В.Л. ПЕТРОВ
Доклад 28 мая 2004 г. в помещении Дома Профсоюзов (г.Киев) на семинаре «Расширения Европейского союза и актуальные вопросы использования и охраны товарных знаков
для украинских предприятий. Новые возможности», который организован Государственным
комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства вместе
с Украинским Союзом промышленников и предпринимателей и юридической фирмой европейских
патентных поверенных «EUROMARKPAT» (г. Мюнхен, ФРГ).
1. Назначение товарного знака (знака для товаров и услуг, торговой марки).
Знаком для товаров и услуг (торговой маркой, товарным знаком), согласно Закону,
признаются обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических
и физических лиц от товаров и услуг других юридических и физических лиц.
Происхождение товарного знака восходит к далекому прошлому, когда ремесленники
воспроизводили свои подписи или «знаки» на созданных ими художественных
или утилитарных изделиях. С течением времени эти знаки постепенно оформились
в современную систему охраны и регистрации товарных знаков. Система помогает
потребителям идентифицировать и приобретать изделия или услуги, происхождение
которых, удостоверенные отличительным товарным знаком, наилучшим образом отвечают
их потребностям.
Товарный знак предоставляет владельцу знака охрану в виде исключительного права
на пользование знаком для идентификации его товаров и услуг среди прочих или
на предоставление такого права другому лицу в обмен на вознаграждение. Срок
охраны может варьироваться, однако после истечения первоначально установленного
срока охраны при условии уплаты дополнительных пошлин срок охраны товарного
знака может продлеваться на неопределенный период.
Если патент обеспечивает временную правовую охрану однократному достижению
(изобретению), то товарный знак сопровождает хозяйственную деятельность владельца
до тех пор, пока она продолжается.
Ценность товарного знака с течением времени может возрастать и утрачивается
только с падением ценности продукта. Таким образом, значение товарного знака
непосредственно связано с экономическими достижениями владельца, и стремление
получить правовую охрану объясняется возможностью утвердить продукт на рынке,
внедриться в сознание потребителей и, тем самым, добиться преимущества над конкурентами.
Поведение потребителей подтверждает исключительную роль товарного знака для
ориентации в определении качества предлагаемой продукции. Отсюда вытекает необходимость
обеспечения эффективной правовой охраны товарного знака.
2. Основные международные правовые акты, унифицирующие требования к регистрации
товарных знаков.
Почти все страны мира проводят регистрацию и предоставляют охрану на товарные
знаки. В каждом национальном ведомстве имеется реестр товарных знаков, в котором
содержится исчерпывающая информация о заявках на все регистрации и продления.
Однако, действие такой регистрации ограничивается территорией страны, в которой
она осуществлена.
Поэтому, если ваши коммерческие интересы простираются дальше границ Украины,
необходимо зарегистрировать свой товарный знак во всех интересующих вас странах.
Продвижение фирмы на иностранные рынки требует правовой защиты товарных знаков
с учетом норм как украинского, так и международного законодательства. Иначе
ваш товарный знак всегда будет под угрозой проблемных ситуаций.
Заинтересованность в правовой охране товарных знаков, особенно за рубежом,
подтолкнула к жизни еще в 1883 г. принятие такого международного соглашения
как Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Основные положения
Парижской конвенции по охране промышленной собственности составляют очень важный
комплекс норм, касающихся охраны прав, в том числе и товарных знаков, норм,
которые либо непосредственно, либо с помощью национального законодательства
должны уважаться и применяться всеми государствами-членами Международного Союза.
Ряд государств-членов Международного союза, наряду с Парижской конвенцией,
заключили между собой соглашения, существенно дополняющие эту конвенцию по отдельным
вопросам.
