На головну | Пишіть нам | Пошук по сайту тел (063) 620-06-88 (інші) Укр | Рус | Eng   
В Україні на 01.10.2013 (з 1992 р.) зареєстровано 394423 охоронних документів на ОПВ, із них патентів: 108167 на винаходи, 83871 на корисні моделі, 25522 на промзразки, 176805 свідоцтв на знаки для товарів і послуг, 13 свідоцтв на топографії ІМС, 20 реєстрацій КЗПТ та 25 свідоцтв на право на використання зареєстрованих КЗПТ
  новини  ·  статті  ·  послуги  ·  інформація  ·  питання-відповіді  ·  про Ващука Я.П.  ·  контакти за сайт: 
×
Якщо ви помітили помилку чи похибку, позначте мишкою текст, що включає
помилку (все або частину речення/абзацу), і натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нам.
×

100 років тому брати Райт запатентували літак

2006-05-22

Ровно 100 лет назад была открыта эра практической авиации — первый самолет с бензиновым двигателем конструкции братьев Уилбера и Орвилла Райт поднялся в воздух и смог пролететь 259,7 метров за 59 секунд.

Как сообщили РИА «Новости» в центральном Доме авиации и космонавтики, самолет имел конструкцию фюзеляжа, как у планера-биплана, но был значительно больше по размеру. Мотор мощностью в 12 лошадиных сил и весом около ста килограммов устанавливался на нижнем крыле. Он развивал 1400 оборотов в минуту и с помощью цепных передач вращал два толкающих винта диаметром 2,6 метра, расположенных симметрично сзади крыльев. И бензиновый двигатель, и винты братья сделали собственными руками.

Согласно сохранившимся историческим документам, испытания состоялись утром 17 декабря 1903 года на пустынном пляже. Рядом с сараем, в котором стоял первый самолет, братья построили деревянную вышку, от основания которой был проложен деревянный рельс длиной около сорока метров. На рельс поставили двухколесную тележку на велосипедных втулках, на которую, в свою очередь, был установлен сам аэроплан. На вершине вышки с помощью блоков был закреплен груз, а от него, опять же через блоки, проведена веревка, привязанная к тележке. Вся конструкция напоминала катапульту и была необходима для взлета, так как у первого самолета не было колес, а для посадки снизу фюзеляжа были прикручены деревянные полозья.

Расстояние в 259,7 метров удалось преодолеть с четвертой попытки, когда за штурвалом аэроплана находился старший брат Уилбер. Это был первый официально зафиксированный случай в мировой истории, когда машина, управляемая человеком, поднялась в воздух и спустилась обратно на землю без повреждений.

 

РАЙТ (Wright), братья Орвилл (Orville) (1871-1948) и Уилбер (Wilbur) (1867-1912), американские изобретатели, авиаконструкторы и летчики. Уилбер Райт родился 16 апреля 1867 близ Милвилла (шт. Индиана); Орвилл Райт — 19 августа 1871 в Дейтоне (шт. Огайо). Отец был епископом протестантской Объединенной братской церкви, и семье приходилось часто менять место жительства в штатах Айова и Индиана. Ни Уилбер, ни Орвилл не получили высшего образования. В 1892 братья открыли лавку по продаже велосипедов, затем ремонтную мастерскую, а в 1895 наладили собственное производство. В свободное от работы время читали литературу по аэронавтике, статьи О.Шанюта, С.Ленгли и особенно О.Лилиенталя. Орвилл и Уилбер много размышляли над проблемой поперечной устойчивости планера и нашли ее решение, которое применили в 1899 для змея-биплана. В 1900 приступили к экспериментам с первым планером в местечке Китти-Хоук (шт. Северная Каролина), а в 1901 испытали второй планер. Важные замечания по поводу конструкции планера сделал О.Шанют. По его приглашению Уилбер сделал доклад в Западноамериканском обществе инженеров. К концу 1901 братья Райт испытали в аэродинамической трубе собственной конструкции более 200 моделей крыльев и составили сводные таблицы полученных экспериментальных данных. В итоге аэродинамические свойства их очередного планера оказались вдвое лучше, чем у предыдущих моделей, и они совершили на нем более 1000 полетов, в том числе при сильном ветре.

К концу 1902 Орвилл и Уилбер были готовы к созданию моторного аэроплана. Поскольку в то время не было подходящего по весу и мощности двигателя, братья смастерили его сами с помощью механика Ч.Тейлора. Двигатель весил 77 кг и при скорости вращения вала 1200 об/мин развивал мощность 12 л.с. Братья изготовили и пропеллеры с КПД 66%. В ноябре 1903 вернулись в Китти-Хоук и закончили строительство самолета: 17 декабря 1903 братья Райт осуществили первый в истории человечества пилотируемый полет на моторном аэроплане «Флайер-1». Дальность первого полета, в котором пилотом был Орвилл, составила 37 м, а длительность 12 с. В четвертом, самом длинном полете того дня (пилот Уилбер) самолет пролетел 260 м за 59 с. В конце 1904 братья Райт смогли удерживать самолет в воздухе в течение 5 мин, совершив полет по замкнутому кругу, а 5 октября 1905 пролетели 39 км за 38 мин, описывая круги над летным полем. За 1904-1905 они совершили более 200 полетов и 22 мая 1906 получили патент, но только в 1908 мир узнал, что в области авиационной техники лидируют братья Райт. Уилбер много летал во Франции, Орвилл тем временем совершал официальные испытательные полеты по заказу военных в местечке Форт-Майер (шт. Виргиния). Однажды отказал пропеллер, и в результате аварии погиб пассажир, лейтенант Т.Селфридж, и был тяжело ранен сам Орвилл. После триумфальных полетов во Франции, Германии и Англии братья вернулись в США. Вскоре в Форт-Майере успешно завершились испытания их самолета, который был принят на вооружение армии США.

В ноябре 1909 братья Райт основали самолетостроительную компанию «Райт». Братья окунулись в бизнес, строили и продавали самолеты, устраивали демонстрационные полеты, обучали пилотов. Одновременно им приходилось отстаивать свои авторские права в суде. 30 мая 1912 в Дейтоне умер от брюшного тифа Уилбер. Орвилл продолжал летать до 1915, лично испытывая новые самолеты; в том же году продал свой пакет акций в компании «Райт». Последний полет Орвилл совершил в 1918. О.Райт оставался членом Национального консультативного совета по аэронавтике и имел офис в Дейтоне.

Умер Орвилл в Дейтоне 30 января 1948.


Источник

джерело: РИА «Новости»
корисний матеріал? Натисніть:




2020-11-20
Жива вода
інші статті...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при використанні будь-яких матеріалів сайту посилання на джерело обов'язкове
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100