На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В Украине по 01.10.2013 (с 1992 г.) зарегистрировано 394423 охранных документов на ОПС, из них патентов: 108167 на изобретения, 83871 на полезные модели, 25522 на промобразцы, 176805 свидетельств на знаки для товаров и услуг, 13 свидетельств на топографии ИМС, 20 регистраций КУПТ и 25 свидетельств на право на использование зарегистрированных КУПТ
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Инновационная инфраструктура: опыт создания бизнес-инкубаторов

2004-07-26
Т.ЦИХАН

Бизнес-инкубаторы — это организации, основной задачей которых является поддержка малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело.

Инкубатор бизнеса может быть автономным, то есть самостоятельной хозяйственной организацией с правами юридического лица, или действовать в составе технопарка (в этом случае он может называться «инкубатором технологий»).

Инкубатор технологий — это наукоемкое предприятие, тесно связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром, предназначенное для обслуживания и «выращивания» новых фирм, оказания им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии их развития, когда они могут совершать фатальные для них ошибки.

Таким образом, бизнес-инкубаторы могут существовать в двух видах: действовать как самостоятельные организации или же выступать в качестве ядра технопарков. В первом случае бизнес-инкубаторы создаются, как правило, для поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий.

Во втором случае инкубаторы, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Иногда непросто провести грань, отделяющую инкубатор от технопарка, и тем не менее, различия между ними есть:

  • бизнес-инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы.
  • политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.
  • они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широко спектра деятельности (так называемый нетехнологический бизнес).
  • инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, не занимаются такой деятельностью, как сдача в аренду участков и помещений.
  • стартовые возможности технопарков и бизнес-инкубаторов существенно отличаются.

Что же касается набора услуг, функций и целей, то здесь отличия бизнес-инкубаторов и технопарков не столь уж значительны. Правда, речь идет о зрелых формах технопарков и инкубаторов.

Первые бизнес-инкубаторы появились в Европе. Их прототипами являются так называемые «творческие коммуны» архитекторов и дизайнеров, которые создавались в Великобритании. Они перестраивали занимаемые ими здания так, чтобы создать оптимальную для творчества и взаимодействия среду. Сюда же относятся обновленные исторические здания, которые использовались под размещение мелких производств ремесленников и народных умельцев. Важно, что эти «коммуны» имели единое управление и определенный набор услуг коллективного пользования.

На следующем этапе стали создаваться инкубаторы при промышленных предприятиях. В 1975 году сталелитейная корпорация «Бритиш Стил» организовала специальную дочернюю фирму, в задачи которой входило создавать новые рабочие места там, где закрывались металлургические производства. Эта фирма строила многоофисные и производственные здания, предоставляла кредиты чтобы поощрять безработных специалистов и рабочих открывать собственное дело. В создании таких «зон новых возможностей» стали принимать активное участие местные органы власти. Первое здание было открыто в 1979 году недалеко от Глазго, позже было введено в строй еще 9 зданий коллективного пользования поблизости от сталелитейных производств.

Этому примеру вскоре стали следовать и другие компании не только в Великобритании. Со временем, в эту деятельность все более активно стали включаться государственные власти, университеты и общественные организации самых разных стран.

Однако, несмотря на приоритет Европы, наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов.

По данным исследований, опубликованных в 2003 году экспертами Международной Ассоциации Научных Парков, 88% научно-технологических парков различных стран мира действительно занимаются инкубацией бизнеса [1]:

  • 52% научно-технологических парков имеют инкубатор, которым они управляют самостоятельно (команда управленцев технопарка управляет и бизнес-инкубатором).
  • 23% научно-технологических парков имеют хотя бы один инкубатор бизнеса, представляющий индивидуальный проект с независимой командой управленцев (хотя в некоторых случаях технопарк и инкубатор имеет одних и тех же акционеров).
  • В 13% случаев научно-технологический парк представляет собой большой бизнес-инкубатор, к которому добавлено несколько объектов и служб, для обслуживания клиентов на постинкубационной стадии (это тот случай, когда можно видеть четкую эволюцию: от инкубатора к технопарку).
  • Около 12% научно-технологических парков не занимаются инкубацией бизнеса.
  • Несмотря на большой разброс направлений деятельности, примерно 75% инкубаторов поддерживают тесные отношения с ближайшими университетами, или стремятся к этому.

