Анализ ситуации вокруг регистрации товарных знаков «Дружба» и «Янтарь»
для плавленных сыров.
В ответ на полученное сообщение о возникших исключительных правах у Московского
завода «Карат» на товарные знаки для плавленых сыров «Дружба»
и «Янтарь», исходя из предположения, что оно соответствует действительности,
можем сказать следующее.
По мере возрастания конкуренции, возрождения производств мы все чаще будем
слышать о конфликте «советских знаков». Можно прогнозировать, что
в этот конфликт будут включаться и новые предприятия в самых разных областях.
Предполагается, что наряду с этой борьбой «советский знак», постепенно
скомпрометировав себя, станет никому не нужным, и на рынке останутся только
заработавшие себе имя марки и их владельцы, которые откажутся от производства
обезличенной продукции.
Между тем Роспатент еще раз доказал, что у него отсутствует четкая позиция
и принципиальность при рассмотрении вопросов, связанных с регистрацией товарных
знаков, которые использовались многими производителями в течение долгого времени.
Этот факт проявился еще в первой половине 90-х, когда оно не могло решить вопрос
о товарном знаке для водки ВАО «Союзплодоимпорта» «столичная»,
то исключая его из охраны, то вновь возвращая исключительные права в отношении
него. При этом следует сказать, что Роспатент является основным разработчиком
законопроектов в области промышленной собственности. Сегодня в его недрах решается
вопрос, что делать с советскими товарными знаками, которые всегда использовались
разными заводами, принадлежали, по сути, государству и вошли во всеобщее употребление
как обозначения товаров определенного вида. Один из предлагаемых вариантов — превращение «советских общеупотребимых» знаков в знаки соответствия,
которыми смогут пользоваться различными производителями, но при условии соблюдения
качества выпускаемой продукции.
Но и в настоящее время Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров» не дает возможности зарегистрировать
такие обозначения. Не вдаваясь в подробности о том, по каким основаниям Московскому
заводу «Карат» Роспатент должен был отказать в регистрации указанных
знаков, можно сказать, что товарный знак — это обозначение, способное отличать
однородные товары и услуги разных производителей. Естественно, обозначения,
которые применялись в течение долгого времени многими производителями, потеряли
такую способность, а поэтому не могут быть товарными знаками. Ни один из потребителей
с помощью названий «Дружба» или «Янтарь» не сможет отличить
плавленые сыры одной компании от сыров другой и не связывает эти названия с
конкретным производителем. Поэтому непонятно, чем руководствовались эксперты
Роспатента, вынося решение о регистрации этих обозначений. В данном случае решение
о регистрации вряд ли является единственным способом защиты качества сыров,
каким оно было в отношении названия водки «столичная».
Но решения Роспатента нельзя воспринимать как истину в последней инстанции:
их правомерность необходимо оценивать, опираясь на правовые нормы, а в некоторых
случаях -оспаривать. В данном случае, вероятность удовлетворения требований
заинтересованных лиц о признании регистрации недействительной, на наш взгляд,
достаточно высока.
Но возможно, «Карат» заинтересован именно в спорах, которые в некоторых
случаях уже и в России выполняют функции рекламной компании. Может быть, «Карат»
стремится сделать известным свое имя, включить в спор права на свои обозначения,
указать на качество своей продукции. Нам как-то не верится в то, что руководство
«Карата» всерьез рассчитывает и поставило себе цель получить исключительные
права на названия и дизайн упаковки для сыров «Дружба» и «Янтарь»,
тем более, что уже давно ходят слухи о скорой отмене регистраций и передаче
в собственность государства многих товарных знаков. Косвенно подтверждает эту
точку зрения и высказывание коммерческого директора «Карата»: «С
кем-то, конечно, придется судиться. Но мы надеемся, что кто-то отойдет и сам».
По всей видимости данный процесс затеян именно в целях конкурентной борьбы.
Возможно, тяжбы в самом Роспатенте и в судах приведут российских производителей
сыров к выводу о том, что для защиты своей продукции необходимо разрабатывать,
регистрировать и рекламировать свои товарные знаки. Надеемся, что закономерное
признание регистрации товарных знаков «Дружба» и «Янтарь»
недействительной, позволит сделать такой же вывод и «Карату». Между
тем, мы считаем, что подобные действия закономерны на российском рынке в условиях
конкуренции, где производители не хотят отказываться от вошедших во всеобщее
употребление обозначений, и «национализация» советских товарных знаков
все-таки неизбежна и пока является единственной защитой интересов производителей
от попыток некоторых производителей получить права на такие знаки.
И небольшой совет производителям: если вы получили письмо-уведомление о нарушении
прав или требование заключить лицензионный договор, то не игнорируйте их, а
в целях цивилизованного разрешения конфликта обращайтесь к специалистам в этой
области.
Что касается прогнозирования данной конкретной ситуации, то можно предположить
следующие пути развития событий.
1. Путь «столичной» водки: получать охрану обозначения, терять, вновь
получать.
2. Путь «Примы»: получить регистрацию и передать права Ассоциации
производителей, затем за большое вознаграждение давать разрешение на использование
знака другим производителям.
3. Путь «жигулевского пива»: получить регистрацию, затем ее потерять.
4. Путь «птичьего молока»: получить исключительные права, формально
владеть ими, не предъявляя никому претензии. Но, видимо, такой путь руководство
«Карата» уже отвергло.
джерело:
Російські сайти
корисний матеріал? Натисніть:
|