Там, де Бугу дзвінке джерело На роздорі широких долин Розпростерлось подільське село, Моє рідне село Олешин. (М.П.Люшня)
Автор: Гусько Г.Ф. Автор-дополняющий: Миколайчук В.В. Редактор: Миколайчук А.В. Веб-версия, адаптация и фото: Ващук А.Я. Перевод: Паршакова Е.Я. 2012 год
Основные розделы статьи:
Территория села находится на Подольской возвышенности между 48 27' и 50 37' северной широты и между 26 09' и 27 56' восточной долготы. Протяженность села с севера на юг 3 км, а с запада на восток - 2 км. С южной стороны села протекает река Южный Буг. На севере граничит с селом Иванковцы. С востока растет смешанный лес. С западной стороны простираются поля. Через село протекает река Зеленая, впадающая в Южный Буг. Площадь населенного пункта - 380 Га. В селе проживают 2 409 человек. Где, как и когда основано село Олешин? Это уже трудно сейчас выяснить. Существует много легенд. По одной из них историю села начали несколько молодых семей - выходцев из Прикарпатья. В конце 14 века небольшая группа мужчин с женщинами на лошадях отправились на восток в поисках уютного места как от климатических неурядиц и от постоянно нападающих врагов. Долго ехали всадники на восток, придерживаясь берега реки Бог. Они были рослые - до 2-х метров, имели большие ступни ног и кисти рук (об этом свидетельствовали позднее выкопаны скелеты первых поселенцев). На одной из остановок для отдыха, всадники внимательно рассмотрели местность: река Бог с чистой и прозрачной водой, очень богата рыбой, широкий до 2 км берег зарос камышом и ивняком. Здесь гнездится разная птица и мелкие звери. К северу, за холмами, протянулся лес. А дальше на восток за 3 -4 км видно внизу село - на правой стороне Бога (в настоящем - Хмельницкий). Здесь решили путешественники остановиться для построения жилищ. На холмах, на север от берега реки начали строить жилища из глины и тростника. И до сих пор эта часть села называется "гора" (гора). Жители села были очень бедны, ходили в потертой одежде, а летом - полуголые. Поэтому их назвали голышом. За селом сохранилось название Голышин край, позже Голышин, а впоследствии - Олешин. Об историчности этого названия свидетельствует соседнее, теперь село Иванковцы, старожители которого и поныне называют олешинцив голышом, голышом, голошпигамы. Поселенцы начали общаться с жителями соседнего села - Плоскировцы. Женились, увеличивалось число семей. Занимались земледелием, охотой, рыбалкой. В Плоскировцы (потом Проскуров) начало развиваться ремесленничество. Поселение Голишев стали называть Голышин угол, позже село Голисин (Олешин). Об этом свидетельствует брошюра "Хронология основных событий из истории города Хмельницкого". Известно также по преданию, от этих беглецов отделились Иван, Калиник, Гринь. Впоследствии и пошли названия окрестных деревень - Иванковцы, Калиновка, Гриневцах. Об образовании села Олешин выходцами из Прикарпатья свидетельствует местный говор, что был в языке жителей села вплоть до 50-х годов прошлого века, например: “ Я такім ся злякла” – “Я так злякалася”. “Ходилисьте до цьоці” – “Ходили до тітки”. “Детско так ся наплакало” – “Дитина так наплакалася”. “Наливсь у нецьки води?” – “Налив у ночви води?” “Найся на тому стане” – “Хай на тому станеться” “Булисьмо в тої кубіти” – “Ми були в цієї жінки”. Такая прикарпатская поговорка уменьшилась и совсем исчезла, когда в конце 40-х начале 50-х годов ребята из далеких от Проскурова сел стали жениться на олешинских девушках, чтобы работать на предприятиях Проскурова и ст. Гречаны. Шутя Олешин называли "Зятькивци". Эта легенда гласит, что первая православная церковь в селе была в старину на Южном холме, где сейчас расположен сельский клуб и была сожжена татарами. Сказанное подтверждается тем, что в 1847 году при рытье погреба был найден обломок большого железного креста и выкопано несколько человеческих скелетов. Предполагают, что это было именно на месте, где стояла сожженная татарами церковь. К