Ярослав Ващук
Выступление на международной научно-практической
конференции в 2009 году в г. Хмельницком
Современная мировая экономика характеризуется существенными изменениями в определении
направлений экономического прогресса. Основные акценты сегодня перемещают на
ускоренное инновационное развитие, переход к стратегии экономики, которая базируется
на знаниях и интеллекте. В ее основе лежат интеллектуальные ресурсы наций, научные
достижения, процессы трансфера результатов творческой деятельности в производство
материальных и духовных благ, которые в условиях мирового кризиса приобрели
особую важность. Сегодня конкуренция между развитыми государствами превратилась
на конкуренцию новейших технологий, созданных на основе достижений науки.
Все, что сделано руками человека, когда-то было придумано изобретателем и благодаря
работе реализаторов изобретательских новаций — инженеров, технологов, рабочих
и вливанию необходимых денежных ресурсов стало товаром.
Изобретатели в мире, благодаря патентной системе, уже почти четыре века получают
возможность выгодно продавать свои права на использование изобретений, получая
новые стимулы к дальнейшей творческой деятельности.
Единый рецепт истинного прорыва в экономике, да еще и в период всемирного финансово-экономического
кризиса — переведение экономики на инновационные рельсы: не просто выпуск низкосортного
металла, а высокотехнологических изделий из него, не только сеяние и собирание
рапса, а и производство качественного биодизельного горючего из него. Выход
из кризиса — вход винновационную экономику.
В Украине на сегодня запатентовано почти 160 тыс. технических решений (в т.ч.
изобретений — 93, полезных моделей — 44, промышленных образцов -20). Но лишь
6-ть из тысячи изобретений используются в производстве. А по данным Государственного
комитета статистики Украины за 2008 год предприятия и организации заключили
едва больше 800 лицензионных договоров, это очень мало на зарегистрированный
в стране около 50-ти тысяч предприятий. В мире эта область измеряется в $1 трил.
В современном мире Украина, к сожалению, относится к технологическим аутсайдерам.
Отсутствие единой государственной стратегии построения конкурентоспособной экономики,
основанной на инновациях, служит причиной отсутствия заинтересованности отечественных
промышленников к внедрению мировых новаций. Ныне частица нашей страны в мировом
объеме торговли наукоемкой продукцией представляет каких-то 0,1 процента.
Именно права интеллектуальной собственности становятся одними из наиболее стоимостных
элементов общественного продукта, а затем нуждаются в максимальной законодательной
защите и поддержки со стороны государства.
На сегодня есть все основания утверждать, что за годы независимости в Украине
сделано главное для обеспечение гарантированных Конституцией Украины прав граждан
на защиту интеллектуальной собственности, авторских прав, моральных и материальных
интересов, которые возникают в связи с разными видами интеллектуальной деятельности.
Создана нормативно-правовая база в сфере интеллектуальной собственности, которая
отвечает международным нормам, внедрены эффективные механизмы реализации законов,
сформирована дееспособная инфраструктура, которая обеспечивает осуществление
государственной политики в этой сфере. Содействие развития творческой деятельности,
обеспечение на законодательном уровне обретения прав интеллектуальной собственности
и их эффективной защиты, подготовка специалистов по вопросам интеллектуальной
собственности и распространения знаний в этой сфере являются важнейшими задачами
Государственного департамента интеллектуальной собственности.
Согласно Закона Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" — "изобретение (полезная модель) результат интеллектуальной деятельности
человека в любой сфере технологии".
Техническое решение задачи может быть признано изобретением, если оно отвечает
трем условиям патентоспособности: новизне, изобретательскому уровню и промышленной
пригодности.
Но не считаются изобретениями результаты интеллектуальной деятельности, которые
не являются техническими решениями задач: открытие, а также научные теории и
математические методы; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной
деятельности; программы для электронных вычислительных машин; решения, которые
состоят только в представлении информации.