Для более эффективного функционирования международной системы регистрации знаков
и унификации национальных систем было принято Ниццкое соглашение о международной
классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г. Международная классификация
товаров и услуг (МКТУ) систематизирует товары и услуги по классам с учетом отраслевой
принадлежности и сферы деятельности, определяя каждому товару или услуге рубрику,
что позволяет легко идентифицировать их. В настоящее время действует восьмая
редакция МКТУ.
В развитие этой системы было принято Венское соглашение о классификации изобразительных
элементов знака от 12 июня 1973 г. Эта классификация изобразительных элементов
позволяет «разбить» изображение на составные части, значительно упростить
(сузить) поиск тождественных или сходных изображений в любой базе данных по
знакам для товаров и услуг.
В конце 90-х годов Госпатентом Украины впервые сделаны переводы на украинский
язык (ранее у нас использовались русскоязычные редакции) седьмой редакции МКТУ
и Венской классификации изобразительных элементов. В настоящее время действует
восьмая редакция МКТУ.
Поскольку национальные законодательства являются частью международной системы
охраны товарных знаков Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС) предложила гармонизировать их положения. С этой целью был принят Международный
договор о законах по товарным знакам (ТLТ) от 27 октября 1994 г. Этот договор
позволяет владельцам товарных знаков более легко и с меньшими затратами маневрировать
во время многочисленных процедур в различных патентных ведомствах во всем мире.
Договор дает возможность привести в соответствие процедурные аспекты международного
ведения дел по знакам.
На базе норм Парижской конвенции и международных соглашений по вопросам охраны
промышленной собственности и с учетом национальных особенностей разработан Закон
Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (далее — Закон),
регулирующий отношения, возникающие в связи с приобретением и осуществлением
права собственности на знак для товаров и услуг. Закон введен в действие с 1
июля 1994 г. В настоящее время действует новая редакция этого Закона с изменениями,
принятыми 22 мая 2003 года.
3. Международная регистрация товарного знака.
Можно подать заявку на регистрацию товарного знака непосредственно в Патентное
ведомство каждой страны, однако это потребует немалых материальных затрат, так
как для подачи каждой такой заявки необходимы не только перевод заявки, но и
оплата услуг зарегистрированных в этих странах патентных поверенных. Кроме того,
такая регистрация может занять достаточно много времени. В Украине, например,
срок регистрации товарного знака составляет примерно 2 года, а в некоторых странах
может быть и больше.
Значительно упростить и ускорить процесс международной регистрации товарного
знака можно, воспользовавшись Мадридской системой регистрации товарного знака.
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, (от 14 апреля 1891
г.) позволяет любому производителю товаров и услуг, зарегистрировав свой товарный
знак, получить право на его охрану в целом ряде стран. Непременным условием
этого является базовая национальная регистрация. Иными словами, первую заявку
следует подать в стране, где заявитель имеет собственное производство или торговое
предприятие, либо в той стране, где он постоянно проживает. По желанию заявителя,
охрана может быть предоставлена одновременно во всех странах-участницах Мадридского
соглашения, либо только в тех из них, которые представляют для него коммерческий
или производственный интерес. Международная регистрация действует 20 лет и может
продлеваться. Имея международную регистрацию, владелец товарного знака имеет
право заявить о территориальном рас-ширении правовой охраны этого знака в другие
страны-участницы соглашения.
При подаче заявки на международную регистрацию взимается единая пошлина, и
заявитель избегает многих расходов, в том числе на перевод заявки и оплату услуг
патентных поверенных в каждой отдельно взятой стране.
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков было заключено в 1891
г. и с тех пор неоднократно пересматривалось. Сама процедура регистрации имела
определенные недостатки, из-за чего к нему не присоединялись такие экономически
развитые страны, как США, Япония, Великобритания. В 1989 г. при пересмотре Соглашения
в качестве дополнения к нему был принят Мадридский протокол, который вступил
в силу в 1995 г. Украина присоединилась к Мадридскому протоколу в 1999 году.