сожалению, никто археологических раскопок не проводил. А предания, якобы татары, убегая после какого-то боя, закопали где-то, где теперь стоит клуб, сокровища, не давали покоя многим и особенно в позапрошлом веке. Но никто никакого клада не нашел, да и не легенда ли это. В 1924 - 1925 годах, когда перестраивали клуб, надо было вывезти землю из театрального зала, чтобы сделать пол с наклоном к сцене. Тогда же и добыли большое количество человеческих костей. Граждане села, строили дома рассказывают, что при рытье канав под фундаментами находили человеческие скелеты, и они были в разных направлениях головами. Это свидетельствует о массовых жертвах, возможно, от войны. Кроме этого, возле церкви в старину было кладбище. Возможно, упомянутые примеры подтвердят, что село Олешин возникло давно. В работе "Труды Подольского Епархиального историко-статистического комитета" выпуск 9 за 1901 год издания приводится пример, что в 1717 году была построена треугольная церковь в центре села. Это свидетельствует о древности села Олешин. Разрушение могло быть после 1259, когда на наши земли пришли татарские ханы Куремис и Бурундай, потому что потом они уже не уничтожали, а только заставляли сеять пшеницу и просо, из которого брали подать. В селе не так давно употреблялось детская игра, когда дети развернули муравейник, а муравьи разносили куколки, то говорили: "Муравьи, Муравьи, забирайте подушки, потому что татары придут, подушки заберут". Итак, не исчезла народная память о давних-придавних татарских набегах. После сожжения татарами церкви, новую построили на другом конце села у самого леса, за горой. Но она там долго не стояла, так как произошел оползень и церковь разрушилась. Следы того сдвига является до сих пор в лесу, который называют "Яшкив". Смещение имело значительную площадь в несколько гектаров. Потом там образовалось озеро, которое сейчас уже илистое. История возникновения села Олешин довольно интересная и вместе с тем овеяна таинственностью и еще не до конца известными страницами. По исследованиям Подольского историка В.Назаренко впервые название села Олешин упоминается в люстрации от 1953 года, где описывается местность левобережья Южного Буга, которая, кстати, была заселена и освоена задолго до того, как возник Проскуров (современный Хмельницкий). Упоминалось о выгодном расположении поселения, о состоятельных людях, которым были почти все жители этой территории. Они имели личные хозяйства, разводили скот, осваивали плодородные почвы, собирали большие урожаи, торговали. Но в дальнейшем жителям этого городка стало тесно и стали осваивать другую территорию, перекочевали на правый берег Буга. Что интересно, перебрались люди менее состоятельные, ведь новоосвоених территория была привлекательна и удобна, как предыдущая: глубокий распадок, возвышения, не такие ровные земли. И все же позже именно правобережье становится центром торговли, поскольку именно на территории Проскурова (современный Хмельницкий) пересекались все торговые пути. По летописным древнегреческими свидетельствам, во времена до нашей эры, по реке Южный Буг пролегал торговый путь "Из греков в Варяг", потому что река тогда была полноводной и принимала виток с полноводного озера на западе нашей области, и текла на юго восток. А неподалеку протекала вторая полноводная река, которая несла свои воды на юго запад. Там тогдашние торговцы и перетаскивали волоком свои ладьи и лодки. Там же основано и поселение Волочиск и Подволочиск, эти названия сохранились до наших времен. Поселение тех времен были относительно небольшими и малонаселенными, а землю покрывали густые леса, что обеспечивало многоводие рек, большую заселенность зверем, птицей, а в водоемах - рыбой. Это и побудило людей селиться над реками, к тому же реки тогда были удобными путями сообщения. А легенда, которая уже много веков передается из поколения в поколение рассказывает такую историю. Когда-то давным-давно, еще когда Южный Буг