На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В следующих мировых войнах будет разворачиваться борьба за интеллектуальную собственность, а не за нефть
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

«Дружба» дружбой, а «Янтарь» врозь

2004-11-21

Анализ ситуации вокруг регистрации товарных знаков «Дружба» и «Янтарь» для плавленных сыров.

В ответ на полученное сообщение о возникших исключительных правах у Московского завода «Карат» на товарные знаки для плавленых сыров «Дружба» и «Янтарь», исходя из предположения, что оно соответствует действительности, можем сказать следующее.

По мере возрастания конкуренции, возрождения производств мы все чаще будем слышать о конфликте «советских знаков». Можно прогнозировать, что в этот конфликт будут включаться и новые предприятия в самых разных областях. Предполагается, что наряду с этой борьбой «советский знак», постепенно скомпрометировав себя, станет никому не нужным, и на рынке останутся только заработавшие себе имя марки и их владельцы, которые откажутся от производства обезличенной продукции.

Между тем Роспатент еще раз доказал, что у него отсутствует четкая позиция и принципиальность при рассмотрении вопросов, связанных с регистрацией товарных знаков, которые использовались многими производителями в течение долгого времени. Этот факт проявился еще в первой половине 90-х, когда оно не могло решить вопрос о товарном знаке для водки ВАО «Союзплодоимпорта» «столичная», то исключая его из охраны, то вновь возвращая исключительные права в отношении него. При этом следует сказать, что Роспатент является основным разработчиком законопроектов в области промышленной собственности. Сегодня в его недрах решается вопрос, что делать с советскими товарными знаками, которые всегда использовались разными заводами, принадлежали, по сути, государству и вошли во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Один из предлагаемых вариантов — превращение «советских общеупотребимых» знаков в знаки соответствия, которыми смогут пользоваться различными производителями, но при условии соблюдения качества выпускаемой продукции.

Но и в настоящее время Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» не дает возможности зарегистрировать такие обозначения. Не вдаваясь в подробности о том, по каким основаниям Московскому заводу «Карат» Роспатент должен был отказать в регистрации указанных знаков, можно сказать, что товарный знак — это обозначение, способное отличать однородные товары и услуги разных производителей. Естественно, обозначения, которые применялись в течение долгого времени многими производителями, потеряли такую способность, а поэтому не могут быть товарными знаками. Ни один из потребителей с помощью названий «Дружба» или «Янтарь» не сможет отличить плавленые сыры одной компании от сыров другой и не связывает эти названия с конкретным производителем. Поэтому непонятно, чем руководствовались эксперты Роспатента, вынося решение о регистрации этих обозначений. В данном случае решение о регистрации вряд ли является единственным способом защиты качества сыров, каким оно было в отношении названия водки «столичная».

Но решения Роспатента нельзя воспринимать как истину в последней инстанции: их правомерность необходимо оценивать, опираясь на правовые нормы, а в некоторых случаях -оспаривать. В данном случае, вероятность удовлетворения требований заинтересованных лиц о признании регистрации недействительной, на наш взгляд, достаточно высока.

Но возможно, «Карат» заинтересован именно в спорах, которые в некоторых случаях уже и в России выполняют функции рекламной компании. Может быть, «Карат» стремится сделать известным свое имя, включить в спор права на свои обозначения, указать на качество своей продукции. Нам как-то не верится в то, что руководство «Карата» всерьез рассчитывает и поставило себе цель получить исключительные права на названия и дизайн упаковки для сыров «Дружба» и «Янтарь», тем более, что уже давно ходят слухи о скорой отмене регистраций и передаче в собственность государства многих товарных знаков. Косвенно подтверждает эту точку зрения и высказывание коммерческого директора «Карата»: «С кем-то, конечно, придется судиться. Но мы надеемся, что кто-то отойдет и сам». По всей видимости данный процесс затеян именно в целях конкурентной борьбы.

Возможно, тяжбы в самом Роспатенте и в судах приведут российских производителей сыров к выводу о том, что для защиты своей продукции необходимо разрабатывать, регистрировать и рекламировать свои товарные знаки. Надеемся, что закономерное признание регистрации товарных знаков «Дружба» и «Янтарь» недействительной, позволит сделать такой же вывод и «Карату». Между тем, мы считаем, что подобные действия закономерны на российском рынке в условиях конкуренции, где производители не хотят отказываться от вошедших во всеобщее употребление обозначений, и «национализация» советских товарных знаков все-таки неизбежна и пока является единственной защитой интересов производителей от попыток некоторых производителей получить права на такие знаки.

И небольшой совет производителям: если вы получили письмо-уведомление о нарушении прав или требование заключить лицензионный договор, то не игнорируйте их, а в целях цивилизованного разрешения конфликта обращайтесь к специалистам в этой области.

Что касается прогнозирования данной конкретной ситуации, то можно предположить следующие пути развития событий.
1. Путь «столичной» водки: получать охрану обозначения, терять, вновь получать.
2. Путь «Примы»: получить регистрацию и передать права Ассоциации производителей, затем за большое вознаграждение давать разрешение на использование знака другим производителям.
3. Путь «жигулевского пива»: получить регистрацию, затем ее потерять.
4. Путь «птичьего молока»: получить исключительные права, формально владеть ими, не предъявляя никому претензии. Но, видимо, такой путь руководство «Карата» уже отвергло.

источник: Російські сайти
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100