Ровно 100 лет назад была открыта эра практической авиации — первый самолет с
бензиновым двигателем конструкции братьев Уилбера и Орвилла Райт поднялся в
воздух и смог пролететь 259,7 метров за 59 секунд.
Как сообщили РИА «Новости» в центральном Доме авиации и космонавтики,
самолет имел конструкцию фюзеляжа, как у планера-биплана, но был значительно
больше по размеру. Мотор мощностью в 12 лошадиных сил и весом около ста килограммов
устанавливался на нижнем крыле. Он развивал 1400 оборотов в минуту и с помощью
цепных передач вращал два толкающих винта диаметром 2,6 метра, расположенных
симметрично сзади крыльев. И бензиновый двигатель, и винты братья сделали собственными
руками.
Согласно сохранившимся историческим документам, испытания состоялись утром
17 декабря 1903 года на пустынном пляже. Рядом с сараем, в котором стоял первый
самолет, братья построили деревянную вышку, от основания которой был проложен
деревянный рельс длиной около сорока метров. На рельс поставили двухколесную
тележку на велосипедных втулках, на которую, в свою очередь, был установлен
сам аэроплан. На вершине вышки с помощью блоков был закреплен груз, а от него,
опять же через блоки, проведена веревка, привязанная к тележке. Вся конструкция
напоминала катапульту и была необходима для взлета, так как у первого самолета
не было колес, а для посадки снизу фюзеляжа были прикручены деревянные полозья.
Расстояние в 259,7 метров удалось преодолеть с четвертой попытки, когда за
штурвалом аэроплана находился старший брат Уилбер. Это был первый официально
зафиксированный случай в мировой истории, когда машина, управляемая человеком,
поднялась в воздух и спустилась обратно на землю без повреждений.
РАЙТ (Wright), братья Орвилл (Orville) (1871-1948) и Уилбер (Wilbur) (1867-1912),
американские изобретатели, авиаконструкторы и летчики. Уилбер Райт родился 16
апреля 1867 близ Милвилла (шт. Индиана); Орвилл Райт — 19 августа 1871 в Дейтоне
(шт. Огайо). Отец был епископом протестантской Объединенной братской церкви,
и семье приходилось часто менять место жительства в штатах Айова и Индиана.
Ни Уилбер, ни Орвилл не получили высшего образования. В 1892 братья открыли
лавку по продаже велосипедов, затем ремонтную мастерскую, а в 1895 наладили
собственное производство. В свободное от работы время читали литературу по аэронавтике,
статьи О.Шанюта, С.Ленгли и особенно О.Лилиенталя. Орвилл и Уилбер много размышляли
над проблемой поперечной устойчивости планера и нашли ее решение, которое применили
в 1899 для змея-биплана. В 1900 приступили к экспериментам с первым планером
в местечке Китти-Хоук (шт. Северная Каролина), а в 1901 испытали второй планер.
Важные замечания по поводу конструкции планера сделал О.Шанют. По его приглашению
Уилбер сделал доклад в Западноамериканском обществе инженеров. К концу 1901
братья Райт испытали в аэродинамической трубе собственной конструкции более
200 моделей крыльев и составили сводные таблицы полученных экспериментальных
данных. В итоге аэродинамические свойства их очередного планера оказались вдвое
лучше, чем у предыдущих моделей, и они совершили на нем более 1000 полетов,
в том числе при сильном ветре.
К концу 1902 Орвилл и Уилбер были готовы к созданию моторного аэроплана. Поскольку
в то время не было подходящего по весу и мощности двигателя, братья смастерили
его сами с помощью механика Ч.Тейлора. Двигатель весил 77 кг и при скорости
вращения вала 1200 об/мин развивал мощность 12 л.с. Братья изготовили и пропеллеры
с КПД 66%. В ноябре 1903 вернулись в Китти-Хоук и закончили строительство самолета:
17 декабря 1903 братья Райт осуществили первый в истории человечества пилотируемый
полет на моторном аэроплане «Флайер-1». Дальность первого полета,
в котором пилотом был Орвилл, составила 37 м, а длительность 12 с. В четвертом,
самом длинном полете того дня (пилот Уилбер) самолет пролетел 260 м за 59 с.
В конце 1904 братья Райт смогли удерживать самолет в воздухе в течение 5 мин,
совершив полет по замкнутому кругу, а 5 октября 1905 пролетели 39 км за 38 мин,
описывая круги над летным полем. За 1904-1905 они совершили более 200 полетов
и 22 мая 1906 получили патент, но только в 1908 мир узнал, что в области авиационной
техники лидируют братья Райт. Уилбер много летал во Франции, Орвилл тем временем
совершал официальные испытательные полеты по заказу военных в местечке Форт-Майер
(шт. Виргиния). Однажды отказал пропеллер, и в результате аварии погиб пассажир,
лейтенант Т.Селфридж, и был тяжело ранен сам Орвилл. После триумфальных полетов
во Франции, Германии и Англии братья вернулись в США. Вскоре в Форт-Майере успешно
завершились испытания их самолета, который был принят на вооружение армии США.
В ноябре 1909 братья Райт основали самолетостроительную компанию «Райт».
Братья окунулись в бизнес, строили и продавали самолеты, устраивали демонстрационные
полеты, обучали пилотов. Одновременно им приходилось отстаивать свои авторские
права в суде. 30 мая 1912 в Дейтоне умер от брюшного тифа Уилбер. Орвилл продолжал
летать до 1915, лично испытывая новые самолеты; в том же году продал свой пакет
акций в компании «Райт». Последний полет Орвилл совершил в 1918. О.Райт
оставался членом Национального консультативного совета по аэронавтике и имел
офис в Дейтоне.
Умер Орвилл в Дейтоне 30 января 1948.
Источник
корисний матеріал? Натисніть:
|