Т.ЦИХАН
Бизнес-инкубаторы — это организации, основной задачей которых является поддержка
малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей, которые хотят, но
не имеют возможности начать свое дело.
Инкубатор бизнеса может быть автономным, то есть самостоятельной хозяйственной
организацией с правами юридического лица, или действовать в составе технопарка
(в этом случае он может называться «инкубатором технологий»).
Инкубатор технологий — это наукоемкое предприятие, тесно связанное с университетом,
научно-технологическим парком или инновационным центром, предназначенное для
обслуживания и «выращивания» новых фирм, оказания им помощи в выживании
и успешной деятельности на ранней стадии их развития, когда они могут совершать
фатальные для них ошибки.
Таким образом, бизнес-инкубаторы могут существовать в двух видах: действовать
как самостоятельные организации или же выступать в качестве ядра технопарков.
В первом случае бизнес-инкубаторы создаются, как правило, для поддержки нетехнологического
предпринимательства и фирм обычных технологий.
Во втором случае инкубаторы, находящиеся в составе технопарка, ориентированы
на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных
предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической
сфере. Иногда непросто провести грань, отделяющую инкубатор от технопарка, и
тем не менее, различия между ними есть:
- бизнес-инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся
на ранней стадии развития фирмы.
- политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче,
чем в технопарках.
- они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого
широко спектра деятельности (так называемый нетехнологический бизнес).
- инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, не занимаются
такой деятельностью, как сдача в аренду участков и помещений.
- стартовые возможности технопарков и бизнес-инкубаторов существенно отличаются.
Что же касается набора услуг, функций и целей, то здесь отличия бизнес-инкубаторов
и технопарков не столь уж значительны. Правда, речь идет о зрелых формах технопарков
и инкубаторов.
Первые бизнес-инкубаторы появились в Европе. Их прототипами являются так называемые
«творческие коммуны» архитекторов и дизайнеров, которые создавались
в Великобритании. Они перестраивали занимаемые ими здания так, чтобы создать
оптимальную для творчества и взаимодействия среду. Сюда же относятся обновленные
исторические здания, которые использовались под размещение мелких производств
ремесленников и народных умельцев. Важно, что эти «коммуны» имели
единое управление и определенный набор услуг коллективного пользования.
На следующем этапе стали создаваться инкубаторы при промышленных предприятиях.
В 1975 году сталелитейная корпорация «Бритиш Стил» организовала специальную
дочернюю фирму, в задачи которой входило создавать новые рабочие места там,
где закрывались металлургические производства. Эта фирма строила многоофисные
и производственные здания, предоставляла кредиты чтобы поощрять безработных
специалистов и рабочих открывать собственное дело. В создании таких «зон
новых возможностей» стали принимать активное участие местные органы власти.
Первое здание было открыто в 1979 году недалеко от Глазго, позже было введено
в строй еще 9 зданий коллективного пользования поблизости от сталелитейных производств.
Этому примеру вскоре стали следовать и другие компании не только в Великобритании.
Со временем, в эту деятельность все более активно стали включаться государственные
власти, университеты и общественные организации самых разных стран.
Однако, несмотря на приоритет Европы, наибольшее распространение бизнес-инкубаторы
получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков.
Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов.
По данным исследований, опубликованных в 2003 году экспертами Международной
Ассоциации Научных Парков, 88% научно-технологических парков различных стран
мира действительно занимаются инкубацией бизнеса [1]:
- 52% научно-технологических парков имеют инкубатор, которым они управляют
самостоятельно (команда управленцев технопарка управляет и бизнес-инкубатором).
- 23% научно-технологических парков имеют хотя бы один инкубатор бизнеса,
представляющий индивидуальный проект с независимой командой управленцев (хотя
в некоторых случаях технопарк и инкубатор имеет одних и тех же акционеров).
- В 13% случаев научно-технологический парк представляет собой большой бизнес-инкубатор,
к которому добавлено несколько объектов и служб, для обслуживания клиентов
на постинкубационной стадии (это тот случай, когда можно видеть четкую эволюцию:
от инкубатора к технопарку).
- Около 12% научно-технологических парков не занимаются инкубацией бизнеса.
- Несмотря на большой разброс направлений деятельности, примерно 75% инкубаторов
поддерживают тесные отношения с ближайшими университетами, или стремятся к
этому.
На сегодняшний день в США действуют бизнес-инкубаторы различных направлений.
