Понятно, что мы не ставим перед собою задачу воссоздать историю авторского
права вообще. история авторского права интересная, она отображает эволюцию общества
в понимании значения автора — творца для своего развития. Эта история содержит
яркие творческие достижения и трагические страницы судьбы авторов, каких современники
не поняли, не оценили. История авторского права требует изучения, исследования
и фундаментальных публикаций.
История авторского права ведет свое начало, как считают научные работники, из
появления печатания, и первый известный государственный нормативный акт относительно
охраны авторского права касался литературных произведений, а первая международная
конвенция, котороя касалась защиты авторских прав, принятая в интересах книгоиздателей.
Издатели, книготорговцы объединялись в гильдии, сохраняли монополии на книгопечатанье
и книготорговлю, и от них зависели интересы авторов. Первым нормативным актом
авторского права, который закрепил ряд прав авторов и разделил полномочия авторов
и издателей, считается принятый в 1709 году в Англи «Устав королевы Анны».
Следует отметить, что упомянутый законодательный акт, его основные философские
концепции и принципы использовались в законодательных и нормативных актах, которые
разрабатывалось в дальнейшем.
Законы, нормативные акты относительно авторского права стали появляться во
всем мире. Действие законов распространялось на спектакли, географические карты
и прочие произведения. Французский закон ввел норму — право следования, которая
относилась к правам наследников автора и распространяла действие имущественных
прав после смерти автора.
Вторая половина девятнадцатого столетия в Европе знаменательная активизацией
деятелей культуры, литераторов, которых не устраивал незаконный оборот литературных,
музыкальных произведений. Многочисленные встречи литераторов и Международный
литературный конгресс (1878 г.), председателем которого был знаменитый писатель
и поборник защиты авторских прав Виктор Гюго, контакты ученых сводились к необходимости
разработки и принятия многостороннего международного соглашения, которое бы
касалось взаимной и адекватной защиты авторских прав и прав издателей.
Первым международным многосторонним соглашением, которое касалось авторских
прав, стала принятая в 1886 году Бернская конвенция «Об охране литературных
и художественных произведений». В дальнейшем она пересматривалась в Париже
(1889 г.) и Берлине (1908 г.), ее дополняли в Берне (1914 г.), Риме (1928 г.),
Брюсселе (1948 г.), Стокгольме (1967 г.), Париже (1971 г.). В 1952 году на конференции
в Женеве была принята еще одна конвенция — Всемирная конвенция об авторском
праве.
Фактически с подписанием Бернской конвенции начался международный период охраны
авторских прав. С другой стороны, с принятием этой Конвенции началось принятие
других международных конвенций, которые направленные на международное регулирование
отдельных проблем авторского права. Создавались международные структуры по вопросам
управления авторскими правами на международном уровне. Так в 1967 году в Стокгольме
была подписана «Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной
собственности» — ВОИС, которая приобрела силу в 1970 году. ВОИС создавалась
под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) как одна из ее специализированных
учреждений. Деятельность ВОИС в первую очередь направленная на гармонизацию
законодательных норм по интеллектуальной собственности в разных странах, пропаганду
современных подходов к управлению авторскими правами, обобщение и предоставление
специальных решений относительно отдельных вопросов авторского права и смежных
прав (Директивы ВОИС, международные договоры).
Авторское право Русской империи
В Украине, которая входила в состав Русской империи, авторское право нормативно
регулировалось ее законами. Продолжительное время в Росси сохранялась государственная
монополия на книгоиздание и книготорговлю. В дальнейшем нормы цензуры регулировали
вопрос, что имели отношение к книгоизданию, авторского права. «Цензурный
устав» от 22.04.1828 г. включал раздел «О сочинителях и издателях
книг», который предоставлял авторам исключительные права на собственные
произведения на протяжении жизни автора и ее наследникам на протяжении 25 лет
после смерти автора. В дальнейшему этот срок был увеличен до 35 лет. Указанный
закон есть фактически первым нормативным актом относительно авторских прав в
Росси. В 1830 году был принятый еще один закон — «Положение в правах сочинителей»,
в котором определены понятия контрафактности и предполагалась ответственность
за нее.
С принятием указанных законодательных актов состояние дел с авторскими правами
кое-как улучшилося. Появились формы договорных документов, повысились авторские
гонорары.
В 1845 году был принятый закон относительно авторских прав композиторов, а
в 1846 году — прав художников и архитекторов.
Усиливалось движение на защиту прав драматургов. В 1874 году создается Общество
русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав,
выплачивало авторские гонорары, в том числе через созданную сеть агентов.
В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также права
исполнителей, нормативно внедренные процентные отчисления от собраний за театральные
постановки в пользу авторов.
