение какой задачи це¬лесообразнее — первоначальной или обходной. Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития данной отрасли техники. Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники. Сравнить обходную задачу с тенденциями развития данной отрасли техники. Сравнить обходную задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники. Сопоставить первоначальную задачу с обходной. Произвести выбор. 1-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ Определить требуемые количест¬венные показатели. 1-5. ПЯТЫЙ ШАГ Внести в требуемые количественные по¬казатели «Поправку на время». 1-6. ШЕСТОЙ ШАГ Уточнить требования, вызванные кон¬кретными условиями, в которых пред¬полагается реализация изобретения. Учесть особенности внедрения. В частности, допускаемую степень сложности решения. Учесть предполагаемые масштабы применения. ЧАСТЬ 2. УТОЧНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЗАДАЧИ 2-1. ПЕРВЫЙ ШАГ Уточнить задачу, используя патентную литературу. Провести поиск по патентному ведомству США ПО ВЫДАННЫМ ПАТЕНТАМ , ПО ПАТЕНТНЫМ АППЛИКАЦИЯМ и по выложенным патентным заявкам; Провести поиск по фондам Европейского патентного ведомства в подразделах относительно фамилий авторов изобретений , компаний –заявителей изобретений и по комплексным показателям и ключевым словам Как (по патентным данным) решаются задачи, близкие к данной? Как решаются задачи, похожие на данную, в ведущей отрасли техники? Как решаются задачи, обратные данной? 2-2. ВТОРОЙ ШАГ Применить оператор РВС. Оператор РВС а. Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до 0 (Р—>0). Как теперь решается задача? б. Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до ∞ (Р—>∞). Как теперь решается задача? в. Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0 (В—>0). Как теперь решается задача? г. Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до ∞ (В—>∞). Как теперь решается задача? д. Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объек¬та или процесса от заданной величины до 0 (С—>0). Как теперь решается задача? е. Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объек¬та или процесса от заданной величины до ∞ (С—>∞). Как теперь решается задача? 2-3. ТРЕТИЙ ШАГ Изложить условия задачи (не исполь¬зуя специальных терминов и не указы¬вая — что нужно придумать, найти, создать) в двух фразах по следующей форме: а. Дана система, включающая элементы (перечислить). б. Элемент (указать) в. при условии (указать) г. дает нежелательный эффект (указать). Примеры: «Дана электрическая цепь, состоящая из генера¬тора, проводника, потребителя тока и выключате¬ля. Выключатель при размыкании и замыкании цепи дает электрическую дугу» (задача №1). «Дан трубопровод с задвижкой; по трубопроводу движется вода с частицами железной руды. Части¬цы руды при движении истирают задвижку» (зада¬ча № 21). «Дана бухта, состоящая из берегов, дна, воды и ле¬жащего на дне слоя ила. Ликвидация ила при при¬менении известных способов вызывает загрязнение окружающей среды, требует большого расхода вре¬мени и средств» (задача Р). «Даны вертикально стоящая тяжелая бетонная труба и откос, на который ее нужно опустить. Если трубу опускать без сложных крановых устройств, труба, падая на откос, может разрушиться» (за¬дача № 37). 2-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ Перенести элементы из 2—За в следующую таблицу: Если рассматри¬вать систему как устройство Если рассматри¬вать систему как способ а. Элементы, которые можно менять, переделывать, переналаживать (в условиях данной задачи). б. Элементы, которые трудно видо¬изменять (в условиях данной за¬дачи). Примеры: В задаче № 1 генератор, проводник и выключатель относятся к «а»; потребитель тока — к «б» (потре¬бители — множество готовых и разных машин, приборов; их трудно перестроить). В задаче № 21 трубопровод и задвижка — «а», вода и частицы руды — «б». В задаче Р все элементы относятся к «б». В задаче № 37 откос и труба — «б» (трубу нельзя менять совсем, откос допустимо менять лишь в незначительной степени). Примечание: Достаточно заполнить один вертикальный ряд, т. е. систему достаточно рассматривать как устрой¬ство или как способ. 2-5. ПЯТЫЙ ШАГ Выбрать из 2—4а такой элемент, кото¬рый в наибольшей степени поддается изменениям, переделке, переналадке. Примечание: а. Если все элементы в 2—4а равноценны по степени допускаемых изменений, начните выбор с неподвижного элемента (обычно его легче менять, чем подвижный). б. Если в 2—4а есть элемент, непосредственно связанный с нежелательным эффектом (обычно этот элемент указывают в 2—3 б), выберите его в последнюю очередь. в. Если в системе есть только элементы 2—4б, возьмите в качестве элемента внешнюю среду. Примеры: В задаче № 1 три элемента относятся к 2—4а — генератор, проводник, выключатель. Выключатель связан с нежелательным явлением (дугообразованием). Выбрать следует генератор или проводник (генератор в целом неподвижен, поэтому нельзя отдать предпочтение проводнику). В задаче № 27 выбрать надо трубопровод, так как задвижка связана с нежелательным явлением (истирается). В задачах Р и 37 все элементы относятся к 2—4б, поэтому выбрать следует внешнюю среду. ЧАСТЬ 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ 3-1 ПЕРВЫЙ ШАГ Составить формулировку ИКР по сле¬дующей форме: а. Объект (взять элемент, выбранный в 2—5); б. Что делает. в. Как делает сам. г. Когда делает. д. При каких обязательных условиях (ограничениях, тре¬бованиях и т. п.). Примеры: В задаче № 1 — «Генератор... прерывает и вос¬станавливает подачу тока... сам... когда надо потребителю... не давая дуги». В задаче № 21 — «Трубопровод... меняет свое се¬чение... сам... когда надо регулировать поток... не истираясь». В задаче Р — «Внешняя среда... ликвидирует ил... сама... в короткий срок... без загрязнения моря, берегов и атмосферы». В задаче № 37 — «Внешняя среда... опускает тру¬бу... сама... во время укладки... без повреждений». 