был глубоководной рекой и по ее водах плавали большие суда, один из судов во время шторма было полностью разбито. На берег выбросило волной лишь несколько человек, которые уцелели. Одежда у них была такая ободранная и порвана, что люди их прозвали голешанамы. Но осмотрев благодатную природу, которая приняла неизвестных людей в своей объятия, голыши не раз благодарили судьбу, что выбросила их именно на этой земле, потому сколько они земли не видели, но такую посещали впервые. Земля стала благодарить за таких хозяев, которые богатели от подарков. Каждый из бывших Голишев стал хозяином и освоил новые земли. Олесь клонился у реки и эту территорию назвали Олешин. Иван поселился в конце села Олешин и ту территорию назвали Иванковцы, Калин - территорию современной Калиновки. Гринь любил лес, поселился у него, основал Лесовые Гриновцы, а рядом соседом стал Килим, основав Климашивку. Так и живут и теперь эти села, как добрые соседи. Наша местность уже за более близкие времена Киевской Руси относилась к Волохивським землям. Есть предположение, что Староконстантинов тех времен и был центром этих земель, хотя название получил значительно позже, за Острожских князей. Волохивськие князья пытались вести хозяйствования независимо от Киевской Руси, и после распада Киевской Руси перестали ему подчиняться. Но в настоящее время силу начало набирать Галицкое княжество, которое тоже хотело иметь власть на наших краях. Поэтому и происходили частые столкновения. Когда киевский князь Изяслав Мстиславович оттеснил западных соседей, Волохивщина начала искать союзников в Венгрии и даже с татарами, ибо последние не грабили земли, а брали только 1/10 и заставляли сеять пшеницу и просо, а это было легче, чем давать дань Киевским князьям. Письменных свидетельств о тех противостояния читать не приходилось, а вот народная история до нас несколько донесла. Так, за селом, где из пруда вытекает ровец на берегу Буга еще в 60-х - 70-х годов прошлого века была татарская могила, которую во время добычи торфа сравняли под застройки. А по окончании торфодобычи это место уже трудно определить. Нет и высокого кургана неподалеку от татарской, в стороне Осташок. Она была или еще во времена Руси, или уже позже, в казацкие времена. Эту могилу разровняли уже после второй мировой войны, как и могилы у Иванковецкого леса. Хотя уже могил этих нет, а в селе сохранилось название "могилки". Сведения о таких древних временах и событиях могли сохраниться только потому, что село уже существовало, и эти сведения передавались из поколения в поколение устно. Село Олешин за время своего существования имело несколько названий, но основа его оставалась: "Вулишен". Правда, буквами название передать невозможно, поскольку в азбуке нет такой буквы, которая звучала как нечто среднее между "и" и "й". Так могут произносить только коренные олешинци и то не по всем углам, а лишь пидбужанци, загорянци, нагирци и пидцеркванци. На мазурах уже как в подлесье язык более приближена к литературному и здесь говорять: худылы, рубылы. Олешинци, где бы не встретились, узнаются по языку, даже если они и переселены в Красноселку Староконстантиновского района или дальше, в Приморский край. Древнейшая упоминание о настоящем Олешине датируется от 10 февраля 1431 года, когда в городе Сопот польский король Владислав 2 Ягайло записывает Яну Чанстуловскому 100 гривен на владение селами Голисин (ныне село Олешин Хмельницкого района) и Плоскировцы на реке Бог в Летичевском уезде "Подольской земли» . В 1470 году польский король Казимир 4 позволяет Каменецкому Каштелянове Николаеве с Нового двора (ныне Городок) выкупить у братьев Ивана и Николая, местных шляхтичей, села Голисин и Плоскировцы на реке Бог в Летичевском уезде Подольской земли и записывает на них 50 гривен . Эти древние документы, сохранившиеся в Хмельницком краеведческом музее, указывают на возраст села Олешин. Ему теперь 578 лет. По другим источникам, первое письменное