На сегодня в Украине на основе законодательных и методических документов реализуется
следующая процедура патентования изобретений:
1. Подготовка заявителем (изобретателем) заявки к патентованию технического
решения задачи:
- анализ предмета защиты и определение системы защиты его составляющих;
- классификация технических решений предмета защиты согласно Международной
патентной классификации;
- патентно-информационные исследование, поиск аналогов i определение прототипа
с использованием национальной базы Укрпатента, базы Роспатента или международных
патентных баз;
- определение формы представления технического решения на регистрацию и системы
его защиты;
- оформление заявления, описания, формулы, черчений, реферата и др. заявочных
материалов согласно "Правилам составления и представление заявки на изобретение
и заявки на полезную модель";
- представление заявки в Укрпатент на получение патента с регистрацией даты
представления заявки и получением расписки;
- уплата сбора за представления заявки и проведения экспертиз.
2. Оплата заявителем государственной пошлины за регистрацию заявки и проведения
формальной экспертизы заявки (согласно постановлению КМУ №543 вiд 22.05.2001).
3. Укрпатент устанавливает приоритет заявки и выдает решение о регистрации
заявки с подтверждением даты приоритета (в течение месяца).
4. Проведение Укрпатентом формальной экспертизы заявки и принятия решения или
подготовка запросов дополнительных документов (на протяжении пяти месяцев).
5. Укрпатент публикует информацию о заявленном техническом решении в официальном
бюллетене "Промышленная собственность" (по окончании 18 месяцев от
даты представления заявки).
6. Укрпатент проводит квалификационную экспертизу технического решения, которое
заявлено на получение патента, и выдает решение о выдаче патента Украине на
изобретение (на протяжении времени не меньше 14 месяцев с даты представления
заявки).
7. Оплата заявителем государственного пошлины за выдачу патента Украины на
изобретение и представление соответствующего документу в Укрпатент (согласно
Декрету КМУ "О государственной пошлине").
8. Госдепартамент проводит государственную регистрацию патента на изобретение,
публикует сведению об изобретении в официальном бюллетене "Промышленная
собственность" и выдает заявителю патент Украины на изобретение ( на протяжении
трех месяцев).
Затраты на патентование изобретения, если оформление заявки проводится без
участия патентного поверенного: заявитель (патентообладатель) есть сам изобретатель — от 300 грн.; заявитель (патентообладатель) есть предприятие — от 4000 грн.
Гонорар патентного поверенного с проведением патентно-информационных исследований,
при полном оформлении и сопровождении заявки к получению патента — от 6000 грн.
Характеристика объектов промышленной собственности (ОПВ), сроки и затраты по
получению на них в Украине и в зарубежных странах прав (гонорар патентного поверенного,
государственные пошлина и собрание: за представления заявки, проведение формальной
и квалификационной экспертиз, получение охранительного документа, публикацию):
1. ИЗОБРЕТЕНИЕ (конструкция, образ изготовления или состав изделия) — от 8000
до 10000 грн. Конкретная сумма зависит от сложности объекту, степени подготовленности
к патентованию технической документации, ретроспективы и широты патентно-информационного
поиска, наличия прототипа, сложности и количества черчений и кто заявляется
патентообладателем: физическое или юридическое лицо. Дополнительная оплата за
каждое изобретение в одной заявке больше одного — 3500 грн. Срок получения патента — 1,5 года. В режиме ускоренного делопроизводства (2-3 месяца) дополнительная
оплата — 6000 грн. Срок действия патента — 20 лет. Исключительные права защищают
коммерческое использование технического решения в производстве и торговле и
действуют в пределах Украины. Зарубежное патентование: международная заявка
по РСТ — 2000 долл.; национальная фаза в одной стране — 3-8 тыс.долл.; европейский
патент, в евро — 5 тыс.евро; в Украине первичная заявка, в евро — 1800; в Украине
заявка РСТ, в евро — 1200.
2. ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ (конструкция, образ изготовления или состав изделия) — от
6000 до 8000 грн. Конкретная сумма зависит от сложности объекту, степени подготовленности
к патентованию технической документации, ретроспективы и широты патентно-информационного
поиска, наличия прототипа, сложности и количества черчений и кто заявляется
патентообладателем: физическое или юридическое лицо. Дополнительные затраты
на каждый вариант КМ больше одного — 500 грн. Срок получения патента — 7-9 месяцев,
в режиме ускоренного делопроизводства (2 месяца) — дополнительная оплата 2000
грн. Срок действия патента — 10 лет. Исключительные права защищают коммерческое
использование технического решения в производстве и торговле и действуют в пределах
Украины. Зарубежное патентование аналогично изобретения.
3. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ (внешний вид изделия, его форма, украшений) — от 4000
до 5000 грн. Конкретная сумма зависит от сложности объекту, степени подготовленности
к патентованию технической документации, необходимости проведения патентно-информационного
поиска, наличия прототипа, фотографий и кто заявляется патентообладателем: физическое
или юридическое лицо. Дополнительные затраты на каждый вариант ПО больше одного — 500 грн. Срок получения патента — 10-12 месяцев. В режиме ускоренного делопроизводства
(2 месяца) ) дополнительная оплата за 1 вариант — 2000 грн. Срок действия патента — 10 лет с возможностью продолжения до 15. Исключительные права защищают коммерческое
использование технического решения в производстве и торговле и действуют в пределах
Украины.
4. ТОРГОВАЯ МАРКА (слово, изображение, комбинация), при регистрации на физическое
или юридическое лицо — 3500 грн. Сумма увеличивается с расширением сферы использования
ТМ и использованием цветов в изображении. Срок получения свидетельства 14-16
месяцев. В режиме ускоренного делопроизводства (7-8 месяцев) дополнительная
оплата от 3000 грн. Возможная ускоренная процедура за 2 месяца. Срок действия
свидетельства — 10 лет. Законом предусмотренная возможность продления срока
действия каждый раз на 10 лет. Исключительные права защищают зарегистрированное
и подобный ему обозначение при коммерческому использование в производстве и
торговле по отношению к товарам и услугам, на которые проведенная регистрация,
и действуют в пределах Украины. Международная регистрация ( по Мадридскому соглашению
и протоколу) — от 1500 долл.( в зависимости от числа заявленных стран).
На сегодня существуют отличию в процедуре патентования и правовой защите изобретения
и полезной модели:
1) патент на изобретение выдается по результатам квалификационной экспертизы,
на полезную модель — без экспертизы под ответственность заявителя;
2) срок получения патента на изобретение — 24 месяца, на полезную модель — 8 месяцев;
3) срок действия патента на изобретение — 20 лет, на полезную модель — 10;
4) объем прав, предусмотренных патентом — одинаковый;
5) объект изобретения или полезной модели: конструкция, образ изготовления
или состав изделия;
6) количество объектов в одной заявке: изобретение — один и больше, полезная
модель — один.
Государственными органами проводится усовершенствования законодательства и
организационных мер в 2009 году:
1. Госдепартамент в начале году разработал Концепцию развития государственной
системы охраны ИВ;
2. готовится электронное представление заявок на ОПВ, использование безбумажных
информационных технологий в процессе обретения прав на ОПВ;
3. в Кабмина переданный законопроект " Об охране прав на коммерческую
тайну;
4. сроки рассмотрения заявок сравнительно с 2000 г. сокращено: на изобретения
с 33 мес. до 15, на торговые марки с 30 мес. до 14.
5. усовершенствованная работа Апелляционной палаты Госдепартамента;
6. увеличивается годовое количество заявок на ОПВ: 35 тыс. заявок (15% от иностранных
заявителей), выдается 25 тыс. патентов и свидетельств;
7. функционируют безвозмездные базы данных:
- Специализированная БД "Изобретения (полезные модели) в Украине", — БД коллективного пользования "Сведения о заявках на изобретения, которые
приняты к рассмотрению", — Интернет БД "Изобретения зарубежных стран", — БД "Зарегистрированные в Украине знаки для товаров и услуг", — БД "Сведения о международной регистрации знаков, которые получили правовую
охрану в Украине", — БД "Сведения о хорошо известных знаках в Украине", — БД "Сведения о знаках для товаров и услуг, действие свидетельств на которые
прекращенная или свидетельства на которые признано недействительными", — Интерактивная БД "Промышленные образцы, зарегистрированные в Украине", — БД "Сведения о международной регистрации промышленных образцов, которые
получили правовую охрану в Украине".
