На головну | Пишіть нам | Пошук по сайту тел (063) 620-06-88 (інші) Укр | Рус | Eng   
Держава повинна побачити переваги людського потенціалу — знань, інтелектуальної власності, ідей — перед нафтою, газом, металом і нерухомістю: на відміну від природних копалин людський потенціал має здатність накопичуватися.
  новини  ·  статті  ·  послуги  ·  інформація  ·  питання-відповіді  ·  про Ващука Я.П.  ·  контакти за сайт: 
×
Якщо ви помітили помилку чи похибку, позначте мишкою текст, що включає
помилку (все або частину речення/абзацу), і натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нам.
×

Права інтелектуальної власності і Банки

2006-03-08
Залєсов А.В.

Банки и иные кредитные учреждения в своей повседневной деятельности (иногда даже не отдавая себе отчета в этом) все чаще сталкиваются с объектами интеллектуальной собственности (ИС). Банки, как и любые коммерческие организации, участвуют в конкурентной борьбе, в которой права интеллектуальной собственности являются мощным оружием. Кроме того, банки и другие кредитные учреждения занимаются кредитованием и все чаще сталкиваются с проблемами кредитования различных бизнес-проектов, в которых предусмотрено использование объектов интеллектуальной собственности. То есть действующие в России банки и кредитные учреждения в области ИС выступают в двух ипостасях — 1) как правообладатели прав ИС и участники связанных с этим правоотношений 2) как кредиторы по проектам, предусматривающим использование ИС. В рамках данной статьи мы рассмотрим кратко оба вышеназванных аспекта банковской деятельности. Отправным тезисом является то, что для успешной работы Банка руководству этих финансовых учреждений следует знать существующие в сфере интеллектуальной собственности проблемы и основные пути их решения.

Права интеллектуальной собственности — это предоставляемая законом возможность защитить свои достижения (результаты творческой деятельности и средства индивидуализации) от неправомерного использования конкурентом, что в условиях конкурентной борьбы является чрезвычайно важным. Правообладатель может использовать сам и запрещать использовать другим принадлежащую ему интеллектуальную собственность. Именно запрет неправомерного использования другими участниками рынка делает институт интеллектуальной собственности особым средством в конкурентной борьбе. Для общества в целом существование института интеллектуальной собственности является благом, так как он стимулирует создание новых технологических решений, и ведет к техническому прогрессу. Кроме того, регулирование прав на средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки) позволяет потребителю возможность отличать одного производителя товаров и услуг от другого.

За последние 12 лет (начиная с 1992 года, когда был принят Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, с изменениями от 2002 года — далее Закон о товарных знаках и Патентный закон РФ) в Российской Федерации создана отвечающая современным стандартам правовая база по регулированию отношений по поводу создания, использования и защиты интеллектуальной собственности. Данная правовая система отвечает всем международным стандартам, включая стандарты Соглашения ТРИПС Всемирной Торговой Организации (хотя Россия еще только планирует вступить в ВТО).
Основные существующие на сегодня проблемы связаны не с отсутствием в нашей стране необходимого законодательства, а со слабой активностью в области ИС самих хозяйствующих субъектов, которые зачастую не видят в интеллектуальной собственности ресурса для собственного развития и не понимают, как защищать свои права в данной области. Следует отметить, что действующие в Российской Федерации уголовный кодекс (ст.180), Кодекс об административных правонарушения (ст.14.10), Закон о товарных знаках позволяют правообладателю достаточно эффективно защищать свои права, особенно, если он грамотно подходит к решению такой задачи. При этом в случае использования гражданско-правовой, административно-правовой или уголовной процедуры для защиты нарушенных прав требуется определенная инициатива правообладателя. В частности, требуется обращения в правоохранительные органы или в суд, написание соответствующих заявлений, а в случае гражданско-правовой процедуры также сбор доказательств. Отечественные владельцы товарных знаков зачастую просто не знают как необходимо действовать в случае нарушения их прав и поэтому обучение основам правовой охраны интеллектуальной собственности, о котором говорилось выше является необходимым.