упоминание появилась, когда в 1483 году писали о Проскурове, который тоже был селом и насчитывал семь "дымов". Проскуров был королевский "добр" и в 1550 году король Сигизмунд Август его, как вознаграждение, подарил Мацееву Володьке с Германова и в придачу еще "Леснив" и "Голишин" с прилегающим над Бугом в уезде Каменецком. Впоследствии Проскуров отошел опять к королевской собственности, но об Олешине не упоминается. Во времена казачества жители деревни были на стороне казаков и когда в борьбе со шляхтой не устоял Проскуров и был уничтожен, уничтожили и село Олешин. Об этом свидетельствует люстрация Мартина Заморского от 1662: "В Проскурове уцелели только 12 жителей, вышедших к свободе, но села государства Голишин, Леснив, Мацькивци, Волица, Заречье не имели никакого подданного, а пруды и мельницы были пусты, потому оставаться через набеги и наезды опричников в домах своих не могут ". Впоследствии Проскуров начал восстанавливаться, а с ним и села. В 1775 году в Проскурове уже было 366 домов (примерно треть Олешин на сегодня), но домов было 184 еврейских и 96 горожан. Было создано староство, к которому принадлежали Гречаны, Шаровечка, Мацькивци, Заречье, Олешин и Иванковцы. Известно, что в селе никогда не было помещика, оно не принадлежало никому, но жизнь была тяжелой. Крестьянам надо было идти в батраки к помещикам в соседние села и жать за двадцатый сноп. Своей земли в Олешине было мало. На двор заходило около двух десятин. Были и такие дворы, имевшие до 1га земли. Садов было мало. Почти каждая хата обсаджувалась вербами, которые крестьяне использовали как строительный материал и для отопления. В селе проживал священник, обладавший 49га земли. Большой вспомогательной отраслью в материальном быту крестьян было ткачество. В каждом доме был станок, были мастера, которые изготавливали ткацкие станки. Из многих окрестных сел привозили люди пряжу для изготовления полотна. Пряли за деньги и за продукты сельского хозяйства. С Проскурова привозили паклю для превращения ее в нити. За неделю прядения женщины получали три копейки. Со строительством железнодорожных путей на Шепетовку большое количество крестьян находили работу именно там. Часть мужчин выезжала на заработки в Жмеринку и Одессу, Читу и Маньчжурию. Отправились и за океан в "новый мир" более ста семей из села. Но не нашлось счастья в Америке и Канаде. Значительная часть крестьян вернулись в родной край. Олешинци были бедняками, хотя трудно работали на свекловичных плантациях. Вот как вспоминает Чекерда М.А.: "Солнце печет невыносимо, пот глаза заливает, спины не разогните, потому что везде следом ходит барский надзиратель, Шлема ... Едва дождались вечера". Беда людей загоняла в кабак, который держал еврей Файвель. Он на этом разбогател, купил много земли, ставок, лес и мельницу. Впоследствии еврея вытеснил местный кулак Никитка. В Олешин, как и на Подолье, церковные приходы действовали постоянно. Не замирала и православная вера. Еще в 1539 году в Олешин правил поп Карпо. Королевское село Проскуров и Голишин в 1510 году за верную службу отданы Микули Гурскому. Почему так часто меняли отдача письменных упоминаний не обнаружено. Может потому, что с 1395 года Подолье входило в Литовский уезд, а с 1352 принадлежал Польше, еще раньше, в 1257 году, был под властью татар, т.е. Волохивська доба. Татары не позволяли строить города, но к вере относились терпимо, хотя православную церковь в Олешине и сожгли. У той церкви был древнейшее известное кладбище (по обычаю, кладбище всегда находился рядом с церковью). Сейчас на месте древнейшего кладбища в Олешин проходит дорога от клуба к реке. Рядом была кузница, именно здесь дорога расходилась на Осташки и Черепову. А недалеко был трактир, где торговали две еврейские семьи. Шинок был до революции. Он размещался за домом, где начинается улица "горка", ныне Охотничья ... Впоследствии корчму перестроили сначала в клуб, а потом, когда построили