3-2. ВТОРОЙ ШАГ Сделать два рисунка: «было» (до ИКР) и «стало» (ИКР). Примечания: а. Рисунки могут быть условные — лишь бы они отражали суть «было» и «стало». б. Рисунок «стало» должен совпадать со сло¬весной формулировкой ИКР. Проверка: На рисунках должны быть все элементы, перечи¬сленные в 2—3а. Если при шаге 2—5 выбрана внешняя среда, ее на¬до указать на рисунке «стало». 3-3. ТРЕТИЙ ШАГ На рисунке «стало» найти элемент, указанный в 3—1a, и выделить ту его часть, которая не может совершить требуемого действия при тре¬буемых условиях. Отметить эту часть (штрихов¬кой, другим цветом, обводкой контуров и т. п.). Примеры: В задаче № 21 такой частью будет внутренняя поверхность трубопровода. В задаче № 37 — участок внешней среды между трубой и откосом. В задаче Р — поддонная область бухты (другие области внешней среды — на море, на берегу, в атмосфере — исключены по условиям 3—1д). 3-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ Почему эта часть не может осу¬ществить требуемое действие? Примеры: В задаче № 21 — «Внутренняя поверхность трубы не умеет сжиматься и разжиматься». В задаче № 37 — «Внешняя среда между трубой и откосом не умеет плавно опускать трубу». В задаче Р — «Поддонная (глубинная, подземная) область не имеет пустот, связанных с дном бухты. 3-5. ПЯТЫЙ ШАГ При каких условиях эта часть сможет осуществить требуемое действие (какими свойства¬ми она должна обладать)? Примечание: Не надо пока думать — осуществимо ли прак¬тически желательное свойство. Назовите это свой¬ство, не беспокоясь о том, как оно будет достиг¬нуто. Примеры: В задаче № 21 — «На внутренней поверхности трубы что-то нарастает, а потом — при необходи¬мости — исчезает». В задаче № 37 — «Внешняя среда между трубой и откосом имеет плотность, достаточную для плавно¬го опускания трубы». В задаче Р — «В поддонной области созданы пус¬тоты, сообщающиеся с дном бухты». 3-6. ШЕСТОЙ ШАГ Что надо сделать, чтобы выделенная часть объекта приобрела свойства, отмеченные в 3—5? Рисунок: Вспомогательные вопросы: а. Покажите на рисунке стрелками силы, которые должны быть при¬ложены к выделенной части объекта, чтобы обеспечить жела¬тельные свойства. б. Какими способами можно соз¬дать эти силы? (Вычеркнуть способы, нарушаю¬щие условия 3—1д). Примеры: В задаче № 21 — «Наращивать на внутреннюю поверхность трубы частицы железной руды или воду (лед)». Других веществ внутри трубопровода нет, этим и определяется выбор. В задаче № 37 — «Между трубой и откосом распо¬ложить вместо воздуха плотную среду, которую легко было бы постепенно убирать — лед, песок и т. п.». В задаче Р — «Отыскать естественные или создать искусственные полости под дном бухты, соединить их скважинами с дном». 3-7. СЕДЬМОЙ ШАГ Сформулировать способ, который может быть практически осуществлен. Если таких способов несколько, обозначьте их цифрами (самый перспективный — цифрой 1 и т. д.). Запишите вы¬бранные способы. 3-8. ВОСЬМОЙ ШАГ Дать схему устройства для осущест¬вления первого способа: Рисунок: Вспомогательные вопросы: а. Каково агрегатное состояние ра¬бочей части устройства? б. Как меняется устройство в тече¬ние одного рабочего цикла? в. Как меняется устройство после многих циклов? (После решения задачи следует вернуться к шагу 3—7 и рассмотреть другие перечисленные в нем способы). ЧАСТЬ 4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАЙДЕННОЙ ИДЕИ 4-1. ПЕРВЫЙ ШАГ Что ухудшается при использовании предлагаемого устройства? Запишите — что услож¬няется, удорожается и т. д. 4-2. ВТОРОЙ ШАГ Можно ли видоизменением предла¬гаемого устройства предотвратить это ухудшение? Нарисуйте схему видоизмененного устройства. 4-3. ТРЕТИЙ ШАГ В чем теперь ухудшение (что услож¬няется, удорожается и т. д.)? 4-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ Сопоставить выигрыш и про¬игрыш: а. Что больше? б. Почему? Если выигрыш больше проигрыша (хотя бы и в перспективе), перейти к синтетической части АРИЗ. Если проигрыш больше выигрыша, вернуться к шагу 3—1. Записать на том же листе ход повторного анализа и его ре¬зультат. 4-5. ПЯТЫЙ ШАГ Если теперь выигрыш больше, перейти к синтетической стадии АРИЗ. Если повторный ана¬лиз не дал новых результатов, вернуться к шагу 2—4, проверить таблицу. ВЗЯТЬ В 2—5 ДРУГОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ И ЗАНОВО ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ. Записать ход анализа на том же листе. Если нет удовлетворительного решения после 4—5, перей¬ти к следующей части АРИЗ.
полезный материал? Нажмите:
|