На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В мире действует более 5,8 млн. патентов и ежедневно подается 2 тыс. патентных заявок, в Украине зарегистрировано 86 тыс. патентов на изобретения
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Варианты административно–финансового ускорения инновационного процесса

2011-09-25
Андрей (Гавриэль) ЛИВШИЦ
изобретатель, инженер-исследователь в компании «АДЕМ». США, Калифорния

Каждый изобретатель, который хоть когда-нибудь пытался получить инвестиции на реализацию своих изобретений и при этом не потерять возможности хоть как то влиять на ситуацию и сохранить свои права собственности на какую либо минимально приемлемую долю от прибыли, создаваемой при применении его изобретения, знает насколько это тяжело обеспечить.

В большинстве случаев, от раунда до раунда переговоров с потенциальным инвестором, изобретатель видит, и, зачастую интуитивно чувствует, что он в каком-то заколдованном круге, и предельно жёсткие, в большей части кабальные условия, которые ему предлагаются в, скажем потенциально заинтересованном в применении изобретения, промышленном предприятии, в абсолютно таком же виде предлагаются и в, казалось бы совсем не связанном с этим промышленным предприятием, инвестиционным фондом, являющимся, как известно, финансовым предприятием.

Это явление проявляется от года в год более настойчиво и серьёзно тормозит развитие инновационного процесса.

В чём причина такого явления?

А именно в том, что одни и те же люди владеют финансовыми и коммерческими, промышленными структурами. Потому что, при нынешней ситуации слияния финансового и коммерческого капитала, магнаты, владеющие финансовыми средствами, сами себе дают дешевые кредиты на развитие своих же коммерческих структур (например, торговых сетей или предприятий в сфере услуг, а также на внедрение и развитие инноваций), и таким образом душат конкурентов, имеющих меньший первоначальный капитал.

Иначе говоря, первая проблема сводится к тому, что частные банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании владеют одновременно и коммерческими предприятиями и коммерческими учреждениями. Это позволяет им предельно ограничить роль конкуренции в инновационном развитии и увеличить своё негативное влияние на конкуренцию там где она ещё существует.

Вторая проблема заключается в том, что при таком объединении, создаются вертикально ориентированные, без каких-либо ограничений финансово –промышленные пирамиды, при которых один человек, сидящий во главе неё, приобретает другие фирмы – и так по цепочке вниз. В результате создается ситуация, когда глава пирамиды является доминирующим лицом и определяет политику "нижестоящих" фирм, даже не являясь их прямым хозяином.
С выходом в свет изменений в патентном законодательстве США, содержащих, как говорят революционные ( в части новизны) положения о порядке признания преимущественных прав владения на патенты для тех, кто первым подал, а не для тех, кто первым изобрёл, - положение для инновационных энтузиастов и небольших инновационных компаний значительно усложнилось, так как конкурировать с финансовыми возможностями магнатов они не в состоянии и их изобретения могут стать лёгкой добычей системы вертикальных семейных пирамид.

Учитывая острую необходимость в применении конкуренции между инновационными структурами и инновационно-направленными компаниями для усиления качественной составляющей инновационного процесса, во многих странах ведут активный поиск выхода из сложившегося положения.

В этой связи представляется полезным рассмотреть, как кажется очень эффективный, Израильский вариант решения этой проблемы, которую выявило руководство этой страны, некоторое время назад.

Глава правительства считает усиление конкуренции в экономической жизни этой страны одной из важнейших своих задач, в том числе и конкуренцию между инвесторами и инвестиционными структурами.

В стране создана и активно функционирует комиссия по децентрализации рынка
После того как после напряжённой творческой работы комиссия предоставила свои рекомендации, многие должностные лица сочли возможным и необходимым выразить своё мнение по поводу этих рекомендаций.

Глава правительства обещал, что работа комиссии по децентрализации рынка будет дополнена в ближайшее время рекомендациями других комиссий, также занимающихся рядом аспектов, связанных с этой темой.