На сегодняшний день в США действуют бизнес-инкубаторы различных направлений. Существуют, например, инкубаторы искусств (сдающие в аренду площади и оказывающие помощь молодым художникам и артистам), сельскохозяйственные инкубаторы (в которых малые фирмы перерабатывают продукцию земледелия и животноводства), инкубаторы для женщин, национальных меньшинств, инвалидов (преследующие цель вовлечения этих категорий граждан в активную предпринимательскую деятельность), промышленные инкубаторы (производящие несложную продукцию), и, наконец, инкубаторы фирм высоких технологий.

Чаще всего инкубаторы создаются по смешанной схеме, но, по мере их «взросления», переходят к специализации (например, инкубаторы в области программного обеспечения или инкубаторы для фирм, работающих в области биотехнологии).

Главное преимущество бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей, которые чаще всего испытывающих финансовые трудности, заключается в том, что инкубаторы предоставляют им «крышу над головой» на льготных условиях, по ценам ниже рыночных (по крайней мере, на первых порах).

Для полноценной деятельности бизнес-инкубатор должен иметь необходимые помещения (исходя из зарубежного опыта — 1000-2000 кв. м.), материально-техническую базу (офисная техника, Интернет, учебные классы, конференц-зал, библиотека), квалифицированный штат, а также консультантов и преподавателей, работающих, как правило, на контрактной основе.

Концепция бизнес-инкубатора предполагает ротацию фирм-клиентов, поэтому в инкубаторе, как правило, не должно быть долговременных или безвременных договоров об аренде помещения. Срок их «жизни» в инкубаторе составляет от 2 до 5 лет. Если предприятие за это время прочно встает на ноги, то ему следует найти себе помещение вне инкубатора и освободить место для новой молодой фирмы. Однако, на практике, в зависимости от имеющейся в наличии площади и спроса на нее иногда могут использоваться и более длительные договора об аренде [2].

Для начинающих предприятий важным является вопрос о величине арендной платы. В первый год аренды она должна быть благоприятной для предпринимателя. Постепенно, в течение нескольких лет ее увеличивают до соответствующей рыночной цены. Арендная плата в бизнес-инкубаторе, как правило, включает в себя также оплату за:

  • предоставление коммунальных и коммуникационных услуг (включая Интернет);
  • предоставление современного офисного оборудования и копировальной техники;
  • консультации, посредническую деятельность и услуги со стороны менеджмента бизнес-инкубатора.

Отбор клиентов в бизнес-инкубатор должен проводится на конкурсной основе. При этом претендент должен обосновать, что его проект имеет реальные шансы на успех и является конкурентоспособным, а сам претендент соответствует критериям руководителя инновационного предприятия (уровень образования, предыдущий опыт работы и т.д.)

Важными преимуществами бизнес-инкубатора являются также творческая атмосфера и возможность контактировать с себе подобными, имидж серьёзной компании, набор недорогих, но необходимых услуг, гибкость менеджмента в инкубаторе.

Бизнес-инкубаторы оказались настолько удачной формой поддержки нового предпринимательства, что за последние годы их число продолжает стремительно расти не только в США, где они объединяются в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса, но и в других странах мира. Всего в мире насчитывается уже более 2000 самостоятельно действующих бизнес-инкубаторов. После США, наибольшее распространение они получили в Западной Европе.

Следует отметить, что практически во всех странах мира инкубаторы пользуются поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.

Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана, как уже отмечалось, в США в 1985 году. На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около 800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически во всех странах Западной Европы.

Подобные примеры сотрудничества есть и в Восточной Европе. Так, в Польскую ассоциацию инкубаторов и технопарков входит около 90 членов, среди которых 40 — непосредственно бизнес-инкубаторы.

В России первое такое объединение было создано в 1990 году. Ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк») явилась первой организацией, которая взяла на себя инициативу по разработке организационно-экономических основ российских технопарков, созданию и развитию в стране структур поддержки малого инновационного наукоемкого предпринимательства.

Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. В рамках Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996 году были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1996 году по решению 22 учредителей — бизнес-инкубаторов из регионов России и других структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес-инкубаторов, было создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ).

В настоящее время в России функционируют более 70 бизнес-инкубаторов. В среднем каждый из них оказывает поддержку 15-20 предприятиям средней численностью работающих 7-12 человек [3].

Среди них есть бизнес-инкубаторы классического типа, которые объединяет под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской и специализированные — для развития в регионе слабого сектора бизнеса (есть швейные, медицинские, сельскохозяйственные бизнес-инкубаторы). Особое место занимают технологические бизнес-инкубаторы, ориентированные на развитие научно-технических фирм.

