Андрей (Гавриэль) Лившиц, Ярослав Ващук, Марат Лившиц
В конце 2011 года мы опубликовали на сайте Ярослава Ващука аналитический обзор по различным прогнозам развития экономики и общественных процессов в мире, и, в нём отметили, что игнорирование инновационной составляющей в многообразии факторов в той или иной степени влияющих на характер и выводы прогнозов, может привести к тому, что использование только финансовых инструментов для оптимизации и диверсификации экономики приведёт в конечном счёте к тому, что объём затрат на реализацию социальных программ превысит всякие разумные пределы и это приведёт к резкому ухудшению экономического положения стран, которые манипулируют финансами и нуждаются в постоянных вливаниях финансовой помощи и займов в экономику, а не используют действенные инструменты инновационного развития и их ресурсы для естественного вливания средств в экономику. К сожалению наши выводы оказались правильными и в начале 2012 года опубликованы сообщения о понижении кредитного рейтинга сразу 9 стран еврозоны. В числе попавших под понижение государств оказались Франция и Австрия, чей рейтинг ранее находился на максимально возможном уровне "AAA". Новые значения их рейтинга установлены на уровне "AA+" с негативным прогнозом, что означает возможность дальнейшего снижения в будущем. Рейтинги Италии и Испании были понижены на два пункта, с "А" до "ВВВ+" и c "AA-" до "А". Прогноз по ним также объявлен негативным. Помимо упомянутых стран, под понижение попали Мальта, Словакия, Словения (на один пункт), а также Кипр и Португалия (на два пункта). Показатели Германии, Нидерландов, Финляндии, Люксембурга, Бельгии, Эстонии и Ирландии остались на прежнем уровне. При этом, за исключением Словакии и Германии, рейтинги всех упомянутых стран имеют негативный прогноз. Объясняя понижение рейтингов, аналитики агентства отметили, что правительства государств-членов еврозоны предпринимают недостаточные меры для преодоления системного кризиса в регионе. Как сообщает Agence France-Presse, представители ЕС подвергли критике решение агентства. Так, еврокомиссар по финансовым вопросам Олли Рен (Olli Rehn) назвал действия Standard & Poor's "непоследовательными" и выразил сожаление понижением рейтинга в момент, когда еврозона в ответ на кризис предпринимает "решительные меры по всем фронтам". Информация о том, что рейтинги ряда стран еврозоны, в том числе Франции, будут снижены, появилась в мировых СМИ днем 13 января, за несколько часов до официального сообщения Standard & Poor's. Мировые рынки уже успели негативно отреагировать на появившиеся сообщения, в подавляющем большинстве закрывшись понижением котировок. Вызывает удивление однобокость выводов и вариантов решения проблем, которые не возникли в одночасье, а длительное время тлевших в условиях пренебрежения к вопросам важности развития и всемерного стимулирования развития инновационных проектов и программ Вернёмся к прогнозам и аналитическим заключениям: ... Аналитическое заключение начинается с прогноза будущего еврозоны и Евросоюза. Оба они переживут, по мнению аналитиков, 2012 год, финансовый кризис смягчится, и ситуация временно стабилизируется. Тем не менее медленное соскальзывание Европы в глубокую рецессию вероятнее всего продолжится. Продолжится бегство капитала из периферийных стран ЕС вследствие недостатка веры рынков и инвесторов в европейскую систему. Меры по финансовой поддержке будут временами прекращаться для оказания давления на правительства с целью заставить их ввести более суровую фискальную политику. Это приведет к краткосрочным приступам паники и нестабильности на рынках. Однако главной движущей силой изменений будет политическая, а не экономическая составляющая. Германия постарается использовать свое финансовое и экономическое лидерство, чтобы изменить структуру еврозоны в своих интересах. Ее усилия будут направлены на ужесточение финансового контроля Евросоюза в как можно большем количестве европейских государств. В нормальных условиях эти усилия должны потерпеть неудачу, поскольку ни одно правительство не согласится подичнить национальные бюджетные интересы надгосударственной структуре. Однако в наступившем году Германия имеет по крайней мере 6 важных преимуществ. 1 преимущество. В ближайшее время национальные выборы на территории ЕС планируются только во Франции, Словакии и Словении, так что германские планы не встретят серьезного противодействия на этом уровне. Только французские выборы смогут представлять проблему в этом отношении, однако Германия и Франция равно нуждаются друг в друге в ЕС и до сих пор предпочитали сотрудничать, а не соперничать. 2 преимущество. План Германии должны одобрить всего 17 стран еврозоны, а не все 27 государств Евросоюза. Фактический отказ Великобритании не разрушает германские планы, хотя и является нежелательным для сторонников общеевропейского характера процесса. 3 преимущество. Утверждение подобного договора займет продолжительное время, и некоторые аспекты реформы могут быть обойдены. Новый договор должен быть подписан в марте, но его ратификация всеми странами займет оставшуюся часть года и начало 2013-го. Это даст возможность национальным правительствам откладывать самые тяжелые и политически рискованные части реформы - уступки в национальных конституциях в интересах Германии. 