"Просмотрев отчет комиссии, могу сказать, что ее рекомендации являются революционными не только на государственном, но и на глобальном уровне", - заявил он, подчеркнув, что после их вступления в силу, потери инновационных субъектов значительно снизятся, а условия для работы инновационных частных предпринимателей улучшатся.

Глава минфина выразил уверенность в том, что через десятки лет историю экономики Израиля будут делить на то, что было до комиссии по децентрализации и то, что было после. Он отметил также, что членам комиссии удалось достичь согласия, избежав при этом утечек информации.

Председатель Банка Израиля Стэнли Фишер поблагодарил комиссию за отличную работу, отметив ее творческий подход к проблеме децентрализации рынка, особенно в том, что касается расформирования семейных финансовых пирамид. Глава Центробанка развеял опасения, что комиссия ограничится "косметическими" рекомендациями.

Для более уверенного внедрения в повседневную практику выводов и рекомендаций комиссии, в течение ближайших 30 дней заинтересованным сторонам будет предоставлена возможность выразить свои возражения по поводу рекомендаций комиссии, после чего комиссия передаст правительству окончательный отчет. Ожидается, что рекомендации будут утверждены в первом чтении к концу текущего года.

Рекомендации комиссии по децентрализации:

Напомним, что рекомендации комиссии по децентрализации рынка, включают в себя разделение реального и финансового секторов экономики, ограничение деятельности "пирамидальных" структур, владелец которых обладает автоматическим большинством голосов в дочерних компаниях, не имея при этом контрольного пакета акций, снижение уровня рисков при использовании левеража (финансового рычага) и расширение полномочий антимонопольного ведомства.

Теперь более конкретно о этих рекомендациях, которые наверняка будут исключительно актуальными и интересными и для других стран.

Разделение реального и финансового секторов экономики:

1) Запрет на одновременное владение крупной финансовой структурой (банк, инвестиционный фонд, страховая компания, пенсионная касса), управляющей имуществом в 50 миллиардов шекелей и выше, и крупной компанией реального сектора (промышленность, торговля, строительство и т.д.) с годовым оборотом свыше 8 миллиардов шекелей или стоимостью имущества свыше 20 миллиардов шекелей.

2) Запрет на занятие должности директора одновременно в компаниях двух секторов.

3) Запрет для владельцев контрольного пакета акций в торговых банках на владение другими крупными финансовыми структурами.

На выполнение рекомендаций владельцам будет предоставлен срок до четырех лет. В случае назначения нового директора в совет директоров запрет номер два вступает в силу немедленно. Структурам, на данный момент не подпадающим под действие рекомендаций, будет предоставлена определенная возможность роста сверх установленной планки, в случае, если рост не стал следствием покупки новых структур.

Ограничение деятельности "пирамидальных" структур, владелец которых обладает автоматическим большинством голосов в дочерних компаниях, не имея при этом контрольного пакета акций:

1) Не менее трети членов совета директоров компании должны быть независимыми директорами, не имеющими отношений с владельцем холдинга.

2) Утверждение независимых директоров должно производиться акционерами-миноритариями без вмешательства владельца холдинга.

3) Для назначения директора в совет директоров дочерней компании владелец холдинга должен получить разрешение контрольной комиссии.

4) Размер зарплат и бонусов руководящего состава компании должен утверждаться акционерами-миноритариями без вмешательства владельца холдинга.

5) В случае если заключение крупной сделки (покупка, получение ссуды, предоставление услуг) между компаниями, входящими в один холдинг, было произведено не на конкурсных условиях, владелец холдинга должен предоставить акционерам подробные объяснения.

6) Сделки, не подпадающие под определение пункта номер 5, но оказывающие значительное влияние на финансовое состояние фирмы, должны утверждаться контрольной комиссией.

7) Покупка значительной структуры, покупка контрольного пакета акций другой общественной компании, мобилизация капитала на открытом рынке или получение крупной ссуды должны утверждаться на голосовании акционеров-миноритариев.