Общепризнано, что права на товарный знак и иные права интеллектуальной собственности — это частные права хозяйствующих субъектов. Владельцы должны принимать должные меры по охране принадлежащих им прав. Установлено, что владельцы известных товарных знаков (российские и иностранные), последовательно проводящие работы по борьбе с контрафакцией достигают достаточно хороших результатов. Полагаю, что программа дополнительных защитных маркировок (при ее экономической обоснованности) будет ими поддержана и использоваться. Те же из правообладателей, кто в основном сетует на нерадивость правоохранительных органов и не уделяет должное внимание своей собственности, продолжат создавать «большой процент» правообладателей, «страдающих от контрафакции». Подобное правовое «иждивенчество» ничем не оправдано. К сожалении, даже Банки, обладающие хорошими юридическими службами в области интеллектуальной собственности зачастую проявляют просто «детскую» наивность. Например, многие банки участвуют в международных платежных системах. Почти все названия таких систем охраняются в России как товарные знаки для соответствующих услуг (правообладателями являются иностранные фирмы). При этом использование такого товарного знака российским банком согласно Закона о товарных знаках возможно только на основании лицензионного договора, который подлежит обязательной государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентном и товарным знакам и без такой регистрации ничтожен. Знакомство с некоторыми банками показало, что они имеют договоры с иностранными правообладателями, но такие договоры не зарегистрированы (никто из юристов банка об этом не знал). В соответствии с Законом о товарных знаках зарубежный правообладатель может требовать с нарушителя прекратить использование (так как ничтожный договор не порождает правовыхпоследствий), возместить ущерб или выплатить компенсацию до 5 млн. рублей.

Постараемся кратко осветить «генеральную линии» по использованию интеллектуальной собственности для Банковских организаций. Основным отправным моментом, который следует помнить Руководителям коммерческих структур в области интеллектуальной собственности является следующее. Для возникновения прав на большинство объектов интеллектуальной собственности необходимо совершить определенные действия, а именно провести патентование и/или регистрацию товарных знаков. Усилия руководителей фирм, в частности Банков, по организации процесса патентования новых решений в области банковских технологий и регистрации товарных знаков на банковские продукты, а также по дальнейшему поддержанию, использованию и защите интеллектуальной собственности своих предприятий должны носить системный характер, то есть следует говорить о корпоративной политике в области интеллектуальной собственности. Отсутствие четкой корпоративной политики в области интеллектуальной собственности приводит к финансовым потерям и неминуемому отставанию от конкурента, обеспечивающего охрану собственной интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что построение портфеля прав интеллектуальной собственности и его использование одинаково важно и для крупных и для небольших предприятий, что в полной мере касается и Банков. В зависимости от направления деятельности в патентном портфеле фирмы могут быть и патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы и свидетельства на товарные знаки (несколько реже — на право пользования наименованиями мест происхождения товара). Разумеется, у каждого Банка имеется фирменное наименование, которое также входит в понятие интеллектуальной собственности. Сравнительно новым, но весьма коммерчески ценным объектом в портфеле прав интеллектуальной собственности является права администрирования домена. Для высокотехнологичных компаний основными будут патенты на изобретения и полезные модели, охраняющие новые разработки. Для производственных и торговых фирм, помимо изобретений и полезных моделей, крайне важно создать и продвигать на рынок собственные товарные знаки, позволяющие формировать у потребителя спрос именно на продукцию данной организации. В качестве промышленных образцов можно защитить дизайнерские решения практически в любой области промышленности. Для Банков это, прежде всего товарные знаки, защищающие новые банковские продукты, но и патенты на изобретения, с помощью которых можно получить исключительные права на новые банковские технологии (например, технологический способ производства расчетов или обеспечения безопасности вкладов и т.д.).