новый, разрушили. После разрушения церкви оползнем, новую построили в 1717 году на среднем холме, а в 1868 году построили на ее месте Кресто-Воздвиженский храм, который правился до 30-х годов прошлого века. Тогда в новой церкви с 1794 по 1798 год в Олешине правил священник Ровинский. Но наибольший вклад для села сделал протоиерей Мартин Морочевський. (1857 - 1897 годы). Он построил церковно-приходскую школу, передал церкви 1800 рублей, 4 десятины усадьбы, 33 десятины пахотной земли, 12 десятин сенокосов (сенокос и поныне носит название "попов"). В 1783 году Иванковцы купили себе свою церковь, потому что имели 892 жителя, из них 884 православных, последние, как и в Олешин, мазуры (выходцы из Ломжинский губернии). В 1893 году в Иванковцах уже 1232 жители, а в Олешин 1734 и мало 297 дворов. Шли годы, село разрасталось. Появлялись новые дома, новые улицы. В начале 19 века это уже было большое село. Близость города Проскурова способствовало развитию села. Жители Олешин держали много скота, птицы, имели хороший урожай с полей и огородов. Остатки продукции несли на базар в Проскурове, имея от этого деньги. ДОКУМЕНТ: Исторический документ 1901 г. об истории села Олешин (информация найдена Я. Ващуком в Национальной библиотеке Финляндии, г. Хельсинки) Возникла потребность в знаниях. В середине 19 века было построено помещение двухклассной школы. Оно находилось на холме, близко к церкви. В школе было 2 классные комнаты, разделенные стеной с дверью и две комнаты для учителя. Чуть ниже стоял дом дьяка. Священнику был отведен участок земли размером 2 га на западной окраине села. Он построил 5-комнатный кирпичный дом и надворные постройки. Вся усадьба была обкопана глубоким рвом, а над ним посажены ясени. Часть рва и ясеней сохранились еще в первое десятилетие 21 века. Началось строительство железнодорожной станции Гречаны, а потом построили 4-железнодорожную линию. Было построено депо. Большая часть жителей Олешин работала на станции Гречаны. Подробнее ознакомиться с историей села Олешин можно с монографиями Филиппа Левицкого, четыре поколения которого были священниками и вели соответствующие записи. Сам Филипп Левицкий не пошел по отцовской тропе, а закончил Киевский университет и служил при Проскуривскому уезде. Он напечатал на 21 странице монографии, один экземпляр в библиотеке Академии наук в Киеве, второй в архивах. Для ознакомления можно заказать через Хмельницкую областную библиотеку. Семья Левицких тоже внесла свой багаж в наши села. Так, Григорий Левицкий, медик, адмирал подарил жителям Иванковець земли под школу, под кладбище, построил школу, внес в банк средства на содержание школы пожизненно (впоследствии большевики это все разрушили). Сестра Филиппа Левицкого, Елена, была известной художницей. Следует отметить, что священнослужители для Олешина и Иванковець сделали много полезного, особенно для образования. Благодаря им в село приезжали известные деятели науки и культуры. Да, Олешин наведывался Тадей Рыльский, которого Т.Г.Шевченко отмечал как: "один из лучших знатоков украинской народной жизни" и написал, между прочим, и о нашем селе, особенно о симпатии крестьян к Устиму Кармелюку. Время очень быстро течет, еще кажется недавно, по словам старожилов, Южный Буг был полноводной рекой, которую соревновались переплыть, а ныне хоть перескакивай. За селом было много березняков, где росли ивы и текла родниковая вода, а от села не было видно за вербами Проскурова. Вырубили, осушили, распахали. И не слышно в жатву перепелок в небе, не видно зайцев в поле. Так меняется мир и наше знание. Говоря о селе, следует упомянуть и некоторые события, которые в нем происходили. Во время революции 1905 - 1907 годов не было выступления крестьян против помещика, ибо помещика в Олешин не было. Но жандармы несколько дней вызывали людей на допросы с целью узнать, кто вывесил красный флаг на полкопы поповского поля. Революционная волна 1905 докатился до Проскуровского