Кроме того, все активней создаются бизнес-инкубаторы, ориентированные на социальную адоптацию незащищенных слоев населения. В этом случае предпочтение при приеме в инкубатор отдается фирмам, сотрудники которых представляют, например, этнические меньшинства, или сельских жителей, или женщин. С 1998 года при финансовой поддержке Фонда Сороса в 5-ти пилотных областях России (Смоленская, Московская, Калининградская, Нижегородская, Астраханская области) была реализована программа «Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или в отставку» (САВ), предполагающая создание бизнес-инкубаторов для поддержания предпринимательской инициативы бывших военных.

Однако, несмотря на уже относительно длительный срок становления российских бизнес-инкубаторов, резкое повышение интереса к их созданию со стороны государства отмечается только в последние три года. Первые удачные опыты показали, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса. Так, по данным Национального содружества бизнес-инкубаторов России, за 3 года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14-30%, в то время как в бизнес-инкубаторе — 85-86%. Бизнес-инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства в мире, снижая количество неудач в бизнесе до 20% [4].

В ноябре 2000 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Национальным содружеством бизнес-инкубаторов и Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Согласно этому соглашению, на первом этапе была сформирована система государственной политики, создана сеть базовых и специализированных инкубаторов. Второй этап, который продлится до 2005 года, планирует организацию сквозных проектов для сети бизнес-инкубаторов, развитие сети во всех регионах России, объединение усилий для выполнении сложных заказов. На заключительном этапе, к 2010 г., по мнению авторов программы, должна произойти интеграция с бизнес-инкубаторами развитых стран, созданы франчайзинговые сети с привлечением инкубируемых предприятий, должен осуществиться выход системы бизнес-инкубаторов на режим самофинансирования и саморазвития [3].

Следует остановиться еще на одной проблеме, которая существенно тормозит создание бизнес-инкубаторов на базе крупных предприятий.

Такое партнерство крупного и мелкого бизнеса существуют во многих странах. В качестве примера можно привести шведский опыт так называемого «внутреннего» инкубатора, который создается крупной компанией для стимулирования новых идей и проектов. В этом случае часть проектов может отпочковываться от главной компании, и выполняться в инкубаторе, особенно в тех случаях, когда эти проекты не связаны с основным направлением деятельности компании.

Еще один пример связан с реформированием крупных предприятий в Восточной Германии. Так, в Дрездене на крупном предприятии микроэлектроники (3300 работающих) была начата процедура банкротства. Чтобы не потерять кадровый потенциал, были созданы 40-50 малых фирм, которые обеспечили новыми рабочими местами почти половину сотрудников. Сохранение высокой квалификации персонала привлекло в регион такую крупную фирму как Simens. Стабильное положение малых предприятий, «выращенных» в инкубаторе, сейчас во многом определяется крупными заказами Simens на производство микропроцессоров. Всего же по технологии бизнес-инкубаторов в Германии работает более 300 организаций (бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, инновационных центров).

В России также есть опыт сотрудничества малого и крупного бизнеса через бизнес-инкубирование. Так, при Московском станкостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе уже несколько лет существует бизнес-инкубатор, который использует площади предприятия и сотрудничает с ним.

Весной 2003 года мэр Москвы Юрий Лужков сообщил о проекте создания мега-бизнес-инкубатора на площадях ЗИЛа (около миллиона квадратных метров).

Однако проблема состоит в том, что многие крупные российские предприятия находятся в федеральной собственности, и в случае размещения на их площадях малых частных фирм возникают непростые имущественные отношения. Например, ставка арендной платы в таком случае не может быть гибкой, ее нельзя изменить на местном уровне. Чтобы решить эти проблемы, Министерство имущественных отношений России при содействии Национального содружества бизнес-инкубаторов в 2002 году подготовило к реализации пилотный проект по созданию бизнес-инкубаторов на базе федерального имущества. Проект решено опробовать на 17-ти регионах, среди которых Московская, Ленинградская, Калининградская области и г. Санкт-Петербург [4].

В Украине, так же как и в России, создание первых бизнес-инкубаторов стимулировалось международной финансовой помощью. Так в конце 90-х годов Агентство международного развития США (USAID) финансировало выполнение Программы развития бизнес-инкубаторов в Украине (BID). В рамках этой программы были созданы такие бизнес-инкубаторы, как технологический бизнес-инкубатор «Харьковские технологии», бизнес-инкубатор Херсонской торгово-промышленной палаты, бизнес-инкубатор Объединенного профкома Чернобыльской АЭС в г. Славутиче и др. [5].