Можно с уверенностью сказать, что вывод на рынок продукции или услуги без зарегистрированного товарного знака является анахронизмом в современных рыночных условиях. Создание и продвижения товара или услуги на рынок может быть успешным только одновременно с регистрацией и рекламой товарного знака, с которым данный товар будет ассоциироваться у потребителя. Российская практика имеет множество успешных примеров создания и развития российских брендов. Именно товары под известными товарными знаками являются лидерами рынка, что доказывает важность данного объекта интеллектуальной собственности для конкурентоспособности продукции. В данном случае, конечно «основным» товарным знаком, брендом банка является наименование банка, которое следует также защитить в качестве товарного знака для всех проводимых банком операций.

В настоящее время массовый потребитель идентифицирует товар или услугу по товарному знаку, который отличает одного производителя от другого. С товарным знаком потребитель связывает определенные ожидания относительно качества товара. В частности, сильные позиции иностранных фирм на российском рынке товаров в значительной мере обусловлены тем, что они обладают широко известными товарными знаками, или как сейчас говорят в деловых кругах — брендами. Иностранные фирмы, включая Банки, разрабатывают и проводят собственную политику продвижения бренда на рынок. Помимо регистрации товарного знака и защиты прав на товарный знак эта политика предусматривает рекламную компанию, позиционирование на рынке в отношении определенного класса потребителей и реализации товаров соответствующего качества. Таким образом, происходит так называемое формирование бренда или, иными словами, товарного знака хорошо известного потребителю и пользующегося хорошей репутацией. В дальнейшем сформированный таким образом бренд уже работает на своего владельца, побуждая старых и новых потребителей на покупку товаров данного производителя. Наглядным примером является вхождение в российский рынок банковских услуг иностранных банков (например, СИТИБАНК, Райффайзен Банк и др.), которые успешно вошли на рынок, в том числе за счет своего товарного знака, права на использование которого они передали своим дочерним банкам, организованным как российские юридические лица (обладающим куда меньшим уставным капиталом, чем их учредители). Массовый российский потребитель банковских услуг считает, что СИТИБАНК на московских улицах и СИТИБАНК в США это один банк и открывает в нем счет, не задумываясь о «сложных юридических материях», состоящих в том, что он де-юре открывает счет в недавно организованном российском банке, а не в иностранном банке с вековой историей.

Важным моментом, который следует помнить, является то, что все договоры, предоставляющие право на использование прав интеллектуальной собственности (товарные знаки, изобретения и пр.) считаются лицензионными договорами и подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и без такой регистрации недействительны. Если предоставляется право на использование фирменного наименования (договор коммерческой концессии), то он подлежит регистрации в налоговых органах. Если в договоре затронуты прав на использование и фирменного наименования и товарного знака (изобретения, полезной модели или промышленного образца), то данный договор регистрируется в обоих вышеназванных органах государственной власти.

Можно сказать, что если в отношении товарных знаков у отечественных фирм, включая Банки, в целом, имеется понимание необходимости правовой охраны, то в отношении других объектов интеллектуальной собственности — изобретений, полезных моделей и промышленных образцов — дела обстоят сложнее. Пока у отечественных менеджеров, к сожалению, нет понимания, что практически любую новую разработку, в том числе банковскую технология, которую предполагается использовать коммерчески, можно и нужно защищать патентом.

Отечественные разработчики и производители часто жалуются на отсутствие четкой государственной инновационной политики. Есть основания надеяться, что государственный подход в инновационной сфере улучшится. Вместе с тем, сидеть и ждать шагов государства не совсем оправданно. Сложные инновационные процессы можно в масштабах одной фирмы или Банка свести к простому подходу — каждое новое используемое коммерчески изделие или оказываемая услуга (способ ее оказания) нужно пытаться защитить как интеллектуальную собственность. Затраты на патентование при пересчете в себестоимость продукции или услуги очень и очень невелики. Следует учитывать, что на территории России патентные права может подтверждать патент РФ, а также евразийский патент, выдаваемый Евразийским патентным ведомством и действующий, помимо России, еще в девяти странах СНГ.