Мадридский протокол сделал более привлекательной процедуру международной регистрации
знаков для товаров и услуг и существенно расширил круг стран — участниц Мадридской
системы. Интересный факт: в настоящее время стран — участниц Мадридского соглашения
55, а стран, присоединившихся к Мадридскому протоколу — уже 64, в том числе
США, Великобритания, все Скандинавские страны и Япония.
Какие же принципиальные различия между Мадридским протоколом и Мадридским соглашением?
Мадридское соглашение дает заявителю право подавать заявку на международную
регистрацию только после получения национальной регистрации товарного знака.
Согласно положениям Мадридского протокола, заявитель вправе подавать заявку
на международную регистрацию сразу же после подачи первичной заявки в национальное
ведомство, не дожидаясь национальной регистрации. Это дает заявителю существенный
выигрыш во времени, от нескольких месяцев до года и более. А время — решающий
фактор в конкурентной борьбе.
Заявка на международную регистрацию знака рассматривается в Международном бюро
ВОИС, где и производится регистрация. Сведения о международных регистрациях
публикуются в специальном ежемесячном издании ВОИС. Патентным ведомствам тех
стран, в которых заявитель желает получить право на охрану своих знаков, ВОИС
рассылает соответствующее уведомление. Если же в той или иной стране законодательством
предусмотрена возможность отказа в регистрации, то ведомство оценивает международную
регистрацию по определенным критериям: не противоречит ли она уже имеющимся
правам третьих лиц, не зарегистрирован ли этот знак как национальный другим
владельцем, не является ли он общеизвестным, не противоречит ли он нормам общественной
морали и нравственности и т.д. Руководствуясь этими критериями, национальное
патентное ведомство принимает решение об отказе в международной регистрации
товарного знака в своей стране или о ее признании. По Мадридскому соглашению,
для принятия решения об отказе в регистрации патентному ведомству отведен один
год. Согласно Мадридскому протоколу этот срок удлиняется до 18 месяцев. В случае
заявления об отказе в регистрации процедура продолжается в отказавшем национальном
патентном ведомстве или в судах соответствующего договаривающегося государства.
Если в течение года такого заявления не последует, международная регистрация
автоматически получает силу национальной регистрации.
Международная регистрация может испрашиваться только для товаров и услуг, включенных
в национальную регистрацию, или для части этих товаров и услуг.
Заявитель при подаче заявки на международную регистрацию или владелец знака,
после международной регистрации, может за-явить об отказе от получения охраны
на товары и услуги, указанные в заявке на международную регистрацию или занесенные
в Между-народный реестр, для которых он испрашивает международную ре-гистрацию
в одной или нескольких странах.
Знаки, зарегистрированные в Международном реестре, о которых уведомляются патентные
ведомства заинтересованных стран и сведения, о которых публикуются Международным
бюро, пользуются в каждой из этих стран тем же правовым режимом, что и знаки,
поданные для национальной регистрации в указанных странах.
Любой знак, который был предметом международной регистрации, может пользоваться
правом приоритета. Право приоритета означает, что если международная заявка
подана не позднее шести месяцев, считая с даты подачи первой правильно оформленной
национальной заявки в одной из стран-участниц Парижской конвенции по охране
промышленной собственности, то международная регистрация использует предшествующие
права, возникающие в результате подачи первой национальной заявки.
Существует еще одно различие между Мадридским соглашением и Мадридским протоколом.
В соответствии с Соглашением вся документация ведется на французском языке,
а рабочим языком Мадридского протокола стал английский, что значительно облегчило
деятельность патентных ведомств ряда государств и сделало Мадридскую систему
в целом более привлекательной для англоязычных стран.
Напомню, собственно Мадридское соглашение действует на территории Украины с
25 декабря 1991 г. и граждане, и юридические лица зарубежных стран — участниц
Соглашения использовали его для обеспечения защиты своих знаков в нашей стране.
