На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Прибыли от использования патентов в мире возросли от 3 млрд долл. в 1982 году до 120 млрд долл. в 2003 году
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Надёжность современных мультифункциональных систем и возможность ТРИЗ и АРИЗ влиять на повышение её уровня

2012-06-23
Андрей ( Гавриэль ) Лившиц

Надёжность технической системы , а в особенности надёжность сложной иерархии технических локальных сегментов , часть из которых является программными и имеют тесную связь с системными элементами верхних уровней иерархии сегодня имеет множество понятий и значений, интегрировать которые для реального понимания ситуации крайне трудно , и, в большинстве случаев практически невозможно

В последнее время появились разработки , которые предлагают выделить из всех локальных фрагментов интегрированной надёжности такой системы какие то элементы , которые определяют надёжность наиболее опасных элементов этой системы , в какой то степени и за счёт комплексной надёжности всего комплекса

Так , инженеры предложили при создании самолетов считать неисправности неизбежными и разработали новый подход к проектированию воздушных судов. Работа ученых принята к публикации в журнале Journal of Aircraft, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Массачусетского технологического института.

Отличие нового подхода заключается в том, что при проектировании инженеры не стремились оптимизировать воздушное судно в соответствии с выполняемой функцией, а смотрели прежде всего на поломки, которые могут в нем возникнуть.

Для этого ученые анализировали статистику по отдельным неисправностям и определяли вероятности их возникновения.

Для каждой отдельной неисправности - от перегорания лампочки до отказа двигателей - моделировалось их влияние на самолет в целом, его управляемость и аэродинамику.

В результате такого анализа инженеры получали дерево взаимно влияющих неисправностей, на основании которого они могли понять, какие именно детали стоит изменить.

В качестве примера инженеры проанализировали неисправности небольшого 12-местного военного самолета, по которому имелась подробная статистика поломок.

Оказалось, что в случае некоторых поломок изменение геометрии самолета могло бы существенно увеличить его безопасность. Например, в случае поломки руля направления или отказа одного из двигателей, модель с большим хвостом повела бы себя более устойчиво.

Изменение геометрии сделало бы самолет не таким совершенным с точки зрения аэродинамики, но сделало бы его гораздо надежней.

Предложенный подход может, например, пригодиться для создания беспилотных летательных аппаратов, которые не имеют возможности приземляться для ремонта и должны продолжать полет во что бы то ни стало.

Так вынуждены работать аппараты, проводящие изучение Антарктики, где нет ни аэродромов, ни обслуживающего персонала.

В процессе анализа ситуации , вернёмся к инструментам ТРИЗ и АРИЗ , которые и созданы для преодоления такого рода и такой сложности комплексов противоречий

В теории решения изобретательских задач есть специальная прог¬рамма для решения трудных задач. Эта программа разбивает процесс решения примерно на 50 последовательных шагов. Программа снабжена специальными шагами, помогающими преодолевать психологическую инерцию. Имеет программа и богатое информационное обеспечение. Программа эта называется АРИЗ , алгоритм решения изобретательских задач.

Первоначально "методика изобретательства" мыслилась в виде свода правил типа: "решить задачу - значит найти и преодолеть техническое противоречие" или "решение задачи тем сильнее, чем меньше затраты вещества, энергии, пространства, времени". В складывающуюся "методику изобретательства" входили и некоторые типовые приемы: дробление, объединение, инверсия, изменение агрегатного состояния, замена механической схемы химической и проч.

Основным источником для выявления правил и приемов служили сведения о работе великих изобретателей, собственная изобретательская практика, материалы по истории техники.

К середине 50-х годов сформировалось и окрепло убеждение, что изобретатели, даже самые сильные, работают неэффективным методом проб и ошибок, и, следовательно, бесперспективно стремление раскрыть и использовать "секреты творчества".

Надо строить принципиально новую "методику изобретательства", основанную на использовании объективных законов развития технических систем. Выявить эти законы можно систематическим анализом больших массивов патентной информации.

К концу 50-х годов прошлого века стало ясно: "методика изобретательства" должна включать не только АРИЗ, но и раздел о законах развития технических систем и постоянно пополняемый информационный фонд. "Методике изобретательства" предстояло уступить место "науке изобретательства". Эта мысль встретила сильное сопротивление. На "методику изобретательства" смотрели как на что-то более или менее терпимое: в конце концов, это полезные рекомендации, основанные на изучении опыта изобретателей, нет открытого ниспровержения "святых" понятий. "Наука изобретательства" замахивалась на "святое" - отрицала исключительность великих изобретателей, затрагивала привычное представление о непознаваемости творческого процесса. "Методика изобретательства" помогала "озаряться" - "наука изобретательства" отрицала всю старую технологию, отрицала прирожденные способности. Это было на то время чистой ересью...

С годами эта Программа становится жестче, определеннее. B процессе анализа определяют оперативную зону и противоречивые требования, предъявляемые к ней (прообраз ФП). Bведен оператор РBС. Завершена работа над таблицей устранения ТП, пополнен список приемов (сначала 40, затем 50). Bведены предписания по выполнению шагов, примечания, примеры. Основные операторы образуют систему - усилена взаимосвязь между шагами, появилась новая часть - предварительная оценка найденной идеи.

Но также сгодами ситуация в корне изменилась , так как появилась процессорная техника , которая совершенно по другому заставила отнестись и к понятию надёжности, так как жёсткое , механическое понимание надёжности сменилось более гибким , - в силу более чёткого управления процессом и рабочим циклом при использовании аналитико-контрольных возможностей процессорной техники

Можно выделить следующие основные направления в эволюционном развитии ТРИЗ и АРИЗ в части синтеза и модификации комплексных технических решений , одним из основополагающих базисных показателей которого является интегративная надёжность системы :

1. Традиционное для эволюции АРИЗ - общее увеличение степени алгоритмизации за счет более полного и более глубокого использования объективных законов развития технических систем в том числе и процессорных.

2. Существенное укрепление "моста" между физпротиворечием и способом его разрешения , в том числе и основанное на применении композитных материалов и новейших достижений цифровой техники.

3. Усиление информационного фонда, укрепление связей между АРИЗ и стандартами , в том числе и в сочетании оперативных производственных стандартов с экологическими стандартами , требования и ограничения которых идут в разрез с традиционными экономическими нормами .

4. Bыделение второй половины АРИЗ (развитие и использование найденной идеи) в самостоятельный алгоритм , имеющий составляющие типа , - Программа, система и метод....

5. Разработка новой начальной части (или отдельного алгоритма) для выявления новых композиционных и интегративных задач.

6. Усиление общевоспитательной функции. АРИЗ должен энергичнее развивать навыки сильного , комплексного мышления.

7. Постепенное увеличение универсализма в процессе создания композиционной модели аппарата или процесса, тесно связанных с программной и процессорной техникой.

полезный материал? Нажмите:




другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2011
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100