| 
                                                                
                                                                	 Алексей Хазбиев 
                                                                
                                                                  
На прошлой неделе гендиректор Харьковского государственного авиационного производственного 
  предприятия (ХГАПП) Павел Науменко и губернатор Самарской области Константин 
  Титов заключили соглашение об организации серийного производства регионального 
  самолета Ан-140 на мощностях самарского завода «Авиакор». 
Это предприятие, подконтрольное группе «Базовый элемент», последние 
  десять лет пребывает в кризисе. «Авиакор», выпускавший в советские 
  времена самолеты Ту-154, прекратил производство этих устаревших лайнеров и вынужден 
  заниматься лишь их ремонтом. Но ремонтный бизнес приносит «Авиакору» 
  одни убытки: прошлый год самарский авиазавод закончил с «минусом» 
  почти в 25 млн рублей, а в этом году, по прогнозу экспертов, этот показатель 
  вырастет до 90 млн рублей.  
Чтобы не допустить банкротства «Авиакора», его акционеры приняли 
  единственно правильное в такой ситуации решение — попытаться наладить серийный 
  выпуск современной модели самолета, пользующейся высоким спросом. Но поскольку 
  «Авиакор» не вписался ни в одну из реализующихся нашим правительством 
  схем по поддержке проектов лизинга новых российских самолетов Ту-204, Ту-214 
  и Ил-96 (они на «Авиакоре» просто не строятся), самарские авиастроители 
  потенциальных партнеров вынуждены были искать за пределами страны. После недолгих 
  колебаний выбор пал на харьковчан. И понятно почему. 
Украинские авиастроители в отличие от российских в кризисные для постсоветского 
  авиапрома годы сумели не только завершить разработку нового регионального самолета 
  и поставить его в серию, но и организовать продажи лайнера на внутреннем и мировом 
  рынке. Созданный в 1999 году турбовинтовой Ан-140 рассчитан на перевозку 52 
  пассажиров на расстояние до 2,5 тыс. километров с крейсерской скоростью 540 
  км/ч. Пока эту машину эксплуатируют только три украинские авиакомпании — «Одесские 
  авиалинии», «Аэромост-Харьков» и «Мотор-Сич», однако 
  в ближайшее время число эксплуатантов Ан-140 в мире резко возрастет. Во многом 
  этому будет способствовать развитие лицензионного производства Ан-140 на площадке 
  компании HESA в иранском Исфахане. В соответствии с соглашением между HESA и 
  харьковским авиапредприятием иранская сторона построит 105 самолетов для собственных 
  авиакомпаний и для экспорта в страны Азии. На африканском рынке ХГАПП предпочитает 
  действовать самостоятельно. На днях харьковчане подписали контракт с ливийской 
  национальной авиакомпанией Air Libia на 45 млн долларов, предусматривающий поставку 
  пяти Ан-140. Но главный рынок для харьковских авиастроителей — все-таки российский. 
По словам Павла Науменко, сейчас емкость рынка самолетов типа Ан-140 в России 
  составляет от 80 до 100 лайнеров (с учетом других стран СНГ — до 600 лайнеров). 
  А после массового вывода из эксплуатации устаревших Ан-24, которые пока еще 
  остаются базовыми самолетами региональной авиации, рынок для Ан-140 в России 
  может увеличиться до 200-250 машин. Недавние переговоры г-на Науменко с руководителями 
  авиакомпаний из Новосибирска, Екатеринбурга, Якутии и Ханты-Мансийского автономного 
  округа показали, что только в этих регионах российские авиаторы готовы закупить 
  до 50 Ан-140 (пока от российских авиакомпаний на этот самолет поступило 15 твердых 
  заказов), но лишь при условии, что им не придется платить таможенные пошлины. 
  В декабре прошлого года в интервью «Эксперту» Павел Науменко сетовал, 
  что российские власти не хотят признать Ан-140 украинско-российским самолетом 
  и, следовательно, освободить наши авиакомпании от уплаты таможенных пошлин, 
  несмотря на то что как минимум 40% в цене самолета составляют компоненты российского 
  производства. С организацией лицензионного производства Ан-140 в Самаре эта 
  проблема решится сама собой. Более того, теперь проект Ан-140 получит в России 
  еще и политическую поддержку, правда, на региональном уровне. На пресс-конференции, 
  посвященной заключению соглашения с ХГАПП, Константин Титов говорил о крепнущем 
  сотрудничестве братских славянских народов в области авиации и обещал решить 
  вопрос о предоставлении льготных кредитов для «Авиакора» из бюджета 
  области. По словам Павла Науменко, если все пройдет успешно, то первый Ан-140 
  самарского производства может подняться в воздух с заводского аэропорта «Безымянка» 
  уже 1 декабря. 
 
                                                                        
                                                                
полезный материал? Нажмите: 
 
 
                                                                
  |