| 
                                                                
                                                                	 Вилен ВЕРЕМКО 
                                                                
                                                                  
В Украине все больше внимания уделяется вопросам интеллектуальной собственности. 
  Ежегодно растет количество желающих запатентовать ноу-хау, зарегистрировать 
  торговую марку... Возникает необходимость совершенствования законодательства 
  в отрасли. На сегодня уже есть совсем недавно подписанный Президентом закон 
  о приведении украинского законодательства в соответствие с международным соглашением 
  TRIPS. В разработке еще несколько законопроектов и проектов подзаконных актов. 
  Поэтому «Контракты» попросили рассказать о сегодняшней ситуации в 
  отрасли и о планах Государственного департамента интеллектуальной собственности 
  его председателя Николая Паладия.  
- Николай Васильевич, каковы функции и структура вашего ведомства?  — Департамент создан в составе Министерства образования и науки в 2000 году 
  с целью обеспечения реализации государственной политики в сфере интеллектуальной 
  собственности. В нашей системе действуют Украинский институт промышленной собственности, 
  Украинское агентство по авторским и смежным правам, специализированное подразделение, 
  занимающееся маркированием носителей для фонограмм. В составе департамента действует 
  Апелляционная палата. Кроме того, в нашей системе сегодня работают более 200 
  зарегистрированных патентных поверенных. 
- Можно ли определить масштабы рынка интеллектуальной собственности в Украине, 
  есть ли тенденция к его росту?   — Всего на 1 апреля этого года в Украине зарегистрировано 99147 охранных документов. 
  Ежегодно наблюдается тенденция к росту числа поданных заявок. Например, в 2002 
  году, по сравнению с 2001 годом, количество заявок на изобретения выросло на 
  16%, на полезные модели — на 43%, на промышленные образцы — на 31%, на знаки 
  для товаров и услуг — на 17%, при этом на знаки, представленные согласно национальной 
  процедуре, — на 32%. Впрочем, для функционирования эффективного рынка интеллектуальной 
  собственности сегодня нужны изменения в законодательстве. Департамент совместно 
  со Всеукраинской ассоциацией интеллектуальной собственности работает над проектом 
  закона, который бы вводил интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот. 
  Предварительный вариант законопроекта предусматривает определение критериев, 
  процедуру оценки интеллектуальной собственности, взятие ее на баланс. Сейчас 
  есть оценщики, которые работают в Фонде госимущества. Но, на наш взгляд, возможно, 
  именно мы как специализированный орган должны оценивать. Кроме того, на сегодня 
  существуют подходы к оценке интеллектуальной собственности по затратному принципу. 
  Но если вы вложили в патент $10 000, а на рынке за него никто не дает $20, то 
  сколько этот патент стоит? Или еще работают по расчетно-прибыльному принципу, 
  что также неэффективно. Мы предлагаем сугубо рыночный механизм — образование 
  интеллектуальной биржи. Когда технологии начнут продавать свободно, как продается 
  минеральная вода, будет абсолютно понятно, что сколько стоит. Мы планируем внести 
  этот законопроект на рассмотрение парламента до нового года.  
- Наверное, растет и количество судебных споров в этой сфере?  — Да, в судах общей юрисдикции в 2001 году рассматривалось 143 таких дела, в 
  2002-м — 193, а за I квартал этого года уже есть 54 дела. Сейчас в хозяйственных 
  судах каждый месяц — около 25-30 дел. Думаю, в этом году у нас будет до 400 
  дел. Пройдет немного времени, год-два, и мы выйдем на уровень нескольких тысяч, 
  поскольку есть соответствующее количество зарегистрированных охранных документов 
  и готовность рынка к защите интеллектуальной собственности. Поэтому мы потихоньку 
  идем к созданию специализированного суда по вопросам интеллектуальной собственности. 
- Что это будет за суд и на какой стадии реализация этой инициативы?  — Мы провели много консультаций с патентными ведомствами стран, имеющих специализированные 
  суды. Это, в частности, Германия и Великобритания. Их судам свыше 100 лет, и 
  посмотрите, как эти страны развиты и как там себя чувствует бизнес. Компании 
  патентуют ноу-хау, когда знают, что их права будут защищены и не будут работать 
  в странах, где слабая защита интеллектуальной собственности или таковой нет 
  вообще. Мы были в Британии, когда рассматривался спор между двумя фармацевтическими 
  компаниями. Спор стоил несколько миллионов евро. Такое возможно в Великобритании, 
  так как их специализированный суд считают наиболее опытным. К сожалению, в Украине 
  пока нет высококвалифицированных судей в сфере интеллектуальной собственности. 
  Но мы уже начали заниматься их подготовкой, которая предусматривает и стажировку 
  в зарубежных судах. 
- Если речь идет о соответствующем законодательстве, в каких оно нуждается 
  изменениях?  — Сегодня наше законодательство, прежде всего, нуждается в согласовании с европейским. 
  Украина объявила о намерении вступить в ВТО и Евросоюз. Соответственно, у нас 
  должны быть такие же правила игры, какие есть в каждой из стран этих организаций. 
  Поэтому важен подписанный на днях Президентом закон о приведении нашего законодательства 
  в соответствие с соглашением TRIPS (см. стр. 8). К нему адаптировали национальные 
  законодательства практически все страны — члены ЕС или ВТО. Оно регламентирует 