уезда, дошла и до Олешина. В селе появились прокламации, книги, в которых призывали не идти на барские поля. Распространял прокламации сельский голова Игнат Васильевич Воловец со своими товарищами Пирогами Романом и Дмитрием. Старожилы вспоминают такую историю. По дороге из Проскурова к Олешину мчался польский фаэтон. В нем сидел толстый кучер и господин с ружьем за плечами. Господин ехал на охоту. Под самым селом возле леса фаэтон остановился и послышался звук охотничьего рожка. Из леса выбежало несколько человек. Быстро вытащили из фаэтона мешки с прокламациями и исчезли, а господин с извозчиком вернулись. Господин охотник был не кто иной как знаменитый в Проскурове врач Полозов. Люди, которые выбежали из леса, были подпольщики Гната Воловца. В августе 1914 года началась империалистическая война. Потом революция и гражданская война. Олешинци были активными участниками против интервенцев-белополяков. В 1920 году белополяки наступали с западной части на село с целью ограбления. Жители решили встретить их пулеметным огнем. Но силы были неравны. Группу односельчан собрали поляки чтобы расстрелять. Тогда священник Волосевич надел ризы и с крестом и иконой пошел просить не убивать односельчан. Выстрел интервента - и священник упал, подплывая кровью. На помощь бросился 16-летний Ципко Павел Григорьевич, но сразу упал от выстрела в голову. Были убиты и другие участники обороны села. А польские воины бросились жечь село. Причитания женщин, крик детей не остановил поджигателей. Когда рано поляки в нижнем белье на лошадях бежали через село на Осташки от красных конников, крестьяне им бросали вдогин насмешки, а Олихивський Никита Харитонович на коне присоединился к красных конникам, только кавалеристом не был, и у Волочиска его саблями поляки изрубили. Трагически прошла революция по селу, потому еженедельно менялась власть и каждая правила по-своему. Гайдамаки крестьян били плетьми за то, что те в попа землю хотели забрать, в Иванковцах большевики постреляли вышедших в вышитых рубашках (Волошин Николай Федорович и др..) Продолжалась гражданская война. На станции Гречаны был сформирован бронепоезд "Гандзя", который защищал новосозданную советскую власть. Был создан революционный комитет. Руководил им Чекирда Тит Остапович, позже глава Проскуровского ревкома. Членами экипажа "Гандзи" были олешинци Салабай Максим, Ципко Иван. Закончилась гражданская война. Началось восстановление разрушенного и построение нового хозяйства. Советское правительство ввело новую экономическую политику (НЭП). Крестьянам дали землю, чтобы они работая на ней, собирали урожай и сдавали хлебозаготовки для продуктов городским жителям. Особенно усердные хозяева выращивали хорошие урожаи. А ленивые владельцы земли, не желая вкалывать, продавали свои участки поля. Хозяева покупали их и приумножали свои наделы. Строили дома под жестью и черепицей, имели своих лошадей, 2 - 3 коровы, сельскохозяйственный инвентарь. Благодаря НЭПу экономика страны немного окрепла. В 1929 году на селе организовывали ОВЗы (общее возделывание земли), а в 1930 году началась организация колхозов (коллективных хозяйств). В колхоз надо было отдать основное имущество крестьянина: землю, тягловую силу, инвентарь. Но не обошли село и другие беды. Голодмор 1932 - 1933 годов, который руками сельских активистов создали московские правители, ежедневно забирал свои жертвы, а такие как Лысый Иван, которого прозвали "кукудеркою", потому что искал дырки, где какая-то женщина спрятала горсть фасоли, говорил: "Ку-ку! Дырка ". В 1932 году на трудодни не дали почти никакого хлеба, потому забрали на хлебозаготовки. Наложили большую контрактацию на огородные культуры - овощи. Осенью 1932 года комиссии с комбедовцев выгребали у крестьян все продукты. Вот что вспоминает Чекирда Галина Сергеевна: "Мама и папа ежедневно шли на работу, а меня отводили к бабушке. Бабушка жила у сына, Степана Приступы, у которого было шестеро