Игорь СТАДНИК
Интеллектуальные права — огромная индустрия. В Соединенных Штатах доходы копирайт-индустрии
превышают 400 млрд долл. Это больше, чем у автомобильной промышленности или
сельского хозяйства, кормящего знаменитых американских толстяков и с ними еще
четверть мира. За такие деньги есть смысл вкладываться в технический прогресс,
сочинять хорошие песни и сценарии. В России до сих пор интеллектуальная собственность
прозябает на задворках бизнеса. Но кое-что понемногу меняется. 26 ноября Российское
авторское общество (РАО) выиграло иск у кинотеатра «Художественный»,
который не выплачивал композитору Эдуарду Артемьеву проценты за музыку к кинофильму
«Сибирский цирюльник».
То, что музыканту платят отдельно от фильма, повелось еще со времен немого
кино, когда тапер играл в кинозале и получал деньги независимо от производителей
фильма. Во многих странах норма отдельной оплаты киномузыки осталась и после
появления звукового кино и была закреплена в законодательстве. В России, по
постановлению правительства №218 от 21 марта 1994 г., минимальная ставка авторского
вознаграждения, в том числе и за музыку к фильму, составляет 3% от общей выручки.
Если музыки и авторов в фильме много, эти 3% делятся на всех. Кинотеатры обязаны
переводить авторские отчисления в РАО, которое потом распределяет их между авторами.
«Большинство кинотеатров уже удалось приучить платить авторское вознаграждение
за музыку в кино. Некоторым хватило напоминания из РАО, с некоторыми пришли
к досудебным мировым соглашениям (например, с Киноцентром на Красной Пресне), — рассказал «ДХ» заместитель начальника отдела правовой защиты РАО
Игорь Филонов. — Первый судебный процесс против кинотеатра РАО выиграло в 1997
г. в Петербурге. Процесс против «Художественного» — первый в столице.
На последнее заседание пришли и адвокаты двух других кинотеатров, с которыми
судится РАО — «Зарядья» и Дома Ханжонкова. Хотели посмотреть, как
все кончится».
Все кончилось в пользу композитора Артемьева — «Художественный» должен
выплатить ему 81 тыс. руб., из которых 41 тыс. — собственно доля от продаж билетов,
а остальное — проценты за использование чужих денежных средств по средней ставке
рефинансирования Центробанка.
Президентская воля
Защита интеллектуальной собственности практически все 90-е годы оставалась
заботой разрозненных фирм-производителей и общественных организаций. Московская
мэрия, правда, попробовала ввести «защитные марки», но толку не было.
«В какой-то момент представители фонограммных компаний сели и посчитали,
сколько было заплачено за марки, и цифра получилась очень внушительная, около
миллиона долларов, — сказала корреспонденту «ДХ» Алена Михайлова,
гендиректор компании грамзаписи Real Records. — Причем эффект от марок стремится
к нулю. Наглядный пример — продюсер одного из наших артистов непосредственно
в киоске мэрии обнаружил пиратский диск своего исполнителя».
В этом году государственная машина зашевелилась: стали чаще устраиваться антипиратские
рейды, прошла уже второе чтение в Думе 146-я, «антипиратская», статья
УК, специальное заседание провело правительство. Толчком стало поручение президента
правительству №908 от 17 мая этого года. Накануне его выхода глава государства
встретился с руководителями крупнейших российских компьютерных фирм и поставил
задачу: на международном рынке компьютерных разработок догнать Индию. «Что
вам для этого нужно?» — спросил Путин компьютерщиков. Одним из главных
препятствий они назвали пиратство. «Цена у программных продуктов, наших
и пиратских, примерно одинакова, но официальные производители оплачивают разработку
продукта и налоги, а пираты только получают деньги, отнимая при этом большую
часть рынка, — считает директор фирмы «1С» Борис Нуралиев. — Окупаться
еще можно, а серьезно вкладываться в развитие уже проблематично».
Улица с двусторонним движением
Безусловно, Россия несет на себе основную ношу ответственности за то, что пираты
чувствуют себя хорошо на ее территории. Иллюстрацией служит «великое переселение»
пиратских заводов с Украины. Когда под угрозой американских санкций их стали
там закрывать, все они переехали в Россию, а вовсе не в Болгарию или Китай,
также сохраняющие богатые пиратские традиции. Страдают не только конкретные
держатели прав — композиторы, разработчики программ, киностудии, но и инвестиционный
климат. Как сказал президент Американской торговой палаты в России Сомерс Эндрю,
«пиратство — это как красный свет для американского инвестора: «Стоп.
Здесь не уважают собственность».
Однако есть и другая часть пути, которую могли бы пройти держатели прав, прежде
всего зарубежные. Очевидно, что цены на компьютерные программы зарубежной разработки — запретительные для среднего российского потребителя. Легальная копия Windows
стоит в России 200 долл., Microsoft Office — около 250 долл. Традиционное оправдание
таких цен, практически не отличающихся от западных, состоит в том, что удешевленные
копии, проданные в России или, скажем, Вьетнаме, все равно перекочуют на Запад.
Правда, в других отраслях как-то находят решение: так, не перекочевывают из
бедных стран в богатые сигареты, которые, например, в Москве продаются втрое
дешевле, чем в Нью-Йорке.
Нет проблемы пиратства и в торговле переводными книгами. Местные пираты не
производят, например, подпольных тиражей детективов Чейза. Просто потому, что
цены на книги учитывают покупательную способность рынка. «Когда нам продают
права на книги, то берут с нас не средние для Запада 10 тыс. долл., а только
1000 долл., — сказала «ДХ» директор издательства «Иностранка»
Варя Горностаева. — Они понимают, что у нас за десятки долларов книгу не продашь».
В сфере компьютерных программ тоже в принципе можно произвести «перевод»
на местные языки — достаточно все сообщения и надписи, выводимые программой,
сохранить на местном языке и удалить файл с такими же надписями на английском.
После этого нигде, кроме локального рынка — российского или китайского, — никого
такая программа не заинтересует. А значит, можно будет продавать ее по более
приемлемым для местного покупателя ценам. Подобным образом на российском рынке
уже пытаются поступать крупнейшие фонограммные компании. К примеру, диск Стинга
Brand New Day c русифицированной полиграфией стоил 100 руб., при цене в США
14 долл. и цене у пиратов — 70 руб. А вот компьютерные программы остаются непоколебимым
бастионом запредельных цен. «Почему так происходит?» — поинтересовалась
«ДХ» у одного из руководителей крупной российской софт-компании. «Потому, — был ответ, — что западные компьютерные компании — огромные и очень забюрократизированные
структуры. У них и так рост по сравнению с прошлым годом в десятки процентов
за счет корпоративных продаж. А если их продукт подешевеет и его кинутся покупать
домашние пользователи, они в первый год дадут 800%, а на следующий им влепят
выговор за снижение темпов роста. Вот они и не шевелятся».
источник:
igors@chronicle.ru
полезный материал? Нажмите:
|