Дмитрий СЛИНЬКО
Идея создания в Украине банка развития появилась давно, но до последнего времени
оставалась вне поля зрения правительства и НБУ. Весной нынешнего года история
«развивающих» банков получила неожиданное продолжение: практически
одновременно в стране начали создаваться два банка с одинаковыми целями. «Контракты»
выясняют какими будут эти банки.
УБРР станет инвестиционно-промышленным банком
Созданию Украинского банка реконструкции и развития «дало старт»
постановление Кабмина №655 от 5 мая, которым правительство поручило Украинской
государственной инновационной компании (далее — Компания) создать такой банк
«с целью развития инновационной инфраструктуры и расширения возможностей
финансового обеспечения инновационной деятельности». Согласно постановлению,
Компания должна будет совместно с другими учредителями банка в двухмесячный
срок разработать и подать Кабмину проекты устава банка и плана его развития
до 2005 года, а также перечень активов, которые будут переданы на баланс УБРР.
О том как идет процесс создания банка «Контракты» поинтересовались
у председателя правления Украинской госинновационной компании Владимира Рыжова.
По его словам, сейчас Компания занимается разработкой устава и других учредительных
документов, после чего «пойдет разговор с Нацбанком».
Владимир Рыжов сообщил, что УБРР будет акционерным банком первого уровня, напрямую
кредитующим экономику. По мере своего развития банк будет открывать филиалы
в регионах Украины. Заниматься УБРР будет, в частности, так называемым бюджетным
кредитованием инновационных проектов. «Меня не прельщает создание торгового
банка. Я буду создавать инвестиционно-промышленный банк», — сказал Владимир
Рыжов «Контрактам» относительно направлений деятельности банка. Более
подробно о деятельности УБРР Рыжов пока затрудняется ответить, поскольку его
создание находится на начальной стадии.
Примечательно, что УБРР не будет полностью государственным банком, более того,
не исключено, что он не будет на 100% «украинским». По словам Рыжова,
Компания намерена сохранить за собой контрольный пакет акций банка, а остальную
часть может продать негосударственным инвесторам, предварительные предложения
от которых уже получены. Как сообщил председатель правления Компании, среди
этих инвесторов есть как украинские так и зарубежные, однако более подробной
информации о них он пока не предоставляет.
«До 20% акций можно продать физическим лицам, тогда это будет «народный»
банк», — также отметил Владимир Рыжов.
Уставный капитал УБРР на момент создания будет составлять эквивалент EUR5 млн,
однако впоследствии Компания намерена постепенно его наращивать. Планируется,
что УБРР «заработает» уже в августе-сентябре текущего года.
Банк содействия развитию (не путать с УБРР!)
Инициатором создания второго банка — предполагается, что он будет называться
«Украинский банк содействия развитию» — выступает Нацбанк Украины.
Как уже сообщали «Контракты», этот банк планируется создать на основе
Немецко-украинского фонда, что, по мнению председателя НБУ Сергея Тигипко, позволит
сэкономить бюджетные средства, с которыми, как известно, в стране «напряженка».
В отличие от УБРР, банк содействия развитию (УБСР) будет банком второго уровня,
не кредитующим экономику напрямую, а работающим через уполномоченные банки.
«Наша идея состоит в том, что Украине сегодня в большей степени нужен
банк второго уровня, который бы напрямую не кредитовал организации и граждан,
а работал через систему коммерческих банков. Через такой банк могли бы проходить
деньги бюджета развития», — отмечает Сергей Тигипко.
Создание УБСР так же, как и его «брата-близнеца», пока находится
на начальной стадии, поэтому глава НБУ пока не называет ни сроков его создания,
ни основных направлений деятельности.
«Сроки его создания зависят прежде всего от согласования с немецкой стороной», — говорит председатель НБУ. По информации «Контрактов», НУФ, скорее
всего, согласится на участие в этом проекте.
Конфликта интересов нет?
Подобный поворот в истории с банком развития, который «клонировался»
в Украине, на первый взгляд, может показаться конфликтным и даже скандальным.
Однако лица, занимающиеся созданием УБРР и УБСР, сохраняют спокойствие и не
высказывают ни малейшего намека на какие-либо противоречия. Так, по словам Сергея
Тигипко, премьер-министр Украины Виктор Янукович, подписавший упомянутое постановление
Кабмина о создании УБРР, поддерживает и инициативу Нацбанка по созданию УБСР
на основе НУФ. Кроме того, глава НБУ также заручился в этом вопросе и поддержкой
Президента Украины.
В свою очередь Нацбанк, через который так или иначе придется «пройти»
учредителям УБРР, обещает не препятствовать созданию нового финучреждения, однако
будет следить за соблюдением этим банком всех установленных нормативов НБУ.
«Никаких привилегий он (УБРР. — Прим. ред.) иметь не может и не будет.
Это может быть установлено только отдельным законом, но, я думаю, что Верховная
Рада такой закон никогда не примет. По крайней мере, Национальный банк не будет
поддерживать такое решение», — заявил председатель НБУ.
Некоторые изменения в законодательстве, связанные с созданием УБРР, Украинская
госинновационная компания все же намерена инициировать. На вопрос «Контрактов»,
нужны ли изменения, Владимир Рыжов ответил: «Обязательно. То, что сейчас
у нас творится с банковским законодательством — это не цивилизация, это антицивилизация».
