Георгій МЕЛІКЯНЦ
С начала нынешнего года разные московские газеты напечатали сообщения о предстоящих
съёмках известным кинорежиссёром Владимиром Бортко фильма по роману Михаила
Булгакова «Мастер и Маргарита». Информация, как говорится, интересная.
По этому великому роману снято уже несколько картин за рубежом, у нас же Булгакову
явно не везло: российского фильма по «Мастеру» на экранах до сих пор
не было. Между тем российский фильм «Мастер и Маргарита» в действительности
существует. Ещё в 1994 году его завершил по собственному сценарию режиссёр Юрий
Кара. Тогда же фильм прошёл государственную регистрацию и получил прокатные
удостоверения.
Однако к зрителю до сих пор так и не пришёл. Мистическая история вполне в духе
романа с необыкновенными приключениями?
Булгаковских персонажей представляют: Иешуа — Николай Бурляев, Пилата — Михаил
Ульянов, Воланда — Валентин Гафт. Мастера и Маргариту играют Виктор Раков и
Анастасия Вертинская, Коровьева — Александр Филиппенко… Сценарий и постановка
Юрия Кара. Музыка Альфреда и Андрея Шнитке. Знак качества, которым отмечено
каждое из перечисленных имён, вызывает к картине понятный интерес, известное
уважение.
Армен Медведев, кинокритик:
- Фильм добротный. Интересный зрителю. Давно пора его показывать. Замечательный
ансамбль артистов.
Михаил Ульянов:
- Понтий Пилат — сложнейший образ из когда-либо предложенных мне. Работал с
особым увлечением. На мой взгляд, все работали так же. Обидно, что этот фильм
зритель не увидел.
Анастасия Вертинская:
- Мы жили Булгаковым, старались для Булгакова. И я долго не могла понять, почему
фильм не выходит на экран. Это преступление против Булгакова.
Продюсер «Мастера» Владимир Скорый, коммерсант с душой истинного
булгаковеда, показывает письмо на своё имя от москвича С.С. Шиловского, напоминающего:
он, Шиловский, и его племянница Дарья Писарчик являются наследниками Булгакова.
И потому, сообщает Шиловский, «…до ноября 1999 года все права на экранизацию
мною были переданы американцам… В настоящее время мною подписано новое, эксклюзивное
соглашение с другой американской фирмой на производство аналогичного фильма.
Заключённый договор предусматривает многомиллионный бюджет и участие в проекте
большого количества звёзд первой величины». Ульянов, Вертинская и другие
наши звёзды для Шиловского — не звёзды…
Среди условий, предъявленных создателям фильма, Шиловский требует не выставлять
в ближайшие три года фильм «Мастер и Маргарита» ни на один международный
фестиваль. И уж, конечно, он желал бы получить предварительное вознаграждение
(сумму которого продюсер счёл астрономической). В заключение Шиловский предупредил:
при нарушении предъявленных условий наследникам выплачивается неустойка в размере
700 000 (семьсот тысяч) долларов США. За просрочки — ежедневный штраф в размере
0,5 процента. И ещё: за несанкционированный показ фильма Шиловский пообещал
навлечь на Скорого и Кару соответствующую кару.
Продюсер свои отношения с Шиловским излагает по-своему. «Когда Шиловский
уведомил нас, что является законным наследником Булгакова, мы ему поверили,
не стали вникать в подробности (у Булгакова своих детей не было), однако проконсультировались,
какие могут быть последствия, если мы нарушим наследственные права. Из уважения
к памяти третьей жены Булгакова, боготворимой им Елены Сергеевны Шиловской,
мы предложили её внуку и правнучке заключить договор о разумных основаниях выпуска
фильма постскриптум. Ждали четыре года. И наконец получили условия Шиловского,
с которыми вы уже знакомы и принять которые и унизительно, и не по силам. Было
только безумно обидно и за Булгакова, и за композитора Шнитке, и за ни в чём
не повинных здравствующих мастеров.
