Наталя Алякрінська
Лучше всех в России живется не олигархам — пиратам. Рентабельность их бизнеса,
по оценкам организации «Союз производителей против подделки», доходит
до 400%. При этом риск быть пойманными приближается к нулю. На минувшей неделе
возмутился даже Конгресс США: он заявил, что в России «пиратству позволено
существовать при отсутствии ощутимого противодействия со стороны властей».
Американские конгрессмены потребовали от нас обеспечить защиту авторских прав:
они утверждают, что в прошлом году российские производители контрафакта нанесли
держателям прав интеллектуальной собственности США ущерб в 1,7 млрд. долларов.
Сама Россия теряет от фальсификаторов более 1 млрд. долларов в год. По данным
МВД, доля контрафакта по разным товарным группам составляет от 30 до 90%. Чаще
всего подделывают программное обеспечение, алкогольную продукцию и продукты
питания. Далее следуют одежда, сигареты, лекарства, моющие средства, автомобильные
покрышки, батарейки.
Накануне вступления России в ВТО власти явно озаботились таким позорным положением:
в ближайшее время Госдума собирается ужесточить законодательство в области нарушений
авторского права, а милиция уже рапортует о карательных операциях против торговцев
«паленым». Однако складывается впечатление, что производителям контрафакта
совсем не страшно. Может, потому, что у них очень надежный тыл?
Под носом у спецслужб
Ее уже много лет везут в Россию эшелонами — контрафактную китайскую одежду.
Тем более удивительно, что в апреле этого года Генпрокуратура возбудила уголовное
дело по факту задержания более 120 вагонов одежды и обуви, подделанных под ведущие
итальянские марки. Получателем груза числилась одна из военных частей Управления
материально-технического обеспечения ФСБ РФ. Однако странным образом после возбуждения
уголовного дела часть контрабандного груза была переоформлена на новую фирму,
не имеющую отношения к столь солидной структуре...
Предприниматель Илья Хандриков, член правления Московской торгово-промышленной
палаты и общественного союза «Антикоррупция» считает, что при таком
попустительстве контрафакту к 2008 году Правительству России можно будет не
планировать политику в области легкой промышленности — таковой просто не будет.
По его словам, Россия сегодня является основным потребителем фальшивой продукции
из Китая. Ею не только забиты рынки — в одной Москве открывается огромное количество
сток-магазинов, где продается конфискат, и нет ни одной организации, которая
бы контролировала прохождение этого товара на контрафактность. «Таким образом,
система продажи контрафакта узаконена под носом у спецслужб, — констатирует
Хандриков. — Например, в «Сток-Центре» на Профсоюзной я лично держал
в руках джинсы Wrangler за 300 рублей».
Он полагает, что масштабный контрабандный канал из Китая будет процветать и
дальше. Причина — в отсутствии единой системы учета прохождения грузов. Например,
спецоперации ФСБ на границе таможня контролировать не вправе. И можно только
предполагать, какой товар и под какими марками проходит мимо таможенной службы.
Марина Бубнова, президент «Союза производителей против подделки»,
уверена: если бы было политическое желание решить проблему, это происходило
бы совсем иначе и в короткие сроки. Именно этим она и объясняет то, что в России
до сих пор нет единой программы борьбы с контрафактом и специальной структуры,
которая координировала бы эту деятельность. Предпринимателям остается одно — спасать свою марку самим.
Электрический стул для пирата
К середине 90-х казалось, что репутации знаменитой воды «Боржоми»
уже не помочь: в те годы ее «подмачивали» около 15 грузинских компаний
и множество подпольных фирм. 10 лет назад большая часть воды под маркой «Боржоми»
была фальсификатом. Сегодня Сергей Мощанский, руководитель отдела безопасности
компании Georgian Glass&Mineral Water (контролирует брэнд с 1995 года) заявляет,
что поддельного «Боржоми» на рынке практически нет.
Знаменитую воду спасла от дискредитации светло-зеленая бутылка с оленем. Эта
бутылка — страшный сон пирата: незаметно для постороннего глаза ее геометрия
и элементы этикетки меняются несколько раз в год. Об изменениях знают только
сотрудники компании и правоохранительные органы. Вооружившись этими знаниями,
они сразу «засекают» подделку. На защиту репутации «Боржоми»
компания GG&MW бросила все силы и фантазию: в течение шести лет десанты
нанятых ею пенсионерок постоянно высаживались в магазины Москвы и брали все
подозрительные моменты на заметку. По следам бабушек нередко шли сотрудники
компании или милиционеры. Помогла и рекламная кампания «Найди пять отличий»,
обострившая наблюдательность потребителей, и создание собственной службы безопасности.
«Все эти меры обошлись дорого, — говорит Сергей Мощанский. — Но без них
мы просто не существовали бы как брэнд и как компания. В результате сегодня
мы единственный поставщик «Боржоми» не только в Россию, но и в 28
стран мира. А в Гарвардской школе бизнеса читается курс о том, как была спасена
марка «Боржоми».
Этот пример, правда, не слишком показателен. По словам Марины Бубновой, многие
предприниматели не понимают, что нужно защищаться — регистрировать свою интеллектуальную
собственность, и не только товарный знак, но и промышленные образцы, цветовую
гамму, дизайн, форму упаковки, состав продукции. В результате ведущие российские
правообладатели, по международным оценкам, ежегодно теряют от 1 млн. до 50 млн.
долларов.
Восполнить потери хотя бы частично могут лишь крупные компании, не экономящие
на судебных издержках. В июле этого года известный производитель спортивных
товаров компания Nike выиграла дело у некоего ООО, в огромных объемах производившего
подделки под «фирму». По словам Дениса Хабарова, юриста компании Baker
& McКenzie, впервые в истории российского контрафакта пиратов обязали выплатить
пострадавшей стороне максимальную компенсацию, предусмотренную Законом о товарных
знаках, — 5 млн. рублей.
Сегодня в Госдуме звучат предложения уничтожать не только контрафактную продукцию,
но и оборудование, на котором она производится. А также перевести нарушения
в области авторских прав в разряд нарушений средней и особой тяжести. Но Марина
Бубнова считает отечественные «антипиратские» законы слишком мягкими.
По ее мнению, нужно дифференцировать ответственность за подделку: «Одно
дело, если вы подделываете карандаш или ластик, и совсем другое — детское питание,
повлекшее ущерб здоровью. Если за подделку лекарств в США дают электрический
стул, думаю, это будет достаточно серьезный аргумент для России, когда она вступит
в ВТО». Однако будем реалистами: в краю непуганых пиратов американский
электрический стул — не самый веский аргумент.
джерело:
Московские новости
корисний матеріал? Натисніть:
|