В США «индустрия копирайта» создает 5% ВВП, а интеллектуальная собственность является главной статьей экспорта

ТРИЗ и современные интердисциплинарные технологии, биотехнологии и элементы генной инженерии: реальность и иллюзии ( часть первая )

2012-10-10

ТРИЗ задумывалась "как точная наука". Какое то время все её законы и методы в принципе соответствовали уровню развития и возможностей техники и технологии;

Что же в настоящее время в действительности представляет собой ТРИЗ? Как повлияли на его интеграционные возможности современные высокие технологии и процессорная техника?

Это не все вопросы , которые необходимо прояснить ; Как важный факт надо отметить повсеместное явление поиска в биологических объектах аналогов будущих изобретений , особенно на базе био-механических исследований ; Как это сочетается с законами , методами и приёмами ТРИЗ ?

В настоящее время большинство интересных и эффективных изобретений возникает на базе открытий каких-то элементов живой природы, которые вдохновляют изобретателей на новые и новые технические решения, решающие необычные задачи при помощи необычных методов и приёмов

Приведём один из таких примеров

Физики из голландского Университета Твенте обнаружили, что у капель воды, находящихся на холодной поверхности, при замерзании образуются заостренные вершины. Наблюдение ученых опубликовано в журнале Physics of Fluids.
Ученые капали небольшое количество дегазированной и деионизированной воды на гладкую поверхность. Температуры воды составляла 20, температура поверхности -20 градусов Цельсия. За каплями наблюдали при помощи специального микроскопа. Формирование фронта льда было хорошо заметно из-за бокового освещения.
Оказалось, что на вершине капли при замерзании образуется заостренная вершина. Это объясняется сочетанием характерных для воды свойств: расширения при замерзании и сильного поверхностного натяжения.
Фронт замерзания движется в капле снизу вверх. Жидкая часть постоянно удерживается на вершине силами поверхностного натяжения. Вода при замерзании расширяется, но из-за того, что капля закреплена на поверхности, она не может расширяться в горизонтальном направлении. В результате, фронт замерзания приобретает вогнутую форму. На последней стадии замерзания лед выталкивает жидкость все выше и на конце капли образуется острая вершина. Этот феномен, по словам авторов, легко воспроизводится даже с обычной водопроводной водой.
У других жидкостей в сходных условиях острая вершина не образуется, так как они не расширяются при замерзании.
Интересно, что после образования на капле острого кончика он становится точкой кристаллизации водяного пара. При этом на нем вырастает "ледяное дерево" инея.
При анализе и прогнозировании с применением методики и аналитических приёмов ТРИЗ , при технолого-диалектическом синтезе это обнаруженное явление может дать реальные выходы на эффективное применение в инновационных процессах и особенно в процессах биотехнологии и генной инженерии
Несомненным достоинством ТРИЗ и стало то, что в ней была предпринята попытка использовать для решения изобретательских задач диалектические подходы, связанные с выявлением и разрешением противоречий.
С этой целью в ТРИЗ был разработан специальный алгоритм (АРИЗ), представляющий собой последовательность логических процедур, направленных на представление решаемой изобретательской задачи в виде противоречий и ряд рекомендаций для их разрешения.
Кроме того, в книгах по ТРИЗ приводилось большое число интересных примеров и задач, которые сами по себе имели большую познавательную ценность.
Но зная сегодняшнее состояние дел , уместным становится возможность задать критически важный вопрос , - а если противоречия в его классическом понимании не существует , тогда как преодолевать не существующие противоречия ? Как развивать инновационные технологии используя приёмы и методы ТРИЗ и одновременно используя новые позитивные и эффективные приёмы ?
Однако и без этого Теория решения изобретательских задач имела и ряд существенных изъянов, которые, очевидно, и привели к застою в ее развитии после смерти автора, а также к существенным сложностям в практическом ее применении. В чем же заключались эти изъяны.
1. В ТРИЗ была предпринята попытка сформулировать законы развития технических систем, которые должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей методологии решения задач. Однако большинство из сформулированных законов таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причем далеко не полными.
По этой причине стройной методологии решения задач, основанной на законах развития так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.
Совершенно исключались факторы коммерческой целесообразности и не принималось во внимание именно их влияние на приёмы использования постоянно модифицирующихся законов развития технических систем для такой модернизации , оптимизации и модификации объекта , которая может эволюционно превратить изобретение в востребованный инновационный продукт
Возникшие в последнее время патентные споры между крупнейшими технологическими компаниями мира, показывают и доказывают , что законы развития технических систем сформулированные в ТРИЗ не могут отразить всего многообразия задач, функций и признаков современного многофункционального объекта и с учётом всех новых возникших и продолжающих возникать факторов, характеризующих инновационный объект , необходимо заново сформулировать эти законы связав их с законами развития коммерческих структур и коммерциализации инновационных идей