Валентин Гафт:
- Я работал над ролью Воланда с особым удовольствием. Непостижимо, что фильм
так и не показали. Выясняется: наследники не велят. Я отказываюсь их понимать.
Юрий Кара, автор сценария и постановщик:
- Снять «Мастера» было мечтой моей жизни. Не скрою, в процессе съёмок
случались серьёзные размолвки, в том числе и со Скорым. Но сегодня фильм закрыт
не из-за этого, а из-за прямого запрета Шиловского.
Узнав о существовании фильма, я, естественно, посчитал обязательным встретиться
с теми, кто имеет отношение к нему и к Булгакову. Прежде всего с Сергеем Сергеевичем
Шиловским. На мой телефонный звонок он отреагировал недвусмысленно: обсуждать
эту тему он ни с кем не собирается. Признаюсь, услышав металл в его голосе,
я засомневался: могу ли я без его комментария предать огласке ставшие мне известными
некоторые факты, связанные с наследством Булгакова? Но что поделаешь, если человек
не желает разговаривать? В конце концов, я опираюсь на документы, на свидетельства
причастных к теме людей. И моя задача лишь в том, чтобы выяснить: имеют ли Шиловские
основания запрещать фильм по «Мастеру», уступать кому-то и даже продавать
на него права.
Первая состоявшаяся беседа — с внучатыми племянницами Михаила Афанасьевича:
старшим научным сотрудником Государственного витаминного института Варварой
Михайловной Светлаевой и доктором филологических наук Еленой Андреевной Земской,
автором многих работ о Булгакове. Последняя по времени — её монография «Из
истории семьи М.А. Булгаковых». Я спросил их, считают ли они себя наследницами
Михаила Афанасьевича? Обе ответили, что они — прямые его родственницы, но никогда
не смотрели на его наследие как на источник дохода. Они просто делают что могут
в память о нём.
А у Сергея Сергеевича и Дарьи Писарчик иной взгляд на наследие классика. Не
будем корить их за это: по закону они наследуют права, принадлежавшие их бабушке
и прабабушке. И никто не волен заглядывать в их карман. Это дело, несмотря на
его моральную сторону, исключительно частное. Однако Закон и Нравственность
требуют чётко определить, из чего состоит наследственное имущество Михаила Булгакова,
относящееся конкретно к С.С. Шиловскому и Д.В. Писарчик.
В нотариальных свидетельствах об их праве на наследство кроме «Мастера»
поименовано ещё 29 произведений М. Булгакова. Нотариус посчитал их подлежащими
охране по Закону об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1993 года.
Этот-то список и породил сомнения в его корректности.
Диана Тевекелян, в 1966 году заведующая отделом прозы журнала «Москва»,
где впервые напечатан «Мастер»:
- Вдова Булгакова Елена Сергеевна, имея в своём архиве рукопись «Мастера
и Маргариты», отдавая её в журнал, выступала лишь как публикатор, а не
наследница авторских прав (поскольку установленный тогда 15-летний срок действия
авторского права к тому времени истёк. — Ред.). Ставка же вознаграждения за
публикацию составляла мизерную часть от авторского гонорара. Чтобы супруга писателя
смогла получить достойное вознаграждение, предстояло рукопись купить, а это
тогда практиковалось крайне редко. И только усилиями директора издательства
«Художественная литература» В.А. Косолапова удалось оформить разрешение
на покупку рукописи.
Была куплена у вдовы и рукопись другого романа Булгакова «Жизнь господина
де Мольера». Это хорошо помнит директор издательства «Молодая гвардия»
Валентин Юркин.