Существуют, например, инкубаторы искусств (сдающие в аренду площади и оказывающие
помощь молодым художникам и артистам), сельскохозяйственные инкубаторы (в которых
малые фирмы перерабатывают продукцию земледелия и животноводства), инкубаторы
для женщин, национальных меньшинств, инвалидов (преследующие цель вовлечения
этих категорий граждан в активную предпринимательскую деятельность), промышленные
инкубаторы (производящие несложную продукцию), и, наконец, инкубаторы фирм высоких
технологий.
Чаще всего инкубаторы создаются по смешанной схеме, но, по мере их «взросления»,
переходят к специализации (например, инкубаторы в области программного обеспечения
или инкубаторы для фирм, работающих в области биотехнологии).
Главное преимущество бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей, которые
чаще всего испытывающих финансовые трудности, заключается в том, что инкубаторы
предоставляют им «крышу над головой» на льготных условиях, по ценам
ниже рыночных (по крайней мере, на первых порах).
Для полноценной деятельности бизнес-инкубатор должен иметь необходимые помещения
(исходя из зарубежного опыта — 1000-2000 кв. м.), материально-техническую базу
(офисная техника, Интернет, учебные классы, конференц-зал, библиотека), квалифицированный
штат, а также консультантов и преподавателей, работающих, как правило, на контрактной
основе.
Концепция бизнес-инкубатора предполагает ротацию фирм-клиентов, поэтому в инкубаторе,
как правило, не должно быть долговременных или безвременных договоров об аренде
помещения. Срок их «жизни» в инкубаторе составляет от 2 до 5 лет.
Если предприятие за это время прочно встает на ноги, то ему следует найти себе
помещение вне инкубатора и освободить место для новой молодой фирмы. Однако,
на практике, в зависимости от имеющейся в наличии площади и спроса на нее иногда
могут использоваться и более длительные договора об аренде [2].
Для начинающих предприятий важным является вопрос о величине арендной платы.
В первый год аренды она должна быть благоприятной для предпринимателя. Постепенно,
в течение нескольких лет ее увеличивают до соответствующей рыночной цены. Арендная
плата в бизнес-инкубаторе, как правило, включает в себя также оплату за:
- предоставление коммунальных и коммуникационных услуг (включая Интернет);
- предоставление современного офисного оборудования и копировальной техники;
- консультации, посредническую деятельность и услуги со стороны менеджмента
бизнес-инкубатора.
Отбор клиентов в бизнес-инкубатор должен проводится на конкурсной основе. При
этом претендент должен обосновать, что его проект имеет реальные шансы на успех
и является конкурентоспособным, а сам претендент соответствует критериям руководителя
инновационного предприятия (уровень образования, предыдущий опыт работы и т.д.)
Важными преимуществами бизнес-инкубатора являются также творческая атмосфера
и возможность контактировать с себе подобными, имидж серьёзной компании, набор
недорогих, но необходимых услуг, гибкость менеджмента в инкубаторе.
Бизнес-инкубаторы оказались настолько удачной формой поддержки нового предпринимательства,
что за последние годы их число продолжает стремительно расти не только в США,
где они объединяются в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса, но и в других
странах мира. Всего в мире насчитывается уже более 2000 самостоятельно действующих
бизнес-инкубаторов. После США, наибольшее распространение они получили в Западной
Европе.
Следует отметить, что практически во всех странах мира инкубаторы пользуются
поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию
малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.
Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана, как уже отмечалось, в США
в 1985 году. На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около
800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически
во всех странах Западной Европы.
Подобные примеры сотрудничества есть и в Восточной Европе. Так, в Польскую
ассоциацию инкубаторов и технопарков входит около 90 членов, среди которых 40 — непосредственно бизнес-инкубаторы.
В России первое такое объединение было создано в 1990 году. Ассоциация содействия
развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация
«Технопарк») явилась первой организацией, которая взяла на себя инициативу
по разработке организационно-экономических основ российских технопарков, созданию
и развитию в стране структур поддержки малого инновационного наукоемкого предпринимательства.
Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной
помощи. В рамках Морозовского проекта была реализована программа «БИНК»,
в соответствии с которой к 1996 году были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1996
году по решению 22 учредителей — бизнес-инкубаторов из регионов России и других
структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес-инкубаторов, было
создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов»
(НСБИ).
В настоящее время в России функционируют более 70 бизнес-инкубаторов. В среднем
каждый из них оказывает поддержку 15-20 предприятиям средней численностью работающих
7-12 человек [3].
Среди них есть бизнес-инкубаторы классического типа, которые объединяет под
своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской
и специализированные — для развития в регионе слабого сектора бизнеса (есть
швейные, медицинские, сельскохозяйственные бизнес-инкубаторы). Особое место
занимают технологические бизнес-инкубаторы, ориентированные на развитие научно-технических
фирм.