  торговый порядок в сфере интеллектуальной собственности. В нем предусмотрена 
  процедура признания товарного знака общеизвестным, выписаны вопросы международной 
  регистрации патентов, лицензионных соглашений, передачи прав на интеллектуальную 
  собственность и т. п. Практически такого законодательства в Украине не было. 
  Сейчас мы занимаемся согласованием с этим законом других нормативных актов. 
  Думаю, до конца года управимся. 
- Когда можно ожидать снятия «антипиратских» санкций США?  — Думаю, это должно было произойти уже давно. Сегодня у нас достаточно инструментов 
  для борьбы с пиратством, чтобы сегмент пиратской продукции в Украине был таким, 
  как в США, Британии, Германии. 
- Можете ли вы назвать реальные результаты борьбы с пиратством? В частности, 
  что дали так называемые антипиратские рейды?  — В качестве примера эффективности нашей борьбы можно привести хотя бы то, что 
  после наших мероприятий объемы продажи легального программного обеспечения Microsoft 
  в Украине, по данным самой компании, выросли почти на 400%. Украинские пользователи 
  поняли — намного дешевле покупать легитимное программное обеспечение, чем дешевый 
  программный продукт, который потом конфискуют, применят финсанкции. Сейчас в 
  США и IFPI серьезно обеспокоены нарушениями авторского права в России. И им 
  в пример эффективной борьбы с пиратством приводят опыт Украины. Это не наш вывод, 
  не наши аргументы. 
- Предприниматели жалуются — их проверяют на лицензионность программного обеспечения, 
  изымают компьютеры и в то же время не трогают госучреждения...  — Мы фактически завершили инвентаризацию программных продуктов в учреждениях 
  исполнительной власти. Я не хотел бы называть цифры, поскольку это документ 
  для внутриведомственного пользования. Но могу сообщить, что есть проблемы и 
  в некоторых госструктурах... Скажу — в каждом государстве был переходный период. 
  Был и у нас. Сейчас мы подошли к концу этого периода. Пройдет немного времени, 
  и большинство не только госучреждений, но и частных структур будут работать 
  на легитимном программном обеспечении. 
- В конце прошлого года в Украине начали действовать «интеллектуальные» 
  инспекторы. Можно ли уже говорить о результатах их работы?  — По итогам работы инспекторов изъято контрафактной продукции на сумму 58621 
  гривню, составлено несколько сот админпротоколов, возбуждено несколько уголовных 
  дел. Но сегодня инспекторы занимались в основном вопросами просветительства. 
  У них небольшие полномочия — могут только составлять админпротоколы и передавать 
  их в компетентные органы. К сожалению, усиление ответственности за нарушение 
  прав интеллектуальной собственности вызывает сопротивление тех, кто не хочет 
  принимать правил игры цивилизованного рынка. Например, в Днепропетровске государственному 
  инспектору злоумышленники в отместку нанесли материальный ущерб — разбили входную 
  дверь его квартиры. 
- Означают ли ваши слова, что департамент будет инициировать расширение полномочий 
  инспекторов?  — Мы не хотели бы, чтобы институт инспекторов превращался в еще одну налоговую 
  или таможню. В силовых структурах достаточно работников с соответствующими квалификацией 
  и полномочиями. Наши инспекторы тесно работают со спецподразделениями этих органов. 
- Вы инициируете создание Международной организации регистрации торговых марок 
  со штаб-квартирой в Киеве. Что это должна быть за организация и какие у нее 
  будут функции?  — Организация будет заниматься регистрацией торговых марок на территории стран 
  ее участниц. Такая организация уже создана в ЕС со штаб-квартирой в Испании. 
  Предусматривается, что наша организация объединит прежде всего страны бывшего 
  СССР. Мы уже провели переговоры с Россией, Беларусью, Молдовой, Казахстаном. 
  После создания организации планируем привлечь в нее Китай, арабские страны, 
  страны Балтии. Если сегодня вы должны проходить национальные процедуры пять 
  раз, то, подав заявку в международную организацию, вы защищены на территории 
  всех стран ее участниц. Кроме того, мы хотим предусмотреть работу международного 
  суда в составе этой организации.  
 
  Досье  
  Паладий Николай Васильевич, председатель Государственного департамента интеллектуальной 
  собственности. Родился 30 июля 1960 года в Кировоградской области. Женат, двое 
  детей: дочь и сын. Закончил Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения, 
  экономист. Защитил диссертацию кандидата экономических наук на тему «Эффективность 
  мотивации труда банковского персонала» (Совет изучения производительных 
  сил Украины НАНУ). С июля 1999 по февраль 2000 года — заместитель председателя 
  Государственного комитета Украины по вопросам науки и интеллектуальной собственности. 
  Государственный служащий 5-го ранга.  
 
 
                                                                        
                                                                        источник:
                                                                        
                                                                                «Контракти», № 28, 2003
                                                                        
                                                                         
                                                                
                                                                
полезный материал? Нажмите: 
 
 
                                                                 |