маленьких детей. Родители на работе, а бабушка всех нас ухаживала. Возле печи стояла лежанка. На ней были сложены сумки с зерном и крупами. Лежанка застелена ряднами, как кровать. Когда комбедовская комиссия заходила во двор, бабушка велела нам всем ложиться на лежанку. Если комбедовцы прикажут слезть с лежанки, то не слезать, а громко плакать. Мы, дети, так и делали. Сумки остались и это спасло нас весной от голодной смерти ". А было много опухших от голода людей. И не умирали, спасала железнодорожная станция Гречаны и депо. Многие олешинцив там работали, получая 400 грамм хлеба. Этим и спасали свои семьи. В село приходили голодные люди из другой местности. Их называли "попрошайки". Детям-попрошаек олешинци давали что-то съедобное, отрывая от себя. Не прошла еще волна голодная, как прозвучала волна раскулачивания. Трудолюбивых крестьян, имевших больше земли и скот, называли кулаками. Их не принимали в колхоз, а раскулачивали и высылали в Сибирь. Все их имущество переходило в колхоз. Выгоняли из дома, грабили все, что нравилось активистам, разрушали жизнь трудолюбивых крестьян. А вслед уже надвигалась туча репрессий. Каждую ночь из села кто-то исчезал навсегда и без следа. А семью в 24 часа выгоняли за пределы области (мы тогда были Винницкой). Матери бросали малых детей, а сами ехали, не зная куда. Хорошим хозяином в Олешине был Чоп Иван, имел поле, скот, хороший дом. Все его имущество, нажитое тяжким трудом, забрали в колхоз, в доме открыли детские ясли, а семью выслали в Сибирь. Чопа Клима, бывшего наемника, который женился на дочери хозяина, также раскулачили. Когда Дуда Харитон и Палянца Руслан не добились для него правды в Всеукраинского старосты Петровского в Харькове, он понял, что комбед его в покое не оставит. Поэтому заранее решил, что надо от них убегать подальше. Женщине приказал, что когда за ним придут, и будут ее с дочерью выселять, пусть идет спокойно, а он издали будет наблюдать. Но чтобы она не подала вида, что его видит или знает. Заранее приготовил в сарае одежду. Когда ночью за ним пришли, он в нижнем белье, хотя было холодно, попросился выйти. Ему разрешили, потому что думали, что голый не убежит. А он в сарае оделся и исчез. В Проскурове Клим видел в какой вагон посадили его семью и всю дорогу следовал за тем поездом аж в Архангельскую область. Там семью поселили в барак на берегу какой-то реки, где он и встретился с женой и разработали план побега из ссылки. Ночью жена взяла дочь и пошла на речку к проруби, откуда брали воду. Туда же подошел и Клим Чоп. Женщина кое-что из одежды бросила возле проруби, взяла на руки дочь, а Клим взял на руки их обоих и своими же следами задом ушел от проруби. Так потом добрался на Киевщину, а на месте ссылки решили, что женщина с дочерью утонули. Поскольку Чоп был с работящих, то не пропал с голоду и на Киевщине, говорили, что еще в люди выбился. Хорошим хозяином был и Дуда Ефим. Упорная к работе его жена Ксения была хорошей помощницей в ведении хозяйства. Имели четверо маленьких детей, самому старшему было 11 лет. В 1932 году Дуду раскулачили, выслали в Сибирь, откуда он не вернулся. Позже выслали и жену, оставив маленьких детей. Когда Ксеню выводили из дома, то она попросила милиционера раз покормить грудью маленькую Параню. Но он не позволил взять на руки. Склонилась мать над колыбелью и, в последний раз покормив ребенка грудью, ушла, тяжело рыдая. В других состоятельных семьях тоже оставались дети без родителей, которых забирали. Тогда председатель колхоза Мефодий Мазурик распорядился создать в доме Дуды Ефима патронат для оставленных на произвол судьбы детей всего села. Поставили 2 няни для ухода за 30 детьми и кухарку. Молоко и другие продукты давал колхоз. Все дети выжили и уже с 10 лет работали дома, а летом в колхозе. Так вспоминала Дуда Параня свое детство: "Мне было 6 лет, на работу не брали. Летом братья и сестра пасли скот. А я ставила табуретку к жерновам и молотила