Кроме того, все активней создаются бизнес-инкубаторы, ориентированные на социальную
адоптацию незащищенных слоев населения. В этом случае предпочтение при приеме
в инкубатор отдается фирмам, сотрудники которых представляют, например, этнические
меньшинства, или сельских жителей, или женщин. С 1998 года при финансовой поддержке
Фонда Сороса в 5-ти пилотных областях России (Смоленская, Московская, Калининградская,
Нижегородская, Астраханская области) была реализована программа «Социальная
адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или в отставку» (САВ),
предполагающая создание бизнес-инкубаторов для поддержания предпринимательской
инициативы бывших военных.
Однако, несмотря на уже относительно длительный срок становления российских
бизнес-инкубаторов, резкое повышение интереса к их созданию со стороны государства
отмечается только в последние три года. Первые удачные опыты показали, что именно
в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития
малого бизнеса. Так, по данным Национального содружества бизнес-инкубаторов
России, за 3 года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою
деятельность, выживает обычно только 14-30%, в то время как в бизнес-инкубаторе — 85-86%. Бизнес-инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов
поддержки предпринимательства в мире, снижая количество неудач в бизнесе до
20% [4].
В ноябре 2000 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Национальным
содружеством бизнес-инкубаторов и Министерством Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Согласно этому соглашению, на первом этапе была сформирована система государственной
политики, создана сеть базовых и специализированных инкубаторов. Второй этап,
который продлится до 2005 года, планирует организацию сквозных проектов для
сети бизнес-инкубаторов, развитие сети во всех регионах России, объединение
усилий для выполнении сложных заказов. На заключительном этапе, к 2010 г., по
мнению авторов программы, должна произойти интеграция с бизнес-инкубаторами
развитых стран, созданы франчайзинговые сети с привлечением инкубируемых предприятий,
должен осуществиться выход системы бизнес-инкубаторов на режим самофинансирования
и саморазвития [3].
Следует остановиться еще на одной проблеме, которая существенно тормозит создание
бизнес-инкубаторов на базе крупных предприятий.
Такое партнерство крупного и мелкого бизнеса существуют во многих странах.
В качестве примера можно привести шведский опыт так называемого «внутреннего»
инкубатора, который создается крупной компанией для стимулирования новых идей
и проектов. В этом случае часть проектов может отпочковываться от главной компании,
и выполняться в инкубаторе, особенно в тех случаях, когда эти проекты не связаны
с основным направлением деятельности компании.
Еще один пример связан с реформированием крупных предприятий в Восточной Германии.
Так, в Дрездене на крупном предприятии микроэлектроники (3300 работающих) была
начата процедура банкротства. Чтобы не потерять кадровый потенциал, были созданы
40-50 малых фирм, которые обеспечили новыми рабочими местами почти половину
сотрудников. Сохранение высокой квалификации персонала привлекло в регион такую
крупную фирму как Simens. Стабильное положение малых предприятий, «выращенных»
в инкубаторе, сейчас во многом определяется крупными заказами Simens на производство
микропроцессоров. Всего же по технологии бизнес-инкубаторов в Германии работает
более 300 организаций (бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков,
инновационных центров).
В России также есть опыт сотрудничества малого и крупного бизнеса через бизнес-инкубирование.
Так, при Московском станкостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе уже несколько
лет существует бизнес-инкубатор, который использует площади предприятия и сотрудничает
с ним.
Весной 2003 года мэр Москвы Юрий Лужков сообщил о проекте создания мега-бизнес-инкубатора
на площадях ЗИЛа (около миллиона квадратных метров).
Однако проблема состоит в том, что многие крупные российские предприятия находятся
в федеральной собственности, и в случае размещения на их площадях малых частных
фирм возникают непростые имущественные отношения. Например, ставка арендной
платы в таком случае не может быть гибкой, ее нельзя изменить на местном уровне.
Чтобы решить эти проблемы, Министерство имущественных отношений России при содействии
Национального содружества бизнес-инкубаторов в 2002 году подготовило к реализации
пилотный проект по созданию бизнес-инкубаторов на базе федерального имущества.
Проект решено опробовать на 17-ти регионах, среди которых Московская, Ленинградская,
Калининградская области и г. Санкт-Петербург [4].
В Украине, так же как и в России, создание первых бизнес-инкубаторов стимулировалось
международной финансовой помощью. Так в конце 90-х годов Агентство международного
развития США (USAID) финансировало выполнение Программы развития бизнес-инкубаторов
в Украине (BID). В рамках этой программы были созданы такие бизнес-инкубаторы,
как технологический бизнес-инкубатор «Харьковские технологии», бизнес-инкубатор
Херсонской торгово-промышленной палаты, бизнес-инкубатор Объединенного профкома
Чернобыльской АЭС в г. Славутиче и др. [5].
