Алексей Хазбиев
На прошлой неделе гендиректор Харьковского государственного авиационного производственного
предприятия (ХГАПП) Павел Науменко и губернатор Самарской области Константин
Титов заключили соглашение об организации серийного производства регионального
самолета Ан-140 на мощностях самарского завода «Авиакор».
Это предприятие, подконтрольное группе «Базовый элемент», последние
десять лет пребывает в кризисе. «Авиакор», выпускавший в советские
времена самолеты Ту-154, прекратил производство этих устаревших лайнеров и вынужден
заниматься лишь их ремонтом. Но ремонтный бизнес приносит «Авиакору»
одни убытки: прошлый год самарский авиазавод закончил с «минусом»
почти в 25 млн рублей, а в этом году, по прогнозу экспертов, этот показатель
вырастет до 90 млн рублей.
Чтобы не допустить банкротства «Авиакора», его акционеры приняли
единственно правильное в такой ситуации решение — попытаться наладить серийный
выпуск современной модели самолета, пользующейся высоким спросом. Но поскольку
«Авиакор» не вписался ни в одну из реализующихся нашим правительством
схем по поддержке проектов лизинга новых российских самолетов Ту-204, Ту-214
и Ил-96 (они на «Авиакоре» просто не строятся), самарские авиастроители
потенциальных партнеров вынуждены были искать за пределами страны. После недолгих
колебаний выбор пал на харьковчан. И понятно почему.
Украинские авиастроители в отличие от российских в кризисные для постсоветского
авиапрома годы сумели не только завершить разработку нового регионального самолета
и поставить его в серию, но и организовать продажи лайнера на внутреннем и мировом
рынке. Созданный в 1999 году турбовинтовой Ан-140 рассчитан на перевозку 52
пассажиров на расстояние до 2,5 тыс. километров с крейсерской скоростью 540
км/ч. Пока эту машину эксплуатируют только три украинские авиакомпании — «Одесские
авиалинии», «Аэромост-Харьков» и «Мотор-Сич», однако
в ближайшее время число эксплуатантов Ан-140 в мире резко возрастет. Во многом
этому будет способствовать развитие лицензионного производства Ан-140 на площадке
компании HESA в иранском Исфахане. В соответствии с соглашением между HESA и
харьковским авиапредприятием иранская сторона построит 105 самолетов для собственных
авиакомпаний и для экспорта в страны Азии. На африканском рынке ХГАПП предпочитает
действовать самостоятельно. На днях харьковчане подписали контракт с ливийской
национальной авиакомпанией Air Libia на 45 млн долларов, предусматривающий поставку
пяти Ан-140. Но главный рынок для харьковских авиастроителей — все-таки российский.
По словам Павла Науменко, сейчас емкость рынка самолетов типа Ан-140 в России
составляет от 80 до 100 лайнеров (с учетом других стран СНГ — до 600 лайнеров).
А после массового вывода из эксплуатации устаревших Ан-24, которые пока еще
остаются базовыми самолетами региональной авиации, рынок для Ан-140 в России
может увеличиться до 200-250 машин. Недавние переговоры г-на Науменко с руководителями
авиакомпаний из Новосибирска, Екатеринбурга, Якутии и Ханты-Мансийского автономного
округа показали, что только в этих регионах российские авиаторы готовы закупить
до 50 Ан-140 (пока от российских авиакомпаний на этот самолет поступило 15 твердых
заказов), но лишь при условии, что им не придется платить таможенные пошлины.
В декабре прошлого года в интервью «Эксперту» Павел Науменко сетовал,
что российские власти не хотят признать Ан-140 украинско-российским самолетом
и, следовательно, освободить наши авиакомпании от уплаты таможенных пошлин,
несмотря на то что как минимум 40% в цене самолета составляют компоненты российского
производства. С организацией лицензионного производства Ан-140 в Самаре эта
проблема решится сама собой. Более того, теперь проект Ан-140 получит в России
еще и политическую поддержку, правда, на региональном уровне. На пресс-конференции,
посвященной заключению соглашения с ХГАПП, Константин Титов говорил о крепнущем
сотрудничестве братских славянских народов в области авиации и обещал решить
вопрос о предоставлении льготных кредитов для «Авиакора» из бюджета
области. По словам Павла Науменко, если все пройдет успешно, то первый Ан-140
самарского производства может подняться в воздух с заводского аэропорта «Безымянка»
уже 1 декабря.
полезный материал? Нажмите:
|