кукурузу, чтобы вечером 9-летняя сестра Ганна сварила мамалыгу ". Мать вернулась, когда все дети выросли. Не лучшая участь и Апановича Ивана. Выслали вместе с детьми, а в доме оборудовали классную комнату. После второй мировой войны дети вернулись, пошли в школу, но 15-летняя Зоя умерла от туберкулеза. Не оставляли в покое подростков, потому что нужно было заполнять ФЗУ, а они боялись уйти из дома. Не спрашивали. Брали. А тем временем родителей душили налогами. За каждую сотку огорода, за каждое плодовое дерево, еще и мясо, молоко, шкуру, яйца Олешинский колхоз назвали именем Ленина. В начале тридцатых годов разрушили церковь, забрали под школу дом попа, дьяка и дом Апановича Ивана, где открыли семилетку. Директором школы был Видишь М.И. - человек серьезный и требовательный. Завучем была Дугманська В.А. - прекрасный организатор учебно-воспитательного процесса. Конечно, школа изначально была начальная, а затем неполная средняя. Условия обучения были неблагоприятные: классные комнаты тесные, темные, влажные. В середине 30-х годов колхоз выращивал высокие урожаи, заметно возросла оплата трудодня. Председатель колхоза Мефодий Мазурик - умелый организатор, установил строгий порядок в хозяйстве, дисциплину труда. В западной части села были построены амбары для зерна, сделан ток с твердым покрытием. На этой же территории, ближе к селу, были построены конюшни, коровники, свинарник, телятник, паровая мельница. За 1,5 километра от села, у дороги на с. Осташки, выкопали пруд и зарыбили его карпами. На склонах долин насадили большой сад с ценными сортами яблок, груш, слив, орехов. Руководил здесь садовод-любитель Ципко Леонтий. Чуть дальше, за железной дорогой, на южном склоне к берегам реки Буг, отведено большую площадь под огородные культуры. Под руководством бригадира Антона Лысого огородницы выращивали урожаи различных овощей и клубники. Продукцию отвозили на Проскуровский рынок, заметно пополняя колхозную кассу. Для хранения продукции огорода и сада построили большое подвальное помещение. Создали парниковое хозяйство, которое давало колхозу большую прибыль. За высокие показатели урожайности колхоз им. Ленина было занесено на областную доску почета. Окончив школу, молодежь вступала в техникумы и вузы, многие юноши пошли учиться в военные училища. Село разрасталось, появилось много новых улиц. Юноши из далеких от Проскурова сел приставали в зятья к олешинским девушкам, чтобы работать в городе. Олешин начали в шутку называть "Зятькивци". Росло количество жителей. А обучение детей так и проводилось в приспособленных полутемных помещениях. Планировали строительство новой школы. И не пришлось нашим людям дождаться светлого будущего, потому начались то массовые репрессии в 1937 году как на Украине так в Олешине. Исчезали, преимущественно ночью, лучшие люди села: трудолюбивые, честные, заботливые. То освободительная война за Западную Украину в 1939 году, то финская, в 1940 году, где замерзли в сильные морозы несколько наших односельчан (Каплун Семен оставил двух дочерей-сирот). А потом уже война с Германией, где полегло немало известных, а то до сих пор не упоминавшихся односельчан (Петляк Антон Наумович и другие). Эта война выкосила абсолютное большинство людей, рожденных в 1919 - 1925 годах. Выкосила не столько война, сколько бессмысленное командования, потому бросали в бой (особенно под Тернополем и в Карпатах) мобилизованных полевым военкомате совсем необученных, а то и не вооруженных ребят, посылали на танки с винтовками и гранатами. Молодежь отправляли на фронт прямо из училищ. Мужчин тоже мобилизовали на фронт. Остались только железнодорожники, имели броню. В начале июля фашисты уже захватили Проскуров. Олешинци притихли, предчувствуя тяжелые времена от оккупантов. В деревню приехала делегация немцев и представителей западноукраинского правительства. Они велели согнать людей на площадь возле клуба и объявили свои жестокие оккупационные законы. |