Рекомендуется обязательный просмотр БД ОПВ (мониторинг) не только на стадии
оформления прав на ОПВ, но и в ходе действия прав — с целью обжалования на стадии
регистрации заявок конкурентов по ОПВ, что патентуются (регистрируются) в явочном
режиме (торговые марки, полезные модели, промышленные образцы).
Практика показывает, что оптимальным есть патентования в момент выхода товара
на рынок. В этом случае у конкурента не остается времени на опорочення изобретения
или создание контр-изобретения.
Достоверность коммерциализации патента на ранних стадиях инновационного процесса:
- на концептуальной стадии — 10% ( затраты на реализацию инновационного процесса — 1); — на стадии лабораторного образцу — до 20% ( затраты — 10); — на стадии исследовательского образца — до 66% ( затраты — 100); — на выходе товара на рынок — до 75% ( затраты — 1000).
Причины и виновнике снижения творческой активности в стране — это государство,
бизнес, и сам… изобретатель. По моему мнению, это как минимум 8:
1. В Украине зарплата составляет 8% себестоимости продукции (другое — сырье,
налоги, бюджетные ресурсы), в руководящих странах — 30-50%. В технологически
передовых странах введенные изобретения создают: 70% — большие фирмы, университеты,
20% — малые и средние предприятия, 10 — индивидуальные изобретатели, в Украине — наоборот.
2. За границей существует методика (школа) " Как построить мост понимания
между изобретателями и бизнесменами". Мы знаем, что в рыночных условиях
продать товар не легче как его изготовить.
3. Старшее поколение творческих людей, как выяснилось, не готовое к рыночным
условиям, а новое — свои творческие потуги направляет на получение немедленной
прибыли. В стране на рынке состоялась капитализация отношений, а изобретатели
живут в советском психологическом пространстве.
4. Мотивация из стороны больших предпринимателей: льготы, преференции и коррумпированность
по отношению к установлению налогов и пошлины, аферы из землю и недвижимостью
на сегодня дают значительно большую и быструю прибыль без особого риска чем
технические новации. Инвестиции в строительство жилья дает отдачу уже через
2 года. Отечественный бизнес отдает предпочтение "быстрым деньгам".
5. Защита прав патентообладателей в государстве не надлежащем уровне: 500-800
дел в год в судах, Великобритания каждый год рассматривается больше 2 тыс.
6. Практически в стране отсутствуют инновационные структуры, которые превращают
идеи в товар. Как известно 9тть жизненных циклов инновации — от идеи до серийного
производства и, как правило, своими силами изобретатель справиться начиная с
5гго этапа не может. В стране нет инновационных менеджеров, которые соединяют
интеллект-деньги-производство, отсутствуют венчурные фонды (делают инвестиции
у предприятия с высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли).
В стране нужно сформулировать и внедрить современную модель интеграции интеллектуального
потенциала во внутренний рынок. Например, американский изобретатель Джеймс Рассел
в 1980 г. изобрел лазерный диск — "компакт", внедрила фирма Filips
израсходовав $60 и 50 патентов. Государство тратит не малые деньги на помпезные
праздника, политические шоу, памятники, но ни копейки в поддержку изобретательства.
7. В одном из своих интервью Паладий Н.В. привел статистику, которая меня поразила:
в Украине запатентовано больше 90 тыс. изобретений, это возле 20 тыс. изобретателей,
но лишь 20 изобретателей смогли "раскрутиться", внедрить или продать
свои изобретения с выгодой для себя, для своего бизнеса. Одиночки скорее теряют
чем приобретают: нет средств, внедрение, не возможности провести заграничное
патентование. Уровень изобретений низкий, например, "Размещение рекламы
в лифтах", "Строительный раствор на основе глины". Котлы на соломе
не подымут уровень НТП в стране.