4 преимущество. Германия готова оказывать давление. Почти для всех стран ЕС она является главным пунктом назначения их экспорта, что жизненно важно для местной занятости. В 2011 году Германия использовала свое доминантноое положение в ЕС для того, чтобы сместить избранных глав греческого и итальянского правительств, заменив из неизбранными чиновниками из структур Евросоюза. Подобное давление может быть применено и в наступившем году в отношении других государств ЕС. Наиболее вероятными активными противниками Германии будут Испания, Ирландия, Финляндия и Нидерланды. Испания стоит на пороге реализации самой болезненной и жесткой программы экономии из всех стран, не получающих пакеты помощи - и должна реализовать эту программу в условиях сокращающейся экономики и высокой безработицы. Ирландцы хотят смягчения условий предоставления помощи, угрожая в противном случае национальным референдумом, который может осложнить процесс ратификации. Законы Финляндии требуют применения в особых случаях утверждения решений квалифицированным большинством в две трети от парламента. Голландская же коалиция, хоть обычно и лояльна к Евросоюзу, но не очень устойчива и зависит в своих решениях от других партий, среди которых есть и евроскептики. 5 преимущество. Европа напугана, и это заставляет национальные правительства принимать непопулярные в любое другое время решения и брать на себя строгие обязательства по экономии - даже поступаясь суверенитетом. Настоящий политический кризис не наступит, пока эти решения не перейдут в плоскость практики, но в 2012 году этого еще не произойдет. Политическая податливость европейских правительств сейчас во многом вызвана желанием отсрочить неминуемую экономическую катастрофу. 6 преимущество. За указанную отсрочку отвечает Европейский Центробанк. Европейский финансовый кризис имеет две ипостаси: обремененные долгами правительства, медленно бредущие к дефолту, и во многом неплатежеспособные банки Европы (главные владельцы европейских долгов), падение которых неминуемо разрушит общеевропейскую систему. В декабре ЕЦБ выразил готовность еженедельно закупать государственные облигации европейских стран на 20 миллиардов евро - и одновременно предоставить неограниченные долгосрочные и дешевые кредиты европейским банкам. Первая из программ достаточно широка, чтобы покрыть три четверти всего европейского долга в наступившем году. Это спасет экономику в 2012 году, но подорвет ее конкурентоспособность и эффективность в долгосрочном плане - это и есть желанная отсрочка. Меры ЕЦБ дают экономическую и политическую передышку - с одной стороны несколько смягчая неизбежные программы по экономии, с другой стороны предлагая смягчение бюджетной политики со стороны Германии (во имя ее ужесточения в будущем). По мере продвижения процесса ратификации враждебность европейских стран к Германии и институтам Брюсселя будет расти. Выражаться это будет в усиливающихся попытках оградить себя от растущих масштабов вторжения Германии во внутренние дела соответствующих стран. На национальном уровне программы строгой экономии вызовут недовольство и протесты против правительств. Отсутствие в ближайший год выборов лишит этот протест легитимного канала выхода, представленного деятельностью центристских оппозиционных партий - и усилит позиции националистических и экстремистских движений, что приведет к социальным беспорядкам. Описанные политические и финансовые неурядицы будут происходить на фоне обсуждения Германией своей программы с другими европейскими странами. Несмотря на явность цели этой программы - лишение европейских стран национального финансового суверенитета - Европа, по всей вероятности, примет ее, так как единственная альтернатива - это ускорение дезинтеграционных тенденций и коллапс политических структур Евросоюза. Теперь важно убедиться в том, что преимущества, которые имеются у Германии и которые она использует для утверждения своего влияния, сохранятся у неё на относительно длительный период времени Давайте посмотрим какой инновационный продукт был за последние годы создан в Германии и завоевал признание и известность во всём мире На поверку выходит, что никакой ! Конечно многовековые традиции Германской промышленности и технологии создали могучий фундамент для экономики, но сегодня уже отчётливо видно, что если не начать ускоренное развитие инновационных прорывных технологий, если не начать программное и системное стимулирование инновационных процессов, имеющееся сегодня преимущество быстро растает в конкурентной борьбе с развивающимися экономиками мира В Аналитическая рейтинговая компания, услугами которой пользуются и правительственные агентства США, опубликовала аналитический прогноз на 2012 год, подчеркнув, что этот год будет символизировать собой окончание прежнего мирового порядка, определившегося в 1989-91 годах после окончания холодной войны. Тогда рухнул Советский Союз и развалился лагерь его союзников. Закончилось японское экономическое чудо. Маастрихтский договор символизировал начало нового Европейского сообщества. События на площади Тяньаньмынь в Пекине определили модель Китая как рыночной