В конце ХIХ столетие для многих в Росси стало понятной, что частичное усовершенствование
норм авторского права не в возможности обеспечить эффективную защиту прав авторов
произведений и их пользователей. Поэтому Государственный Совет Русской империи
в 1897 году принял решения относительно разработки нового закона, который бы
дал ответ на практические вопросы, которые накапливались в этой сфере.
Такой закон был принятый в 1911 году под названием «Положение об авторском
праве». Новый закон разрабатывался с использованием лучших образцов западноевропейского
законодательства и безусловно стал значительной шагом в развития авторских прав
в Русской империи. Вместе с тем, права авторов России не отвечали в полному
объеме правам авторов стран, которые входили в Бернскую конвенцию. Россия отставала
от других стран в заключении международных соглашений, поэтому авторские права,
которые принималось в России, действовали только на ее территории.
Следует также указать, что авторского права авторов — представителей народов,
которые входили в состав Русской империи, нарушались ведением царским правительством
имперской политики, которая сводилась к запрету развивать национальную культуру,
литературу, язык. Это приводило к тому, что автору разрешалось писать только
на русском языке.
Советское авторское право
Октябрьская революция 1917 года ликвидировала частные издательства, монополизировала
издательскую деятельность. Поддерживались произведения авторов социалистического,
пролетарского направления, им выплачивались значительные к тому времени гонорары,
их произведения выходили большими тиражами.
30.01.1925 года вышел первый нормативный акт нового государства относительно
авторского права — Постановление ЦВК и СНК СССР «Об основах авторского
права», а в мае 1928 года вышли «Основы авторского права», которые
кроме всего устанавливали твердые ставки авторского гонорара. После этого советские
республики сам самили принимать законы относительно авторских прав.
В Украине такой закон был принятый в 1929 году и действовал до 1961 года, до
принятия «Основ гражданского законодательства СССР и советских республик»,
раздел четвертый которого посвященный авторскому праву. Соответственно указанных
«Основам» каждая республика, в том числе и Украина, приняла свой гражданский
кодекс, четвертый раздел которого касался авторского права.
Для организации и осуществления управления авторскими правами в Украине было
создано Агентство по защите авторских прав, которое в 1938 году вошло в Всесоюзное
управление по охране авторских прав (ВУОАП), на базе которого в 1973 году было
создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), которое стало единым
представителем авторов по вопросам авторского права. В союзных республиках существовали
республиканские отделения ВААП. Агентство посредничало между авторами и издательствами,
между советскими авторами и зарубежными издательствами, между зарубежными авторами
и советскими издательствами. ВААП собирал и распределял авторское вознаграждение
за использование произведений советских и иностранных авторов в СССР, а также
за использование произведений советских авторов за границей.
Авторского права в СССР были значительно сужены и не отвечали международным
правовым нормам, которыми пользовались авторы европейских стран. По этой причине
СССР не мог присоединиться к международным конвенциям, в том числе к Бернской
конвенции, а более гибкая Всемирная конвенция авторских прав была ратифицирована
только в 1973 году.
В дальнейшему руководство СССР неоднократно заявляло о намерениях подписать
Бернскую конвенцию и Парижский протокол Женевской конвенции. Эти намерения базировались
на сформированному большинством научных работников — специалистов авторского
права, желании относительно сближения советского авторского права с нормами
авторского права в развитых странах Европы. Для этого необходимо было привести
советское авторское законодательство в соответствие к требованиям основных международных
конвенций. Работы относительно этого проводились. В Основах гражданского законодательства
СССР и республик, которые было принятые Верховной Радой СССР в мае 1991 года,
помещался раздел «Авторское право». Планировалось, что основные положения
Основ гражданского законодательства будут развитые в соответствующих разделах
гражданского законодательства республик.
Авторское право Украины и коллективное управление авторскими правами
С утверждением Украины как независимого государства в разных сферах деятельности
стали создаваться государственные структуры управления. Постановлением Кабинета
Министров от 25 апреля 1992 года № 154 создано Государственное агентство Украины
из авторских и смежных прав при Кабинете Министров Украины (ГААСП Украины) как
орган государственного управления, которое проводило у жизни политику Украины
в сфере авторского права.
Основные вопросы, которые полагались на Агентство, были связаны с разработкой
и принятием законодательных актов, участием Украины в международной системе
охраны авторских прав, вхождением, интеграцией Украины в международные организации,
которые опекаются проблемами авторского права, созданием механизмов, которые
реально оказывали содействие защите авторских прав.
За время функционирования ГААСП Украины сделанные определенные шаги относительно
усовершенствования авторского правового поля. В декабре 1993 года Верховной
Радой Украины принят Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»,
который прошел экспертизу специалистов, получил положительную оценку европейских
экспертов и ВОИС. Закон вступил в действие от дня публикации — с 23 февраля
1994 года.
