Ярослав Ващук
Подготовленный ко второму чтению законопроект “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам интеллектуальной собственности”. Основные изменения документа, подготовленного ко второму чтению, касаются хорошо известных знаков (Закон “Об охране прав на знаки для товаров и услуг“), географических указаний мест происхождения (Закон “О защите прав на указания происхождения товаров”), санкций за нарушение прав интеллектуальной собственности (Уголовный кодекс), мер пресечения (Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы).
Хорошо известные знаки - это знаки с особым статусом. Во-первых, они охраняются независимо от того, подана заявка на регистрацию или нет. Во-вторых, правовая защита распространяется также на товары и услуги, не связанные с теми, для которых знак признан хорошо известным (если это вредит интересам владельца). То есть, например, знак “Кока-кола” не может быть использован другим производителем не только для безалкогольных напитков, но и для одежды, посуды и т.д.
Решение о том, что знак является хорошо известным, может принимать Апелляционная палата или, согласно новой редакции законопроекта, суд. При этом будут учитываться следующие критерии: степень известности знака; длительность, степень и географический район использования знака или какой-либо деятельности по популяризации знака (реклама, презентации товара на ярмарках и выставках); длительность и географический район каких-либо регистраций знака; свидетельства успешной реализации прав на знак (территория, на которой знак признан хорошо известным); стоимость, ассоциируемая со знаком.
Первоначальный вариант законопроекта (ст.14 п.7) предусматривал, что регистрация квалифицированного указания происхождения товара может быть основанием для признания недействительным зарегистрированного ранее товарного знака, содержащего такое указание. По мнению экспертов, эта норма могла бы привести к дискриминации владельцев товарных знаков. В первую очередь ее применение ударило бы по украинским владельцам марок минеральных вод. Поэтому в новой редакции сделана оговорка, что регистрация квалифицированного указания происхождения товара не может служить основанием для признания недействительным товарного знака, зарегистрированного ранее.
Санкции, предусмотренные первым вариантом законопроекта, показались экспертам просто юридическим казусом. Так, например, нарушителю прав на товарный знак угрожала уголовная ответственность, если он получил доход более 5000 грн. (более 300 необлагаемых минимумов). Наказание же представляло собой штраф — всего 1700 грн. Теперь предлагается поднять минимальный размер штрафа в два раза (не 100, а 200 необлагаемых минимумов). Увеличены и сроки лишения свободы за повторное правонарушение (с двух до пяти лет).
Судья может назначать быстрые и эффективные меры пресечения (правда, как показало обсуждение на “круглом столе”, их быстрота и эффективность вызывают сомнения у практиков). Сейчас реальную защиту своих прав заявитель получает только на стадии исполнения судебного решения. А процесс этот может длиться годами. Меры пресечения (запрещение осуществлять определенные действия, осмотр помещений и наложение ареста на имущество) позволят останавливать правонарушителя еще до подачи иска в суд.
источник:
Інтернет-сайт «ВЯПат»
полезный материал? Нажмите:
|