8. Мешают политические скандалы, украинский чиновник: войны в организационные
сфере ИВ: комитет по вопросам образования и науки (Полохало) с руководством
ГДИС, словесные баталии, политические кадровые изменения, имитация бурной деятельности,
слова без дела, 5 лет несогласование ГКУ и ЗУ, с 2002 г. закон об инновационной
деятельности на действует, новации не внедряются, государственные мужья предъявляют
обвинение бизнесу и наоборот… Например, в 2007 году Государственное агентство
по инвестициям и инновациям через режим льготного кредитования финансирует 17
проектов на 780 млн.грн.: 80 — ООО "Электросталь" Донецк на производство
квадратной литой заготовки, 16 — ВО "Новатор" на внедрение LCD-телевизоров
и др. Но это не инновационные проекты! Разве появился на рынке новый продукт
или новая технология мировой новизны? Нам нужно определять новизну проекта не
в области или даже в масштабе страны — лишь мировая новизна обеспечивает конкурентоспособность
инновационной продукции в условиях глобализации экономики. Нельзя смешивать
инвестиции и инновации с точки зрения важности, сложности, приоритетности, условий
кредитования. В то же время, противораковое лечебный препарат "Україн",
изобретенный украинцем, который работает в Австрии Василием Новицким, патентуется
и выпускается заграницей, изобретение Анатолия Газенка "Искусственная нырка"
десяток лет не внедряется.
На Хмельнитчине тоже есть ценные введенные разработки: Виктор Кшановський (Кам.Под.) — системы контроля использования электроэнергии, теплонакопичування (больше
30 изобретений, иностранные патенты), Богдан Мартынюк (Хмель.) — технология
и установки по переработке пластмассовых отходов (5 изобретений, зарубежное
патентование) и др.
Главная проблема состоит в отсутствии реальной стратегии научного и инновационного
развития в нашем государстве, которое вместе с тем должны стать главным индикатором
эффективности затрат на науку и определить национальные инновационные приоритеты
на перспективу. При этом важным есть понимания того, что даже наилучшая стратегия
не будет воплощена в жизнь, если не разработать эффективные механизмы ее реализации.
Именно поэтому досадно признавать, что значительная частица изобретений наших
талантливых соотечественников, которые признаются на мировом уровне, остаются
не реализованными.
Уже давно настало время сформировать и ввести современную модель интеграции
интеллектуального потенциала наций во внутренний и мировой рынки, учитывая как
национальную специфику процессов преобразования интеллектуального достояния
в конкурентноспособную продукцию, так и соответствующий мировой опыт. Надо просто
от разговоров о необходимости инновационного развития экономики перейти к реальным
делам.
К сожалению, большинство руководителей предприятий, организаций, учреждений
также имеют слабое представление о возможностях коммерческого использования
объектов права интеллектуальной собственности. Они занимаются внедрением новейших
разработок и стараются продолжать эту работу в новых экономических условиях,
но продвижение интеллектуальной продукции на рынке, особенно внешнему, требует
специальных экономических знаний, владение методами маркетинга этого специфического
товара.
Этим должны заниматься специалисты, осведомленные с такими вопросами, которые
прошли соответствующую подготовку, имеют необходимые знания и, главное, могут
смотреть хотя бы на несколько лет вперед. Наши бизнесмены ориентированы на "быстрые
деньги", а новейшие технологии — это пять и больше лет.
Не имеет сомнения, что обеспечение коммерческой реализации результатов интеллектуальной
деятельности может осуществляться через формирование специальных комплексных
структур, которые бы стали непосредственными участниками процесса создания объектов
права интеллектуальной собственности (венчурные фонды, интеллектуальные городки
и т.п.), осуществляли экспертную оценку их коммерческой привлекательности, исследовали
конъюнктуру рынка, а также имели возможность предоставлять инновационным разработкам
действенную маркетинговую и финансовую поддержку.
Как свидетельствует мировой опыт, инновационные сдвиги в национальных экономиках
определялись не только научными и техническими достижениями, но и общим интеллектуальным
прорывом с помощью создания соответствующих учреждений социального, образовательного,
научно-технологического и маркетингового направления, которые соединили интеллект,
производство, бизнес.
Очень важно также объединить людей единой национальной идеей — стать высокоразвитой
страной с высокой духовностью и достойным талантливого народа Украины уровнем
жизни. Думаю, ни у кого нет сомнения, что мы того достойные.
источник:
Интернет-сайт «ВЯПат»
полезный материал? Нажмите:
|