Главной целью создания бизнес-инкубатора в Славутиче было обеспечение рабочими местами уволенных служащих Чернобыльской станции. Он размещен на территории специальной экономической зоны «Славутич». В управление инкубатору передан инженерно-лабораторный комплекс общей площадью 3500 квадратных метров и прилегающая к комплексу территория. Основная сфера деятельности — изготовление приборов контроля уровня загрязнения окружающей среды [6].

Бизнес-инкубатор Херсонской торгово-промышленной палаты — центр, который объединяет предприятия, государственные органы и общественные организации, заинтересованные в поддержке развития малого бизнеса в регионе. Он предоставляет начинающим предпринимателям комплекс услуг, необходимый для успешного становления и развития малого предприятия:

  • обучение по программам менеджмента, маркетинга, финансовой деятельности и бизнес-планирования малого предприятия;
  • помощь в создании бизнес-планов;
  • маркетинговые исследования конкурентноспособности продукта и методов его продвижения на рынок;
  • консультирования по всем вопросам деятельности предприятия;
  • аренду помещений;
  • офисные услуги;
  • содействие в финансировании проектов.

При этом договор об аренде помещений заключается на срок не более 3 лет с возможностью продления его еще на 2 года. То есть предприятию дается 5 лет для того, чтобы встать на ноги. После этого ему следует найти себе помещение вне инкубатора и освободить место для новой молодой фирмы.

Арендная плата в первый год составляет всего 50-60% рыночной цены. В течение последующих лет она постепенно увеличивается до соответствующей рыночной цены. Причем для предприятий сферы обслуживания арендная плата может быть несколько выше, чем для производителей [7].

В 1998 году было создано первое объединение украинских бизнес-инкубаторов — Ассоциация Украинских бизнес-инкубаторов и инновационных центров (УАБИИЦ). Членами Ассоциация являются 100 физических и 60 юридических лиц. Преимущественно это руководители бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства и других общественных организации. В то же время членами Ассоциации являются успешные предприниматели, научные работники, украинские и зарубежные консультанты.

Однако говорить о зрелых формах украинских бизнес-инкубаторов еще не приходится. Несмотря на официальную государственную поддержку (например, распоряжение Кабинета министров 2001 года о всесторонней поддержке местными властями действующих и существующих бизнес-инкубаторов) эта идея еще не нашла широкого применения и должного развития.

Среди представителей государственных и научных кругов существует довольно стойкое мнение, что при создании инновационной инфраструктуры не стоит распылять усилия и средства. Вместо того чтобы создавать бизнес-инкубаторы, необходимо сосредоточить усилия на развитии научных и технологических парков. Это более масштабное и надежное дело, открывающее возможности инновационного развития страны [8].

Такое противопоставление двух взаимосвязанных элементов инновационной инфраструктуры — инкубаторов и технопарков — довольно опасное заблуждение, и мы надеемся, что данная статья является убедительным подтверждением этому.


Литература

1. Интернет-ресурс: Сайт «Технопарки, экономика, бизнес».- http://technopark.al.ru/tpark/tpark.htm

2. «Современный инновационные структуры и коммерциализация науки» / Под редакцией А.А.Мазура.- Интернет-ресурс: сайт Технопарка ИЕС им. Е.Патона», http://tp.paton.kiev.ua/about/publis/publis04.php

3. Крупенина Я. «Заповедник для продвинутых коммерсантов и сумасшедших ученых «.- Российский журнал «Деловые вести», N 2, 2002

4. Сошникова Е.А. «Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес-инкубаторы и крупные промышленные предприятия)».- Интернет-ресурс: Информационно-аналитический журнал «Бизнес предложения».- http://www.smb-support.org/bp/arhiv/7/stat13.htm

5. Валентина ГАТАШ «Бизнес-инкубатор для маленьких и средних инновационных фирм».- Интернет-ресурс.- Сайт «Зеркала недели».- http://www.zn.kiev.ua

6. Интернет-ресурс: Официальный сайт бизнес-инкубатора Славутича http://slavutich.kiev.ua/~business/

7. Интернет-ресурс: Сайт Херсонская торгово-промышленная палата.- http://chamber.kherson.ua/bi.php

8. Рожен А. «Обзор инновационной деятельности на Украине».- «Зеркало недели», 16.12.2002.

источник: «Теория и практика управления», N7, июль 2004
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100