На головну | Пишіть нам | Пошук по сайту тел (063) 620-06-88 (інші) Укр | Рус | Eng   
У наступних світових війнах буде розвертатися боротьба за інтелектуальну власність, а не за нафту
  новини  ·  статті  ·  послуги  ·  інформація  ·  питання-відповіді  ·  про Ващука Я.П.  ·  контакти за сайт: 
×
Якщо ви помітили помилку чи похибку, позначте мишкою текст, що включає
помилку (все або частину речення/абзацу), і натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нам.
×

Фальшивка за рогом

2005-12-10
Наталя Алякрінська

Лучше всех в России живется не олигархам — пиратам. Рентабельность их бизнеса, по оценкам организации «Союз производителей против подделки», доходит до 400%. При этом риск быть пойманными приближается к нулю. На минувшей неделе возмутился даже Конгресс США: он заявил, что в России «пиратству позволено существовать при отсутствии ощутимого противодействия со стороны властей». Американские конгрессмены потребовали от нас обеспечить защиту авторских прав: они утверждают, что в прошлом году российские производители контрафакта нанесли держателям прав интеллектуальной собственности США ущерб в 1,7 млрд. долларов.

Сама Россия теряет от фальсификаторов более 1 млрд. долларов в год. По данным МВД, доля контрафакта по разным товарным группам составляет от 30 до 90%. Чаще всего подделывают программное обеспечение, алкогольную продукцию и продукты питания. Далее следуют одежда, сигареты, лекарства, моющие средства, автомобильные покрышки, батарейки.

Накануне вступления России в ВТО власти явно озаботились таким позорным положением: в ближайшее время Госдума собирается ужесточить законодательство в области нарушений авторского права, а милиция уже рапортует о карательных операциях против торговцев «паленым». Однако складывается впечатление, что производителям контрафакта совсем не страшно. Может, потому, что у них очень надежный тыл?
Под носом у спецслужб

Ее уже много лет везут в Россию эшелонами — контрафактную китайскую одежду. Тем более удивительно, что в апреле этого года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту задержания более 120 вагонов одежды и обуви, подделанных под ведущие итальянские марки. Получателем груза числилась одна из военных частей Управления материально-технического обеспечения ФСБ РФ. Однако странным образом после возбуждения уголовного дела часть контрабандного груза была переоформлена на новую фирму, не имеющую отношения к столь солидной структуре...

Предприниматель Илья Хандриков, член правления Московской торгово-промышленной палаты и общественного союза «Антикоррупция» считает, что при таком попустительстве контрафакту к 2008 году Правительству России можно будет не планировать политику в области легкой промышленности — таковой просто не будет. По его словам, Россия сегодня является основным потребителем фальшивой продукции из Китая. Ею не только забиты рынки — в одной Москве открывается огромное количество сток-магазинов, где продается конфискат, и нет ни одной организации, которая бы контролировала прохождение этого товара на контрафактность. «Таким образом, система продажи контрафакта узаконена под носом у спецслужб, — констатирует Хандриков. — Например, в «Сток-Центре» на Профсоюзной я лично держал в руках джинсы Wrangler за 300 рублей».

Он полагает, что масштабный контрабандный канал из Китая будет процветать и дальше. Причина — в отсутствии единой системы учета прохождения грузов. Например, спецоперации ФСБ на границе таможня контролировать не вправе. И можно только предполагать, какой товар и под какими марками проходит мимо таможенной службы. Марина Бубнова, президент «Союза производителей против подделки», уверена: если бы было политическое желание решить проблему, это происходило бы совсем иначе и в короткие сроки. Именно этим она и объясняет то, что в России до сих пор нет единой программы борьбы с контрафактом и специальной структуры, которая координировала бы эту деятельность. Предпринимателям остается одно — спасать свою марку самим.
Электрический стул для пирата

К середине 90-х казалось, что репутации знаменитой воды «Боржоми» уже не помочь: в те годы ее «подмачивали» около 15 грузинских компаний и множество подпольных фирм. 10 лет назад большая часть воды под маркой «Боржоми» была фальсификатом. Сегодня Сергей Мощанский, руководитель отдела безопасности компании Georgian Glass&Mineral Water (контролирует брэнд с 1995 года) заявляет, что поддельного «Боржоми» на рынке практически нет.

Знаменитую воду спасла от дискредитации светло-зеленая бутылка с оленем. Эта бутылка — страшный сон пирата: незаметно для постороннего глаза ее геометрия и элементы этикетки меняются несколько раз в год. Об изменениях знают только сотрудники компании и правоохранительные органы. Вооружившись этими знаниями, они сразу «засекают» подделку. На защиту репутации «Боржоми» компания GG&MW бросила все силы и фантазию: в течение шести лет десанты нанятых ею пенсионерок постоянно высаживались в магазины Москвы и брали все подозрительные моменты на заметку. По следам бабушек нередко шли сотрудники компании или милиционеры. Помогла и рекламная кампания «Найди пять отличий», обострившая наблюдательность потребителей, и создание собственной службы безопасности.

«Все эти меры обошлись дорого, — говорит Сергей Мощанский. — Но без них мы просто не существовали бы как брэнд и как компания. В результате сегодня мы единственный поставщик «Боржоми» не только в Россию, но и в 28 стран мира. А в Гарвардской школе бизнеса читается курс о том, как была спасена марка «Боржоми».

Этот пример, правда, не слишком показателен. По словам Марины Бубновой, многие предприниматели не понимают, что нужно защищаться — регистрировать свою интеллектуальную собственность, и не только товарный знак, но и промышленные образцы, цветовую гамму, дизайн, форму упаковки, состав продукции. В результате ведущие российские правообладатели, по международным оценкам, ежегодно теряют от 1 млн. до 50 млн. долларов.

Восполнить потери хотя бы частично могут лишь крупные компании, не экономящие на судебных издержках. В июле этого года известный производитель спортивных товаров компания Nike выиграла дело у некоего ООО, в огромных объемах производившего подделки под «фирму». По словам Дениса Хабарова, юриста компании Baker & McКenzie, впервые в истории российского контрафакта пиратов обязали выплатить пострадавшей стороне максимальную компенсацию, предусмотренную Законом о товарных знаках, — 5 млн. рублей.

Сегодня в Госдуме звучат предложения уничтожать не только контрафактную продукцию, но и оборудование, на котором она производится. А также перевести нарушения в области авторских прав в разряд нарушений средней и особой тяжести. Но Марина Бубнова считает отечественные «антипиратские» законы слишком мягкими.

По ее мнению, нужно дифференцировать ответственность за подделку: «Одно дело, если вы подделываете карандаш или ластик, и совсем другое — детское питание, повлекшее ущерб здоровью. Если за подделку лекарств в США дают электрический стул, думаю, это будет достаточно серьезный аргумент для России, когда она вступит в ВТО». Однако будем реалистами: в краю непуганых пиратов американский электрический стул — не самый веский аргумент.

джерело: Московские новости
корисний матеріал? Натисніть:




2020-11-20
Жива вода
інші статті...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при використанні будь-яких матеріалів сайту посилання на джерело обов'язкове
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100