В Украине ежегодно предоставлялась правовая охрана 4-4,5 тыс. знаков, имеющим
международную регистрацию.
Справедливости ради надо сказать, что не так много украинских предприятий воспользовались
преимуществами, которые им дает Мадридская система регистраций товарных знаков.
Например, за прошедшие 12 лет из Украины было заявлено только около двухсот
знаков. Среди этих знаков есть и хорошо известные в Украине обозначения, например
«ВАЛИДОЛ», «Футбольный клуб «ДИНАМО-КИЕВ», «РОСАВА».
А есть и не столь «знаменитые» пока знаки. Важно, что наши производители
уже знают как использовать международную систему охраны знаков для защиты своих
экономических интересов. Возможно, не все еще знают об этих возможностях или
считают, что международная регистрация очень дорого стоит.
Заявка на международную регистрацию сопровождается уплатой следующих пошлин,
которые платятся непосредственно в Международное бюро WIPO. Все платежи производятся
в швейцарских франках (CHF).
Кроме вышеуказанных пошлин существуют индивидуальные пошлины, которые установили
некоторые страны-участницы. Украина, например, установила индивидуальную пошлину
в размере $500.
Следует подчеркнуть, что речь идет только о пошлине за подачу и экспертизу
заявки, а в целом заявитель несет еще расходы на перевод заявки, услуги патентных
поверенных, хотя эта часть расходов все же меньше.
Как видно, предприятие, действительно заинтересованное в защите своего знака
в стране предполагаемого экспорта вполне может пойти на эти расходы.
Разумеется, если у предприятия нет еще национальной украинской регистрации
или заявки, то к указанной стоимости необходимо прибавить еще стоимость официальных
сборов и пошлин Украины.
На экране приводится выдержка из официальных пошлин, оплачиваемых за регистрацию
по Мадридской системе
Базовая пошлина: 903 CHF
Дополнительная пошлина за каждый класс товаров и/или услуг свыше трех 73 CHF
Добавочная пошлина за каждую страну, в которой испрашивается регистрация 73
CHF
4. Региональные соглашения в области охраны товарных знаков.
Современная практика охраны товарных знаков знает два наиболее успешных региональных
проекта и оба реализованы в Европе.
Первым в истории региональным органом по регистрации товарных знаков стало
единое ведомство государств Бенилюкса (Бельгии, Нидерландов и Люксембурга).
Это стало возможным в связи с тем, что экономическая жизнь этих трех государств
была очень тесно связана. Они имели общую историю, сходный уровень развития
и общее законодательство по регулированию рынка товаров и услуг. Это позволило
создать первую региональную систему защиты прав на товарные знаки.
Многолетним успешным опытом функционирования Ведомства по товарным знакам стран
Бенилюкс воспользовались другие европейские государства, когда встал вопрос
об эффективной системе регистрации прав на товарные знаки в границах Общего
рынка. Так появилось Ведомство по гармонизации внутреннего рынка ЕС (OHIM),
которое выполняет функцию регистрационного бюро по товарным знакам (а также
промышленным образцам). Это стало возможным, когда в 1988 году ЕС выпустил Директиву,
направленную на сближение законодательства стран Сообщества по вопросам товарных
знаков. По данной Директиве требовалось приведение законодательства отдельных
стран в соответствие с общими международными стандартами. Таким образом, создание
Европейской системы товарных знаков стало возможным только после гармонизации
национальных законодательств и экономических условий.
Итак, более 10 лет назад, 20 декабря 1993 года в ЕС была создана новая региональная
система охраны торговых марок для европейских стран, которая получила название — единая торговая марка Европейского сообщества (community trade mark, CTM).
В настоящее время действие единой регистрации товарного знака ЕС распространяется
на территории всех стран-членов Европейского Союза, а именно: Австрия, Бельгия,
Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург,
Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. С 1 мая 2004 года в состав
Европейского Союза вошли еще 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта,
Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
Степень интеграции Европейской системы намного выше, чем Мадридской системы.