экономики, единолично управляемой комунистической партией. Основные компоненты международной системы изменились, радикально изменив и правила игры на следующие 20 лет. В настоящее время мы находимся в похожем цикле, который начался в 2008 году и если не завершится в 2012-м, то этот год должен окончательно определить будущую расстановку сил в мире. За это время нормальное функционирование Европейского Союза прекратилось, и его будущее пока не определено. Китай вступил в сложную социально-экономическую фазу вследствие мировой рецессии, сильно повлиявшей на китайскую экспортно-оринетированную экономику, и инфляции, сделавшей его продукцию менее конкурентоспособной. Вывод войск США из Ирака создал возможности для иранского влияния в регионе, способного изменить баланс сил на Ближнем Востоке. Одновременные сдвиги в Европе, Китае и на Ближнем Востоке открывают двери новому международному порядку, который сменит тот, что сопровождал нас последние 20 лет. 2012 год может не стать завершающим в этом переходе, как не стал завершающим 1991 год в предыдущем цикле. Однако так же, как в 1991 году стало ясно, что старый мир холодной войны перестал существовать, так 2012 год ясно покажет, что мировая система, сложившаяся после холодной войны, завершает свое функционирование, сменяясь новыми механизмами и структурами. В наших предыдущих аналитических исследованиях мы высказывали нашу точку зрения на процесс прогнозирования и сам прогноз, который не учитывал то системное положительное влияние, которое оказывает на развитие экономики стран и их объединений инновационный процесс Как показывает практика только развитая инновационная экономика способна противостоять тем вызовам, которые бросает странам глобализация и перевод производств в страны с более низким уровнем издержек на производственный процесс В качестве подтверждения правильности наших выводов может служить информация о ходе продаж в Китае инновационных продуктов и технологий, разработанных в США, но произведённых в Китае и Южной Корее Вот эта информация: ... Корпорация Apple вынуждена была в первый день приостановить продажи нового iPhone 4S в Пекине и Шанхае из-за давки, едва не переросшей в беспорядки у одного из пекинских фирменных магазинов. Об этом сообщает Reuters. В заявлении компании говорится, что продажи временно прекращены в интересах безопасности покупателей и персонала магазинов Apple. "Спрос на iPhone 4S огромен, а партия, поставленная в Китай, на данный момент полностью распродана", - заявил представитель Apple. Он также посетовал на то, что в пятницу Apple не удалось открыть фирменный магазин в пекинском районе Саньлитунь из-за огромной толпы перед входом. Чтобы избежать инцидентов, Apple планирует некоторое время продавать новый iPhone в Китае только через интернет. Официальные продажи iPhone 4S в Китае начались 13 января, тогда как презентация смартфона прошла еще 4 октября 2011 года. В России он начал продаваться в середине декабря. По состоянию на 15 декабря iPhone 4S официально продавался в 48 странах. Внешне iPhone 4S не отличается от своего предшественника iPhone 4, но в новом аппарате используется более мощный процессор. Разрешение камеры составляет восемь мегапикселей вместо пяти у iPhone 4. Новый смартфон продается в трех, а не в двух модификациях - с 16, 32 и 64 гигабайтами памяти. Также в аппарате появилась "голосовая помощница" Siri, которая распознает и выполняет команды пользователя... Приведенный пример показывает как инновационный продукт только одной, правда самой успешной в мире компании, нацеленной на приоритеты инновационного развития, может принести для экономики страны разработчика именно те средства, которые страны в своё время упустившие возможность стимуляции инновационных процессов, пытаются на всё более кабальных условиях получить в виде финансовой помощи Важно отметить, что взрывной спрос на инновационные продукты возник не в развитой экономике, а в бурно развивающейся экономике и, как нам представляется реальным, такой ажиотажный спрос на инновационные технологии и продукты будет и в ближайшем будущем развиваться по сходному сценарию в других развивающихся экономиках мира Пример компании Apple отражает инновационные сферы промышленности высоких технологий и это только один небольшой сектор в инновационном технологическом поле, который в случае успешного развития может вернуть развитым странам стабильность и не зависимость от внешних заимствований Как нам представляется, наиболее ёмкий сектор инновационного поля, - это сектор сельскохозяйственный и его конечный выход, - сектор продовольственный Для стран с богатейшими и во многом уникальными природными условиями для организации сельскохозяйственнного производства и промышленного производства продуктов питания, как например, - Украина , это реальная возможность, благодаря сельскохозяйственным инновационным технологиям, увеличить объёмы сельскохозяйственного производства и получить необходимый уровень экономической стабильности и финансовой независимости, без внешних заимствований и конкуренции с странами, которые к настоящему моменту значительно продвинулись в области высоких технологий.
источник:
Интернет-сайт "ВЯПат"
полезный материал? Нажмите:
|