Принят ряд законодательных и нормативных актов, которые регулируют отдельные
вопросы защиты авторских прав. В ноябре 1994 года Кабинетом Министров Украины
принято постановление № 784 «О минимальных ставках авторского вознаграждения
за использование произведений литературы и искусства», в июле 1995 года — постановление № 532 «О государственной регистрации прав автора на произведения
науки, литературы и искусства».
С принятием Украиной Закона «Об авторском праве и смежных правах»,
а также других законодательных актов было создано авторское правовое поле, которое
в целом отвечало международным нормам. С другой стороны, Украина продемонстрировала
желания и готовность интегрироваться к международным структурам по вопросам
авторского права и смежных прав. Деятельность в этой сфере разрешила Верховной
Раде Украины в мае 1995 года принять Закон «О присоединении Украины к Бернской
конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и
с октября 1995 года стать членом этой Конвенции. В конце концов, основные нормы
авторского права относительно права на творческую работу и на результаты этой
работы, относительно защиты интеллектуальной собственности, защиты моральных
и материальных прав автора с июня 1996 года стали конституционными нормами принятой
Конституции Украины.
Дальнейшее усовершенствование законодательства по вопросам авторского права
и смежных прав в Украине осуществлялось в направлениях гармонизации национального
законодательства с международным, реализации требований относительно соответствия
национальных законодательных норм международным нормам. Эти усилия завершились
принятием в 2001 году новой редакции Закона Украины «Об авторском праве
и смежных правах».
История авторского права неразрывно связанная с поиском и постоянным усовершенствованием
формы управления авторскими правами. Необходимость защиты авторских прав, сбора
и выплаты авторского вознаграждения, понимание того, что широкое использование
авторских произведений усложняет индивидуальный контроль автора за этими процессами,
делает его практически недейственным, требовало от авторов создания структур,
которые обеспечивали эффективное управление их правами. Поэтому уже первые организации
из управления авторскими правами (общества, ассоциации и т.п.), которые создавалось
за инициативы авторов, включали в себя указанные функции, предусматривали создание
сети агентов, которые обеспечивали выполнение этих функций. Эти основные функции
органов управления авторскими правами усовершенствовались и стали основанием
современных организаций коллективного управления авторскими правами.
Вопрос усовершенствования управление авторскими правами стало предметом рассмотрения
ВОИС, что провела научное исследование указанной проблемы, обобщила практику
создания и деятельности таких организаций. Результатом исследований стало издание
рекомендаций по вопросам создания и деятельности организаций по коллективному
управлению авторскими правами «Коллективное управление авторским правом
и смежными правами», ВОИС, 1990 год.
Рекомендованные формы коллективного управления авторскими правами стали, с
учетом национальных особенностей, основной формой управления авторскими правами
для большинства стран. Требования относительно организации коллективного управления
авторскими правами включались в национальные законодательные акты. Национальные
организации коллективного управления авторскими правами за своим статусом создавались
как государственные, так и общественные.
Основные требования к таким организациям, которые рекомендованные ВОИС, — это
условия эффективной деятельности системы коллективного управления правами, а
также соответствие международным обязательствам в области охраны авторского
права и смежных прав, что должно обеспечить минимальный уровень охраны и принцип
национального режима, предусмотренный Бернской конвенцией «Об охране литературных
и художественных произведений».
Основу системы коллективного управления составляет предоставление правособственникам
полномочий организации по коллективному управлению на управление их правами:
отслеживание использование их произведений, ведение переговоров с пользователями
относительно использования произведений за соответствующее вознаграждение, предоставление
соответствующих лицензий на использование произведений, сбор авторского вознаграждения,
его распределение и выплата и т.п..
Единой организацией коллективного управления авторским и смежными правами в
Украине есть государственное предприятие «Украинское агентство по авторским
и смежным правам».
Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г № 1573/99 «Об изменениях
в структуре центральных органов исполнительной власти» существенно изменена
система государственного управления сферой интеллектуальной собственности. Соответственно
указанному Указу ликвидирован ГААСП Украины и принято постановление Кабинета
Министров Украины от 4 апреля 2000 г. № 601 «Об образовании Государственного
департамента интеллектуальной собственности в составе Министерства образования
и науки Украины».
Основные задачи, которые положенные на Государственный департамент интеллектуальной
собственности, связанные с обеспечением, в рамках своей компетенции, реализации
государственной политики, прогнозирование и определение перспектив приоритетных
направлений развития в сфере интеллектуальной собственности, организационного
обеспечения охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.
Информация из сайта УААСП
источник:
Cайт УААСП
полезный материал? Нажмите:
|