Особенно это выражается в судебных процедурах оспаривания прав и административного
обжалования решений Европейского Ведомства. Суды стран ЕС имеют специальную
юрисдикцию по рассмотрению дел о нарушении прав на европейские знаки. При рассмотрении
дел суды руководствуются не внутренним национальным правом, а законодательством
ЕС о товарных знаках. Решение Апелляционного органа OHIM может быть обжаловано
в суде первой инстанции и в суде ЕС.
Система работает очень эффективно и число уже зарегистрированных знаков превышает
все наиболее оптимистические расчеты. Украинские предприятия, работающие на
европейском рынке, также заинтересованы в такой регистрации.
Небольшая практическая рекомендация. Если число европейских стран предполагаемого
экспорта больше двух, то регистрация знака ЕС уже является экономически оправданной.
Заявителю следует обратить внимание на пять «У»-преимуществ регистрации
торговой марки Сообщества (СТМ):
1) Унитарная и исключительная защита.
• Единый порядок регистрации обеспечивает надежную защиту во всем Европейском
Союзе.
• Торговая марка Сообщества едина для всех стран ЕС и дает владельцам исключительные
права, позволяющие им запретить любые действия третьих лиц от использования
тождественных торговых марок в их коммерческих действиях.
2) Упрощенные формальности:
• Подается одна заявка;
• Единый язык регистрации (все документы могут подаваться на одном из официальных
языков ЕС);
• Единый административный центр по регистрации;
• Единый документ о надлежащей регистрации торговой марки.
• Простота процедуры подачи документов.
3) Уменьшение затрат:
• Заявитель несет значительно меньшие расходы, чем при процедуре национальных
регистраций;
• Обратившись в EUROMARKPAT-UKRAINE, украинский заявитель не будет нести расходы
на оплату посредников — стоимость услуг нашей компании одинакова во всех офисах,
как если бы вы обратились к европейским поверенным напрямую.
4) Удобство:
Общаясь с европейскими поверенными через нашу Компанию заявитель не только экономит
на переводчиках и переводах, но и приобретает удобство в общении на родных ему
языках (украинском или русском), а также имеет оперативную связь со своими поверенными
в Европе.
5) Уверенность и Успех:
Имея европейскую регистрацию знака, предприниматель уверен, что сможет эффективно
защитить свои права на территории 25 государств и обеспечит успех своего бизнеса
в странах ЕС.
СТМ — очень важный элемент политики экспортирующей компании в расширенной Европе:
увеличение ее ценности означает не только удержание на рынке, но и приобретение
новых долей рынка. Кроме того, европейский знак — маркетинговый инструмент для
того, чтобы поддержать надежную связь с потребителем в Европе, не только идентифицируя
производителя товаров и услуг, но и устанавливая устойчивые отношения с потребителем
в общеевропейском масштабе. Европейская регистрация не только повышает репутацию
компании и гарантирует стабильность качества, но и обеспечивает юридическую
защиту от недобросовестных конкурентов. Такая торговая марка — это также перспективное
капиталовложение. Права на нее могут передаваться по лицензионным соглашениям,
использоваться по коммерческой концессии (франчайзинг) и продаваться как нематериальный
актив. Торговая марка Сообщества предполагает защиту для объединенного рынка
в пределах расширенного Европейского Союза.
Стоимость подачи заявки на регистрацию СТМ
Основная плата за Заявку — 975 ?
Оплата за каждый заявляемый класс товаров и услуг, свыше трех — 200 ?
Услуга европейского поверенного за подачу заявки — 800 ?
Услуга европейского поверенного за каждый заявляемый класс товаров и услуг,
свыше трех — 80 ?
Стоимость регистрации СТМ (оплачивается только после завершения экспертизы)
Основная оплата за регистрацию торговой марки — 1100 ?