8) Компания должна обеспечить акционерам и держателям облигаций возможность голосования через интернет.

9) Управление по контролю над рынком ценных бумаг увеличит финансирование представительских исков со стороны владельцев ценных бумаг.

10) Должен быть определен порядок финансирования представительских исков, подаваемых институциональными инвесторами.

11) Институциональным инвесторам будет предоставлено право координировать свои действия на собраниях акционеров.

12) При принятии решений об инвестициях институциональные инвесторы будут обязаны учитывать структуру организации, в которую будут вложены средства.

13) Должны быть ужесточены требования, касающиеся прозрачности принятия решений институциональными инвесторами на голосованиях акционеров.

14) Запрещено включение в биржевые индексы акций компании, 70% деятельности которой или более приходится на дочернюю компанию.

15) В дальнейшем – запрет на эмиссию акций холдингов, не имеющих собственной оперативной деятельности.

16) В случае попытки покупки компании в нижнее звено пирамидальной структуры, компания А (покупатель) обязана предложить выкупить все акции компании Б (покупаемой) по той же цене, по которой она собиралась купить пакет, предоставляющий контроль над компанией Б владельцу холдинга.

17) В случае поступления предложения о покупке контрольного пакета акций компании, входящей в состав пирамиды: если предложение на 10% выше рыночной цены, и акционеры-миноритарии заинтересованы в сделке, владелец холдинга обязан продать компанию или же выкупить по указанной цене акции миноритариев.

Снижение уровня рисков при использовании левеража (финансового рычага)

1) В случае если размер долга и расходов на обеспечение долга в материнской компании превышает размер дивиденда, получаемого от дочерней компании, разница между ними будет облагаться налогом.

2) Должны быть введены ограничения на размер ссуд/инвестиций, предоставляемых институциональным инвестором одной структуре или группе аффилированных структур.

Расширение полномочий антимонопольное ведомство:

1) Суд по антимонопольным вопросам сможет принудительно производить структурные изменения в холдинговых структурах.

2) Антимонопольное ведомство получит расширенное право на административные санкции.

Деятельность государства:

При приватизации, распределении лицензий или проведении крупных тендеров на выполнение работ соответствующие государственные структуры должны принимать решение с учетом уровня конкуренции в конкретном сегменте рынка и в сфере контроля над важными секторами экономики в целом.

В случае если стоимость приватизируемого объекта/тендера превышает 150 миллионов шекелей или в случае, если финансовая отдача не является главным общественным интересом, необходима консультация главы антимонопольного ведомства.

В случае предоставления прав на инфраструктурные объекты (вода, энергетика, связь, транспорт, здравоохранение, природные ресурсы) необходима консультация специального комитета в составе гендиректора министерства финансов, главы антимонопольного ведомства, помощника юридического советника правительства по вопросам экономики и финансов и председателя национального совета по экономике.

Остаётся надеяться, что реализация рекомендаций ускорит инновационный процесс и заставит потенциальных инвесторов конкурировать друг с другом и предлагать изобретателям более конкурентные предложения по инвестированию в инновационные проекты.

Но самая главная цель всех этих преобразований, - это ускорить принятие решений по финансированию инновационных проектов, ускорить процесс экспертизы изобретений и возможность открытия финансирования на самых ранних этапах инновационных проектов, что позволяет новое патентное законодательство США, при гарантировании прав патентовладельца по первенству подачи заявки на выдачу патента, ещё до полной реализации проекта, изготовления и испытаний опытных образцов.

Сама по себе конкуренция между инвестиционными структурами, позволит изобретателям и авторам инноваций параллельно обращаться к различным инвесторам, что должно значительно сократить время на принятие решений по инвестированию и в целом должно ускорить процесс внедрения инноваций

источник: Интернет-сайт "ВЯПат"
полезный материал? Нажмите:

группы: Экономика и финансы; Инновационная деятельность; мир
теги: изобретение; экономика; США; интернет




другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2011
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100