На головну | Пишіть нам | Пошук по сайту тел (063) 620-06-88 (інші) Укр | Рус | Eng   
В Україні на 01.10.2013 (з 1992 р.) зареєстровано 394423 охоронних документів на ОПВ, із них патентів: 108167 на винаходи, 83871 на корисні моделі, 25522 на промзразки, 176805 свідоцтв на знаки для товарів і послуг, 13 свідоцтв на топографії ІМС, 20 реєстрацій КЗПТ та 25 свідоцтв на право на використання зареєстрованих КЗПТ
  новини  ·  статті  ·  послуги  ·  інформація  ·  питання-відповіді  ·  про Ващука Я.П.  ·  контакти за сайт: 
×
Якщо ви помітили помилку чи похибку, позначте мишкою текст, що включає
помилку (все або частину речення/абзацу), і натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нам.
×

Державна інноваційна політика на регіональному рівні

2003-01-03
д.т.н. Володимир Назаров, Ярослав Ващук

 

Радикальные преобразования в экономике, структурная перестройка промышленности Украины направлены на преодоление технической отсталости многих отраслей материального производства. Ускорение развития наукоёмких и высокотехнологических отраслей, создание новых конкурентоспособных производств возможны только при условии проведения государством активной инновационно-инвестиционной политики. Такие преобразования для нашей страны, как показывает уже многолетний опыт и, к сожалению, отсутствие положительных результатов, нужно осуществлять не столько на основе монетаристской теории, как путём украинской инновационной теории. «Украинская» — это национальная идея возрождения, патриотичность и в том числе по отношению к отечественному производителю, его продукции; «инновационная» — это научно-техническая активность, это проведение государственной инновационной политики на общегосударственном и региональном уровнях, направленной на внедрение новых научно-технических разработок, возрождение конкурентоспособного отечественного производства. Современная инновационная политика, без сомнения, относится к наиболее важным функциям государства и является совокупностью научно-технических, производственных, управленческих, финансово-сбытовых и других мероприятий, которые связаны с продвижением новой или улучшенной продукции на рынке.

Инновационная политика — сложный и всегда не лишенный риска процесс, ход которого обозначается многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. Вместе с тем, во всех развитых странах предпринимаются попытки создания чёткой политики, которая может реагировать на быстрые изменения ситуаций, поддерживать сложные проекты, в том числе, и с высокой степенью технического и финансового риска.

В Украине инновационную стратегию разрабатывает и координирует Министерство Украины по делам науки и технологий. В нашей стране, особенно на региональном уровне, началось внедрение одного из основных общепризнанных вариантов инновационного процесса, так называемого «технологического толчка», который предусматривает выделение и развитие приоритетных направлений науки и техники, при условии наличия для этого необходимых материальных ресурсов, соответствующего уровня экспертизы и информационного обеспечения.

Основной источник финансирования инновационно-инвестиционной политики — это средства Государственного инновационного фонда Миннауки Украины, которые используются на техническое переоснащение предприятий, внедрение научно-технических разработок, трансферт технологий в производство, развитие малого и среднего научно-производственного бизнеса.

Механизм реализации политики «технологического толчка» на региональном уровне эффективно проявляет себя в структуре, которая представлена на блок-схеме формирования инновационной программы развития и выполнения инновационных проектов. Такой механизм даёт возможность реализовать следующие функции: стратегию планирования инвестиций, конкурсный механизм формирования программ и отбора инновационных предложений для их внедрения, квотирование бюджетных средств Госиннофонда для реализации общегосударственных, отраслевых и региональных программ, региональный принцип распределения средств, единую государственную экспертизу, полномасштабный механизм бизнес-планирования.

На Хмельниччине областной администрацией при участии Госиннофонда и базовых организаций, а также предприятий региона разработаны приоритетные направления инновационной деятельности и региональная программа развития области, которая включает в себя около десяти инновационных программ, с целью реализации которых на предприятиях области объявлен конкурсный отбор лучших инновационных предложений.

Инновационные процессы, которые осуществлялись в регионе, способствовали тому, что Хмельниччина в прошлом году заняла третье место в стране по темпам прироста производства.

За несколько лет деятельности Хмельницкое отделение Госиннофонда стало одним из организаторов научно-технической и инновационной политики в области. Эффективность работы инновационного фонда: каждая гривна, вложенная в инновационный проект, дала около 4 гривен отдачи.