Оплата за регистрацию за каждый класс товаров и услуг, свыше трех — 200 ?
Услуга европейского поверенного за регистрацию знака — 350 ?
Услуга европейского поверенного за каждый регистрируемый класс товаров и услуг,
свыше трех — 50 ?
5. Развитие и интеграция Мадридской и Европейской систем регистрации товарных
знаков.
Следует отметить, что международная система регистрации товарных знаков продолжает
развиваться и предоставляет новые возможности, в частности, украинским предпринимателям.
На сегодняшний день Мадридский протокол ратифицировали 64 страны — это большинство
стран Европы, а также Япония, Австралия и США. Правительство Израиля недавно
приняло законодательство, которое позволит этой стране присоединиться к Протоколу
позже, возможно уже в этом году. Среди стратегически важных рынков стран, пока
не входящих в Мадридский протокол, — страны Латинской Америки, Канада, Гонконг,
Индия, Индонезия, Малайзия и Таиланд.
ВОИС приняла решение о том, что испанский язык наряду с французским (Мадридское
соглашение) и английским (Мадридский протокол) становится третьим официальным
языком Мадридской системы.
Ранее, когда испанский язык не был включен в систему протокола, его участниками
из испано-язычных стран были только Испания и Куба. Поскольку владельцы торговых
марок смогут подавать заявки на английском, французском и испанском языках,
то ВОИС рассчитывает на согласие стран Латинской Америки присоединиться к Протоколу.
Это определенно приведет к тому, что Мадридский протокол станет глобальной системой.
Одновременно с развитием самой Мадридской системы происходит ее интеграция
с системой товарных знаков Европейского Союза, который подтвердил, что присоединится
к Мадридской системе в июне этого года. Таким образом, начиная с октября 2004
года у заявителей через систему Мадридского протокола будет возможность защитить
свои торговые марки сразу в 25 странах. Такая процедура будет иметь свои преимущества.
Во-первых, в случае если заявка на знак ЕС будет отклонена, заявитель все равно
будут иметь возможность попытаться получить национальные регистрации посредством
все той же Мадридской системы.
Во-вторых, если заявитель будет подавать заявку на регистрацию торговой марки
в ЕС через Мадридскую систему, а не через OHIM, как сейчас, то сможет сэкономить
200 евро на заявочной пошлине.
Безусловно, эти грядущие изменения приведут к тому, что Мадридский протокол
станет гораздо более привлекателен для заявителей, в том числе, заявителей из
Украины.
6. Двухсторонние международные договоры Украины в области охраны товарных
знаков
В заключение своего выступления я хотел бы остановиться еще на двух договорах,
которые представляют для нас интерес с точки зрения тематики настоящего семинара.
В 1993 году в Киеве Правительством Украины были подписаны «Соглашение между
Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве
в сфере охраны промышленной собственности» и «Соглашение между Правительством
Украины и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере охраны
промышленной собственности».
Положения данных международных договоров предоставляют гражданам и субъектам
предпринимательской деятельности Украины такие же права, в частности, касающиеся
охраны товарных знаков на территории Российской Федерации и Республики Беларусь,
как и резидентам этих стран. Национальный режим распространяется как на язык
подачи документов, так и на размер оплаты официальных сборов, пошлин и тарифов.
Таким образом, заявки, поданные из Украины в Роспатент и Белпатент, составляются
на русском языке и оплачиваются в том же размере, как если бы они были поданы
гражданами этих стран. Экономический рост в Украине и России не замедлил отразиться
на динамике увеличения взаимных регистраций.
Итак, данные два договора очень важны для украинских предпринимателей, поскольку
обеспечивают для них национальный режим предоставления правовой охраны, в частности,
на товарные знаки.
источник:
Доповідь на семінарі «Розширення Європейського союзу й актуальні питання використання й охорони товарних знаків для українських підприємств. Нові можливості»
полезный материал? Нажмите:
|