Новейшие инновационные модели развития сложнейших био-систем ещё предстоит адаптировать к приёмам и методам ТРИЗ, а процессы и приёмы генной инженерии , появившиеся значительно позже ТРИЗ и её последующих модификаций следует вообще классифицировать и выявить в этих интегративных процессах закономерности вообще технических систем и в частности принципы развития био-механических, био-химических и био-опто-электронных комплексных систем синтеза новейших материалов и повторения природных веществ и соединений
Ученые из Университета Киото научились создавать из эмбриональных и индуцированных стволовых клеток мышей полноценные яйцеклетки. При оплодотворении и имплантации суррогатной матери из таких яйцеклеток получаются здоровые мышата. Работа опубликована в журнале Science, ее краткое содержание приводит NatureNews.
Сперва исследователи обрабатывали стволовые клетки мышей коктейлем различных сигнальных белков, чтобы запустить в них программу превращения в гоноциты (primordial germ cells). Эти клетки у обычного эмбриона являются предшественниками любых половых клеток - и яйцеклеток, и сперматозоидов. К полученным гоноцитам добавляли вспомогательные клетки из ткани донорских яичников, предварительно удалив из них все половые клетки. После этого авторы имплантировали полученную смесь в яичники мышей.
Внутри организма грызунов из гоноцитов и донорских вспомогательных клеток формировались структуры, похожие на яичники. В таком состоянии искусственные гоноциты созревали и превращались в яйцеклетки. Яйцеклетки выделяли и проводили искусственное оплодотворение. Полученный эмбрион имплантировали суррогатной матери. "Искусственные" мышата родились здоровыми, без каких-либо заметных отклонений.
Ранее эта же группа ученых смогла превратить стволовые клетки в мужские половые клетки - сперматозоиды. Этот процесс ожидаемо оказался несколько проще - в тот раз ученым не потребовалось, например, использовать вспомогательную донорскую ткань. Индуцированные гоноциты можно было напрямую инъецировать в семенники стерильных мышей.
Превращение стволовых клеток в половые удалось осуществить только сейчас из-за того, что развитие половых и неполовых (соматических) клеток происходит очень разными путями.
У всех многоклеточных организмов с самого начала роста эмбриона половые клетки отделяются в особую линию (germline) и не смешиваются с обычными, соматическими клетками.
Кроме того, половые клетки при созревании делятся особым образом (мейозом) - так, чтобы исходный двойной набор хромосом в клетке превратился в одинарный. Регуляция этого процесса у млекопитающих - то, как сигналы окружающих тканей влияют на включение такой программы деления у половых клеток, еще плохо известна. Воспроизводство этого процесса в пробирке поможет лучше понять механизмы, которые им управляют.
Ученые также разработали новый метод превращения клеток в стволовые без использования ДНК. Статья с описанием технологии опубликована в журнале Cell Stem Cell. Кратко результаты исследователей описывает журнал The Scientist.
Стволовые клетки отличаются от "обычных" тем, что способны развиваться по нескольким путям. Другими словами, они могут превращаться в различные типы клеток. Судьба нестволовых клеток жестко предопределена. В качестве ограничителей выступают определенные модификации ДНК, которых нет у стволовых клеток.
В последние годы ученые разработали несколько способов перепрограммирования нестволовых клеток. Все они требовали введения в клетку определенных генов. Добавление чужеродного генетического материала делает методики потенциально опасными, так как ДНК может встроиться в геном клетки и вызвать серьезные нарушения его работы. Большинство методик подразумевает введение ДНК при помощи специального инфекционного агента, и это существенно повышает вероятность встройки.
Авторы нового исследования смогли превратить фибробласты в плюрипотентные стволовые клетки, не вводя в их ядра ДНК. Исследователи использовали "коктейль" из нескольких транскрипционных факторов. Этим термином называют белки, способствующие считыванию информации с определенного участка генома. Белки в большом количестве производили генетически модифицированные клетки кишечной палочки Escherichia coli. Исследователи выделяли их, очищали и добавляли в культуру фибробластов - специализированных клеток соединительной ткани.
По сравнению с технологией, использующей инфекционные агенты, эффективность превращения была на порядок ниже - 0,006 процентов против 0,067 процентов. Тем не менее, метод имеет большие перспективы для использования в медицинской практике. Безопасный способ получения стволовых клеток необходим, например, для выращивания здоровой сердечной ткани взамен поврежденной.
Как квалифицировать весь громадный комплекс работ и применённых при этом новаций для синтеза всех биологических объектов, как классифицировать все локальные био-технические решения на соответствие критериям международной классификации изобретений , эти и ещё множество вопросов требуют аналитической обработки и однозначных выводов и ответов...