При финансовой и организационной поддержке Госиннофонда создано и освоено производство: фуражиров для сельского хозяйства, газовых счетчиков новой конструкции, высокоэффективных электронагревательных приборов для обогрева помещений, газообразующих паст для пористых бетонов, высокопроизводительных экструдерных установок, профилактического кисломолочного продукта — бифидумбактерина, новых медицинских приборов — электрокардиостимуляторов, малогабаритной сельскохозяйственной техники; внедрены новейшие технологии по изготовлению пектинопродуктов, сушеных овощей и фруктов, тонизирующих напитков, санитарно-строительной керамики, комбикормов, очистки индустриальных масел и дизельного топлива, лапараскопической хирургии, упаковке кондитерских изделий.
На ближайшую перспективу в состав региональной программы развития области включена инновационная подпрограмма «Внедрение комплекса теплосохраняющих технологий в жилищном строительстве», инициатором которой выступил экономический совет при Хмельницком горисполкоме. Программа предусматривает комплексное решение этой, актуальной для города, проблемы: разработку и выпуск новых материалов и комплектующих для строительной индустрии, внедрение прогрессивных технологий в жилищном строительстве, реставрацию существующего жилого фонда, применение новых систем отопления.

В 1998 году планируется на базе новых технологий, разработаных на уровне изобретений, подготовить и начать производство конкурентоспособной, и не только на внутреннем рынке, продукции: высокопрочный гипс, высокоэффективное комплексное удобрение — экогранулят, продукт профилактического питания — цикорлат, активированый уголь, лицевой кирпич, гнутоклеенные изделия для изготовления мебели — латофлексы, мобильные лаборатории для обеспечения надёжности эксплуатации кабельных линий электропередач и электросвязи и др.

В то же время, несмотря на ряд положительных моментов, потенциально являясь важным фактором интенсификации социально-экономического развития Украины, инновационная деятельность сводится сейчас, в основном, к финансированию подготовки производства и заботам о возврате кредитов. При этом заметно теряется ее техническая, технологическая, экономическая эффективность. Отрицательно сказывается на объемах внедрения в производство новых разработок, при чем таких, которые могут дать значительный эффект уже в первые годы их использования, ограниченность вариантов гарантий возвращения инновационных кредитов. В связи с этим полезно было бы расширить возможности в сфере гарантирования возврата кредитов, например посредством возмещения предполагаемых убытков через реализацию приобретенных за счет кредита оборудования, комплектующих изделий, материалов, а в ряде случаев, и готовой продукции, созданной в результате выполнения инновационного проекта. Гарантиями могли бы выступать и определенные обязательства страховых компаний. Однако, высшей формой гарантии возврата кредита должна стать 99% уверенность в успешном осуществлении инновационного проекта. Такая уверенность могла бы быть подкреплена тщательным изучением конкретного проекта, а также оптимизацией методики оформления проектной документации, в том числе, и за счет разработки специального базового программного обеспечения.
Положительное влияние расширения объемов реализации инновационных проектов на состояние экономики страны видится и в возможном оздоровлении финансовой системы путем неинфляционной эмиссии национальной валюты. Дело в том, что в украинской экономике, по мнению экономистов, изучающих эту проблему, прочно установился товарно-балансовый дисбаланс. Причин много. И одна из них — несоответствие находящихся в обращении денежной массы и товарно-материальных ценностей. Постепенно устранить эту причину представляется возможным через выпуск в оборот национальной валюты в виде инновационных кредитов, что не противоречит сути инноваций, заключающейся в создании новых материальных ценностей, т.е. новой стоимости, требующей соответствующего, эквивалентного пополнения денежной массы. Однако, эффективность такой меры достижима только при условии устранения перетока этих средств в теневую экономику.

Открытыми остаются вопросы завершения исследований и разработок, начатых в прошлые годы и неоконченных по известным причинам экономических неурядиц. Среди таких разработок есть те, которые обладают практически гарантированной эффективностью дальнейшего промышленного использования. Поэтому инновационное финансирование доведения до готовности к внедрению незавершенных исследований и разработок следовало бы рассматривать важным резервом технологического прогресса и экономического роста.

Еще больший резерв содержится в послеинвестиционной поддержке нового производства. И здесь, как пожалуй нигде в другом, к месту протекционистская политика государства в отношении к отечественному производителю. Полезно напомнить: мы часто слышим утверждение о преимуществах импортных товаров, как более дешевых по сравнению с отечественными. Однако простое сравнение цены импортного товара и отечественного без учета эффекта загрузки собственных производств, эффекта восстановления и создания новых рабочих мест, снятия социальной напряженности в обществе, является одним из проявлений тривиальности украинского рынка. Поэтому послеинновационная поддержка «своего» производителя, кроме прочего, должна бы предусматривать повышение госпошлины на те виды импортных товаров, производство которых разворачивается на Украине, увеличение цены на импорт до уровня стоимости соответствующего украинского товара, разумеется в случае, когда условия ценовой конкуренции складываются не в пользу последнего. К тому же, часть сумм повышенной госпошлины можно было бы направить на дальнейшее совершенствование производственных технологий и самого товара, а также подготовки следующего витка инновационного процесса.