Некоторые организации, осваивая выпуск новой продукции, считают, что используемые нововведения не достаточно существенны, чтобы их можно было защитить в качестве изобретения. Точную оценку, конечно, может дать только патентовед в каждом конкретном случае, но зачастую объект для патентования на самом деле присутствует. Кроме того, даже небольшое новшество в конструкции обеспечивает патентоспособность изделия в качестве полезной модели, а патент на полезную модель позволит иметь исключительное право в течение 8 лет со всеми вытекающими из этого конкурентными преимуществами. Если будет получен патент на изобретение, то владелец будет иметь исключительные права в течение 20 лет. Любая вновь разработанная оригинальная внешняя форма товара может быть защищена патентом на промышленный образец, действие которого может продлиться до 15 лет (хотя, конечно, важность патентов на промышленный образец для банка не столь велика, как, например, патент на изобретение на новую систему расчетов). Таким образом, подобный внимательный подход к защите своих достижений в виде интеллектуальной собственности позволит отечественным производителям иметь гарантии, что в конкурентной борьбе их разработки не будут беззастенчиво использоваться конкурентом.

Также важным является своевременное получение прав администрирования домена, тождественному фирменному наименованию и товарным знакам банка (например, НАЗВАНИЕБАНКА.RU), так как в современных российских реалиях очень распространенным стало явление захвата привлекательных доменов и последующего шантажа (с целью перепродажи) владельцев товарных знаков «опоздавших» это сделать. Судебные споры по данному вопросу сложны и не всегда разрешаются в пользу владельца товарного знака (хотя положительная динамика имеется). Регистрация доменов осуществляется путем обращения и заключения договора со специализированной организацией — РосНИИРОС ( в настоящее время непосредственно регистрацией занимается подведомственный РОсНИИИРОС регистратор РУ-Центр)

Рассмотренные выше моменты касались специфики деятельности банков, как правообладателей прав на ИС и участников правоотношений по поводу прав ИС. Но, как отмечалось в начале статьи банки также сталкиваются с проблемами кредитования проектов, в которых предполагается использовать интеллектуальную собственность. При решении вопроса о выдаче кредитов под обеспечение в виде объектов интеллектуальной собственности (ИС) целесообразно иметь в виду следующие тезисы:

- Выступая кредиторами по сделкам с ИС Банки нуждаются в объективной независимой оценки ИС. Оценка рисков связанных с внедрением. Существующие на сегодня методики оценки ИС «грешат» большими допущениями в отношении будущего рынка инновационной продукции. Необходима действительно независимая оценка ИС, выполняемая оценщиком, которому Банк мог бы доверять.

- Бизнес-проект без зарегистрированного товарного знака или патента на изобретение (технологические проекты) обречен на провал. Кредитование бизнес проекта, не предусматривающего охрану ИС весьма рискованно, так как такой проект не защищен от недобросовестных действий конкурентов.

- Возможно кредитование под залог прав ИС. Евразийское патентное ведомство регистрирует договор залога евразийского патента. Договоры залога патента РФ не регистрируются.

- Важны консультации специалистов по ИС в кредитных проектах в области высоких технологий, так как в данном случае важны юридические и экономические (технологические) аспекты применения ИС.

В заключении хочу сказать, что сложные проблемы по созданию и дальнейшей защите интеллектуальной собственности проще решать, используя услуги фирм патентных поверенных. Патентный поверенный в современных условиях необходим каждому хозяйствующему субъекту, стремящемуся занять достойное место в современном рынке, что в полной мере относится и к Банкам. Фирмы патентных поверенных имеют опыт и готовы оказать квалифицированные услуги по разработке регламента патентно-лицензионной, и, конечно, готовы помочь при патентовании и регистрации товарных знаков, составлению и регистрации лицензионных договоров, а также защите прав на объекты интеллектуальной собственности в судебных и административных органах.


джерело: «Имущественные отношения в Российской Федерации», 11, 2005
корисний матеріал? Натисніть:




2020-11-20
Жива вода
інші статті...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при використанні будь-яких матеріалів сайту посилання на джерело обов'язкове
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100