Главной целью создания бизнес-инкубатора в Славутиче было обеспечение рабочими
местами уволенных служащих Чернобыльской станции. Он размещен на территории
специальной экономической зоны «Славутич». В управление инкубатору
передан инженерно-лабораторный комплекс общей площадью 3500 квадратных метров
и прилегающая к комплексу территория. Основная сфера деятельности — изготовление
приборов контроля уровня загрязнения окружающей среды [6].
Бизнес-инкубатор Херсонской торгово-промышленной палаты — центр, который объединяет
предприятия, государственные органы и общественные организации, заинтересованные
в поддержке развития малого бизнеса в регионе. Он предоставляет начинающим предпринимателям
комплекс услуг, необходимый для успешного становления и развития малого предприятия:
- обучение по программам менеджмента, маркетинга, финансовой деятельности
и бизнес-планирования малого предприятия;
- помощь в создании бизнес-планов;
- маркетинговые исследования конкурентноспособности продукта и методов его
продвижения на рынок;
- консультирования по всем вопросам деятельности предприятия;
- аренду помещений;
- офисные услуги;
- содействие в финансировании проектов.
При этом договор об аренде помещений заключается на срок не более 3 лет с возможностью
продления его еще на 2 года. То есть предприятию дается 5 лет для того, чтобы
встать на ноги. После этого ему следует найти себе помещение вне инкубатора
и освободить место для новой молодой фирмы.
Арендная плата в первый год составляет всего 50-60% рыночной цены. В течение
последующих лет она постепенно увеличивается до соответствующей рыночной цены.
Причем для предприятий сферы обслуживания арендная плата может быть несколько
выше, чем для производителей [7].
В 1998 году было создано первое объединение украинских бизнес-инкубаторов — Ассоциация Украинских бизнес-инкубаторов и инновационных центров (УАБИИЦ). Членами
Ассоциация являются 100 физических и 60 юридических лиц. Преимущественно это
руководители бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства и других
общественных организации. В то же время членами Ассоциации являются успешные
предприниматели, научные работники, украинские и зарубежные консультанты.
Однако говорить о зрелых формах украинских бизнес-инкубаторов еще не приходится.
Несмотря на официальную государственную поддержку (например, распоряжение Кабинета
министров 2001 года о всесторонней поддержке местными властями действующих и
существующих бизнес-инкубаторов) эта идея еще не нашла широкого применения и
должного развития.
Среди представителей государственных и научных кругов существует довольно стойкое
мнение, что при создании инновационной инфраструктуры не стоит распылять усилия
и средства. Вместо того чтобы создавать бизнес-инкубаторы, необходимо сосредоточить
усилия на развитии научных и технологических парков. Это более масштабное и
надежное дело, открывающее возможности инновационного развития страны [8].
Такое противопоставление двух взаимосвязанных элементов инновационной инфраструктуры — инкубаторов и технопарков — довольно опасное заблуждение, и мы надеемся, что
данная статья является убедительным подтверждением этому.
Литература
1. Интернет-ресурс: Сайт «Технопарки, экономика, бизнес».- http://technopark.al.ru/tpark/tpark.htm
2. «Современный инновационные структуры и коммерциализация науки»
/ Под редакцией А.А.Мазура.- Интернет-ресурс: сайт Технопарка ИЕС им. Е.Патона»,
http://tp.paton.kiev.ua/about/publis/publis04.php
3. Крупенина Я. «Заповедник для продвинутых коммерсантов и сумасшедших
ученых «.- Российский журнал «Деловые вести», N 2, 2002
4. Сошникова Е.А. «Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес-инкубаторы
и крупные промышленные предприятия)».- Интернет-ресурс: Информационно-аналитический
журнал «Бизнес предложения».- http://www.smb-support.org/bp/arhiv/7/stat13.htm
5. Валентина ГАТАШ «Бизнес-инкубатор для маленьких и средних инновационных
фирм».- Интернет-ресурс.- Сайт «Зеркала недели».- http://www.zn.kiev.ua
6. Интернет-ресурс: Официальный сайт бизнес-инкубатора Славутича http://slavutich.kiev.ua/~business/
7. Интернет-ресурс: Сайт Херсонская торгово-промышленная палата.- http://chamber.kherson.ua/bi.php
8. Рожен А. «Обзор инновационной деятельности на Украине».- «Зеркало
недели», 16.12.2002.
источник:
«Теория и практика управления», N7, июль 2004
полезный материал? Нажмите:
|