Инновационная деятельность, на наш взгляд, должна оказывать определенное влияние на украинскую промышленно-технологическую политику, приводя ее в соответствие требованиям экологического совершенства и экономической эффективности. Из конкретных и, вместе с этим, жизненно важных направлений инновационной работы в этом плане следовало бы выделить энергетическую отрасль, сферу информатизации и совокупность проблем, касающихся планирования и обустройства территории.
Объективно оценивая перспективу развития электроэнергетики на ближайшие 50 лет, мы вынуждены признать ведущее, доминирующее положение атомной энергетики. Использование на тепловых станциях парогазовых установок лишь частично решает экологические и ресурсные проблемы энергообеспечения хозяйственного комплекса страны. Применение новых технологий сжигания и газоочистки способствует некоторому снижению техногенного давления угольных станций на окружающую среду, однако ничего не меняет в принципе. Надежды, связанные с использованием нетрадиционных источников энергии, преувеличены. Даже, если ко второй половине ХХI столетия объемы преобразования энергии солнечными, ветровыми, геотермальными, биоэнергетическими установками (необходимость их освоения не вызывает сомнений) составит 15 — 20 % от общего производства, все равно, большая часть электрической и тепловой энергии в следующие десятилетия может быть выработана атомными теплоэлектроцентралями. По меньшей мере, до 2050 года альтернатива атомной энергетике даже не просматривается. Наоборот, именно атомную энергетику, экологически совершенную и экономически эффективную (а она может быть такой), следует рассматривать как альтернативу электроэнергетике ХХ столетия — олицетворению пагубной для природы и человека гигантомании, которая была и остается одной из отправных позиций государственно-хозяйственной политики.
Демилитаризованный этап развития атомной энергетики должен быть направлен на освоение безопасных технологий на всех стадиях атомно-энергетического цикла, разработку и изготовление реакторов мощностью преимущественно 10 — 100 МВт и соответствующего электротехнического оборудования. Использование новых реакторов малой и средней мощности, сооружение на их базе атомных теплоэлектроцентралей, расположенных вблизи потребителей энергии, с учетом достаточности самообеспечения Украины ураном и торием, позволили бы решить проблему энергетической независимости государства, значительно сократить затраты на строительство, повысить надежность и сейсмическую стойкость атомных станций, перейти к созданию локальных электрических систем (в составе единой энергетической системы Украины), постепенному выводу из эксплуатации действующих атомных и угольных электростанций, уменьшению до экологически оправданных норм водохранилищ ГЭС на Днепре, а также ликвидации большинства воздушных линий электропередач всех классов напряжения.

В сфере информатизации и связи представляется целесообразным и одновременно необходимым осуществление компьютеризации образования и экономики посредством создания многоуровневой информационно-управляющей системы на основе применения супер-ЭВМ и опто-волоконных линий связи. К слову, радиоканалы информации и связи должны бы обеспечивать потребности только специальных государственных служб и тех сфер, где другие виды связи неприменимы.
Первостепенное значение могут иметь инновационные проекты в сфере оптимального планирования и обустройства территории Украины. В частности, инновационные вложения в реконструкцию жилой инфраструктуры, модернизацию строительной индустрии, построение новых и реконструкцию действующих коммуникаций жизнеобеспечения (энерго- и водоснабжения, транспорта, связи, компьютеризированных телесистем) с использованием уже разработанных технологий способствовали бы уменьшению бытовых энергозатрат в 2,5 — 3 раза, затрат воды — в 1,5 — 2 раза, пассажиропотоков — в 2 — 2,5 раза. В промышленности главным направлением инноваций могут быть избраны: проекты перехода от традиционного производства к системно-технологическому этапу развития промышленности, освоению интегрированных технологий использования природных ресурсов; сооружение экологически чистых, наукоемких, малоэнерго- и материалозатратных производств (в отличие от современных промышленных предприятий); существенное увеличение выплавки титана, алюминия, коррозионно стойких сталей. В агропромышленном комплексе желательно осуществить ряд основополагающих мер, оптимизирующих технологий сельскохозяйственного производства в направлениях выведения из состава пахотных низкопродуктивных земель, технологического объединения процессов растениеводства и животноводства, рационализации мелиоративных работ и применения химических удобрений и пестицидов, предотвращения вспашки охранных зон водоемов, систематизации работ по восстановлению лесов, выделению заповедных территорий.

В целом же, успех инновационной деятельности зависит от ее совместимости с экономической политикой государства. К сожалению, эту политику прогрессивной назвать пока нельзя. Хотя возможен и обратный процесс позитивного влияния инновационной политики на экономическую систему государства. Однако анализ этой, весьма серьезной проблемы, — тема для отдельной публикации.

джерело: «Деловая Украина» №44, 1998
корисний матеріал? Натисніть:




2020-11-20
Жива вода
інші статті...
© Ярослав Ващук, 2003-2011
при використанні будь-яких матеріалів сайту посилання на джерело обов'язкове
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100