Здесь требуется пояснение. Авторское право в послебулгаковский период нашей
истории менялось трижды. Ныне действующим законом 1993 года сроки охраны прав
применяются, когда к 1 января 1993 года не истёк 50-летний срок охраны. В период,
когда снимался фильм, уже истёк срок действия предыдущего закона, по которому
этот срок составлял всего 25 лет. Истечение же срока действия авторского права
на произведение означает его переход в общественное достояние. То есть, как
сказано и в нынешнем законе, эти «произведения могут свободно использоваться
любым лицом…» К тому же наверняка неслучайно в статье 3 этого последнего
по времени закона сказано: «Если международным договором, в котором участвует
Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в
настоящем Законе, то применяются правила международного договора». В данном
случае имеется в виду общепризнанная Бернская конвенция об охране литературных
и художественных произведений. Так вот, в пункте 2 статьи 18 Бернской конвенции
как раз утверждается: если произведение вследствие истечения ранее предоставленного
срока охраны стало уже общим достоянием в стране, в которой истребуется охрана,
это произведение не будет вновь поставлено под охрану в этой стране. Применительно
к «Мастеру» и «Мольеру», в частности, этот срок истекал
уже дважды.
Важнейшей обязанностью нотариуса было тщательно проверить состав наследственного
имущества. Но нотариус Н.И. Ильинская избрала путь полегче: сослалась на справку
Российского авторского общества от 30.12.1997 года за № 5-2-3857.
Я разговаривал с начальником Управления документации РАО В.А. Ивановой, её
заместителем В.З. Григорьевым и начальником отдела регистрации и учёта Н.В.
Шаховцовой. Все трое заверили, что РАО не выдаёт справок, подтверждающих чьи-либо
наследственные права. А нотариус ссылается именно на такую справку. Есть над
чем подумать, не правда ли?
Генеральный директор издательского дома «Синегрия» Эрнст Бессмертных:
- Когда мы издали сборник Булгакова с «Мастером», Шиловский подал
на нас в суд. Но нам уже были известны факты, связанные с публикацией романа,
и мы, в свою очередь, обратились в суд с встречным иском. Суд принял его и обязал
Шиловского представить необходимые документы. Нам о-очень хотелось увидеть ту
справку. Шиловский неожиданно отозвал дело.
Сейчас иск родственниц Булгакова о признании недействительным свидетельства
о наследовании Шиловского и Писарчик находится в Никулинском суде Москвы. Суд,
естественно, уже от себя снова запросил необходимые документы. И выяснилось:
справка РАО №-5-2-3857 действительно существует. И подписана… той самой В.А.
Ивановой, которая убеждала меня, что РАО подобных справок не выдаёт. Хотя в
её справке чёрным по белому значится: дана «для выдачи свидетельства о
праве на наследство». Нотариус, не проверив, просто переписала её. Не потому
ли в состав наследства, причитающегося Шиловскому с племянницей, автоматически
было включено чуть ли не всё творчество Булгакова? И Шиловский с Писарчик все
эти годы пользовались этим свидетельством. Так, может быть, пора уточнить магический
список? Речь не о том, чтобы урезать доходы Шиловского с Писарчик. Речь об элементарной
справедливости. Что законно ваше — берите, пожалуйста. А что не ваше — уж извините
…
Сергей Колесников, директор издательства «Художественная литература»:
- Земля слухами полнится. Думаю, что заметное сокращение в последние годы изданий
произведений Булгакова и постановок по его пьесам напрямую связано с непростым
отношением издательств и театров к наследственным правам Шиловского и Писарчик.
Здесь требуется ясность.
…Предоставим сторонам разобраться с деталями этого не совсем обычного дела.
Но вот вопрос: как быть с фильмом «Мастер и Маргарита»? Существует
ли он в природе? Государственная регистрация у него есть? Прокатное удостоверение
получено законно? Так давайте же его смотреть. Ручаюсь: видеть Ульянова, Вертинскую,
Гафта, Филиппенко, Бурляева в булгаковских образах — наслаждение. Что до возможных
других киноверсий романа, в том числе американских, то существуют же разные
варианты «Войны и мира», «Леди Гамильтон», «Двенадцати
стульев», «Трёх мушкетеров»… Так что, как говорится, в добрый
час.
корисний матеріал? Натисніть:
|