Лариса Шайгородская
Как защищаться
Напоминаем, что по закону права на обозначение принадлежат не тому, кто первый
начал использовать его для маркировки товара и в рекламе, а тому, кто первый
подал заявку на регистрацию. Причем подал заявку в национальное ведомство. Права
на товарные знаки охраняются только на территории тех стран, где владелец посчитал
нужным провести регистрацию.
Но есть торговые марки, которые благодаря ссылкам профессионалов, упоминаниям
в специализированной литературе и прессе, отголоскам зарубежной рекламы и т.п.
становятся известными потребителям даже в странах, импорт в которые либо не
осуществлялся вовсе, либо был слишком незначительным, чтобы проводить официальную
регистрацию.
В этом случае возможна ситуация, когда кто-то, осознавая истинную цену некоего
имени в глазах потребителей, «подбирает» незарегистрированное обозначение
(т.е. первый подает заявку) и использует (не использует) его для маркировки
своей продукции. И хотя формально все происходит по закону, по сути же, такие
действия можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию и обман потребителей.
Чтобы воспрепятствовать такой деятельности, многие страны ввели в свое законодательство
понятие «общеизвестный знак» (знак, охраняемый независимо от того,
зарегистрирован он или нет).
Украина пока этого не сделала. В наших законах нет понятия «общеизвестный
знак», зато есть желающие присвоить себе торговые марки мировой известности.
Если подобные действия будут замечены настоящим владельцем имени, то управу
он сможет найти и в Украине. Об этом, в частности, свидетельствует существующий
опыт судебного разбирательства.
Судебное разбирательство
В декабре 2001 года Хозяйственный суд г.Киева признал свидетельство на знак
для товаров и услуг SEGA, зарегистрированный на имя украинской фирмы «Ф»,
недействительным. Согласно решению суда, знак SEGA является общеизвестным в
мире обозначением, принадлежащим японской компании — производителю телевизионных
игровых приставок SEGA Enterprises Ltd.
Известность знака анализировалась в суде в соответствии с международными нормами.
Суд принял во внимание
1. Длительность использования, географическое распространение и объемы продаж.
Согласно предоставленным документам, фирма SEGA Enterprises Ltd. владеет знаком
для товаров и услуг SEGA с 1960 года. Это обозначение зарегистрировано ею в
107 странах. В целях предупреждения других производителей знак сопровождается
маркировкой ®.
2. Признание экспертов.
В книге Николаса Кохана «Известнейшие в мире торговые марки» знак
SEGA занимает 3-е место в мире среди компаний, производящих игрушки. Знак SEGA
есть и в списке общеизвестных знаков в интернете (htth://www.jpo-miti.go.jp/).
Вывод о том, что знак является общеизвестным, подтвержден украинской экспертизой.
3. Присутствие товара в Украине.
Присутствие товаров, произведенных в Японии и маркированных знаком SEGA, на
украинском рынке с 1994 года доказано в суде документально.
4. Пояснения органа, выдавшего украинской фирме охранные документы.
Привлеченный в качестве соответчика Государственный департамент интеллектуальной
собственности не возражал против выводов экспертизы и пояснил свои действия
тем, что знак не проверялся им на предмет общеизвестности.
5. Доказательства того, что регистрация знака на другого производителя вводит
потребителей в заблуждение.
Эти аргументы суда вы можете положить в основу защиты собственного товарного
знака.
По законодательству к вводящим в заблуждение относятся обозначения, которые
вызывают в сознании потребителя не соответствующие действительности ассоциации,
связанные с качеством товара, его географическим происхождением или с определенным
производителем. Регистрация знака SEGA на имя украинского производителя вводит
в заблуждение потребителя относительно качества товара и его производителя.
Это подтверждается письмом Днепропетровской ассоциации защиты прав потребителей.
Суд не принял во внимание доводы фирмы «Ф» о том, что компания SEGA
Enterprises Ltd. не работала в Украине. Доказательством присутствия на рынке
служит подтвержденный документально факт наличия товара и возможность его идентификации
(т.е. маркировка знаком SEGA и обозначением «madе in Japan»).
Документы Торгово-промышленной палаты Киева, предложения в прайс-листах о продаже
приставок SEGA, имевшиеся до даты подачи заявки, свидетельствуют, что телевизионно-игровые
приставки SEGA с обозначением «made in Japan» фактически присутствовали
на рынке Украины.
По каким признакам знак может быть признан общеизвестным в Украине
В соответствии со ст.4 Гражданско-процессуального кодекса Украины суд может
применить для рассмотрения спора международные торговые обычаи и критерии, закрепленные
в Соглашении TRIPS, нормы Картахенского соглашения, Рекомендации ассамблеи членов
ВОИС от 1999 года.
Пункт 2 ст.16 Соглашения TRIPS требует при определении степени известности
знака принимать во внимание известность товарного знака соответствующим кругам
общества (потребителям данного товара или услуги).
Статья 84 Картахенского соглашения в редакции 1993 года устанавливает следующие
критерии для определения общеизвестности знака:
известность кругу потребителей, которые покупают маркированные товары;
интенсивность рекламы и степень ее распространения;
ценность знака;
объемы производства и продажи маркированных товаров.
Рекомендации ассамблеи ВОИС определяют, что компетентный орган обязан принимать
во внимание любые обстоятельства, позволяющие сделать вывод, что знак является
общеизвестным.
А именно, необходимо рассмотреть следующие факторы:
степень известности или признания знака в соответствующем секторе общества;
длительность, объем и географическая область использования знака;
длительность, объем и географическая область продвижения знака на рынок, включая
рекламу, публикации и представление на ярмарках и выставках товаров, для которых
используется знак;
длительность и географическая область регистрации знака;
доказательство успешного отстаивания и защиты прав на знак;
стоимость, которая ассоциируется со знаком.
источник:
«Бізнес», №28, 2002
полезный материал? Нажмите:
|