В частности, Компания желает «изменить» Закон «О банках и банковской
деятельности». В то же время, ее менеджмент не уточняет характер предполагаемых
изменений. «Откройте европейское банковское законодательство — и читайте!», — сказал он. Поэтому, пока нельзя однозначно сказать, попытается ли правительство
«выбить» у Нацбанка какие-либо «привилегии» для УБРР. Оба
банка пока остаются «бездомными». Логично предположить, что УБРР мог
бы занять «многострадальные» помещения банка «Украина» в
случае их выкупа Кабмином. Однако такую идею пока никто официально не обнародовал.
Украинские банкиры пока не берутся судить о пользе «развивающих»
банков. Однако некоторые банкиры все же предупреждают, что возможна ситуация
когда оба банка, будут не столько способствовать развитию экономики, сколько
«бороться» между собой за бюджетные средства.
А как у них?
Естественно, идея банка развития не является украинским «ноу-хау».
Для сравнения можно обратиться к опыту наших ближайших соседей.
Польша. Польский банк развития (Polski Bank Rozwoju) — специализированный инвестиционный
банк — был создан в 1990 году. Изначально его основным заданием было финансирование
реструктуризации польских предприятий и приватизация. Банк занимался кредитованием
инвестиционных проектов, организацией кредитных консорциумов, предоставлением
гарантий. ПБР участвовал в проектах по реструктуризации и финансовому оздоровлению
предприятий, переживающих кризис. Наряду с этой деятельностью, банк также был
активным участником рынка капитала, выступая, в частности, гарантом эмиссии
акций предприятий или обслуживая выпуски облигаций. В 1998 году ПБР был поглощен
польским Банком развития экспорта (Bank Rozwoju Eksportu).
Россия. Российский банк развития создан в 1999 году, 100% его акций принадлежат
государству в лице российского фонда федерального имущества. Основным направлением
деятельности банка является долгосрочное кредитование реального сектора экономики.
Цель деятельности Российского банка развития правительство РФ определяет как
«практическое содействие реализации государственной инвестиционной политики
путем кредитования реального сектора экономики по приоритетным отраслям, определяемым
правительством Российской Федерации». Приоритетными считаются проекты «инновационного»
характера, финансирование импортозамещающих отраслей промышленности, финансирование
модернизации основных фондов предприятий. На сегодня этот банк входит в «двадцатку»
крупнейшых банков России.
Комментарий эксперта
Сергей ТИГИПКО, председатель Национального банка Украины:
- Никакое законодательство не запрещает правительству создать банк реконструкции
и развития как банк «первой руки». Я считаю, что это решение находится
исключительно в компетенции Кабмина. Надо — пусть создают, а Нацбанк будет рассматривать.
Одно могу сказать: Национальный банк будет внимательно следить за документами
и теми людьми, которые будут возглавлять этот банк и координировать его деятельность.
Требования будут ко всем одинаковые — что к коммерческому банку, что к банку
реконструкции и развития. Если он не впишется в нормативы, он просто не будет
работать, да и все. У нас двухуровневая банковская система, и все должны работать
в одинаковых конкурентных условиях, государственные или коммерческие банки.
Это гарантия того, что тут будет все в порядке, не будет перекосов, будет нормальная
рыночная ситуация.
Справка
Украинская государственная инновационная компания создана в соответствии с
постановлением Кабинета Министров от 13 апреля 2000 г. на базе ликвидированного
Государственного инновационного фонда и его региональных отделений. Она является
небанковским финансово-кредитным учреждением. Основными задачами компании являются,
в частности, организация отбора экспертиз инновационных проектов, направленных
на развитие экономики, финансирование инновационных проектов, направленных на
внедрение прогрессивных научно-технических разработок и технологий производства,
освоение выпуска новых видов продукции путем предоставления предприятиям кредитов,
их инвестирование. Уставный фонд компании определен в размере 100 млн грн.
В соответствии с уставом, УГИК кредитует и финансирует инновационные и инвестиционные
проекты и программы, привлекая для этого украинских и иностранных инвесторов,
осуществляет выпуск ценных бумаг, в том числе облигаций и векселей, и операции
с ними и другими ценными бумагами, выдает поручительства, гарантии за третьих
лиц, занимается факторингом и лизингом, а также осуществляет доверительные операции.
Немецко-Украинский фонд (НУФ), созданный в апреле 1999 года, является неприбыльной
организацией. За время деятельности НУФ малым и средним предприятиям Украины
было выдано при его поддержке более 6 тыс. кредитов на сумму более EUR42 млн.
Кредиты выдаются негосударственным предприятиям, действующим в сфере производства,
торговли и услуг с числом работающих не более 20 чел., на максимальную сумму
в EUR25 тыс., а также предприятиям сферы производства и услуг с числом работающих
не более 250 чел. — EUR100 тыс. и предприятиям, созданным при участии немецкого
капитала — EUR250 тыс. Кредиты предоставляются на срок до 1,5 года.
источник:
«Галицькі Контракти», №21, травень 2003
полезный материал? Нажмите:
|