От теории к практике
По данным Ассоциации франчайзинга, в 2004 г. в Украине насчитывалось 90 франчайзинговых
компаний. За год количество фирм, предлагающих франшизы, увеличилось более чем
в 2 раза. Самые активные из отечественных франчайзеров окрепли настолько, что
организовали 1-ю международную специализированную выставку «Франчайзинг
2005«. Мероприятие, прошедшее 10-12 октября в Киеве, количеством участников
и площадями экспозиций не впечатляло, но факт организации такой выставки говорит
о том, что франчайзинг в Украине жив и развивается. Об этом также свидетельствует
и выпуск приуроченного к выставке полноформатного издания «Каталог франшиз
2006». Он содержит 62 предложения от украинских, российских, американских,
турецких, итальянских, английских и немецких компаний.
Как сообщили БИЗНЕСу организаторы выставки, сегодня в Украине насчитывается
190 франчайзинговых компаний, сотрудничающих более чем с 2 тыс. франчайзи. Операторы
настроены весьма оптимистично и прогнозируют, что в 2006 г. количество сетей,
фундаментом которых является франшиза, удвоится. Но впечатляет не только динамика
развития франчайзинга. Как сообщил Андрей Кривонос, глава директората Украинской
ассоциации франчайзинга (г.Киев; 50 членов), «характерной чертой нынешнего
этапа распространения франчайзинга в Украине является его сегментация».
Перспективы направлений
Эксперты выделяют три основных сегмента развития франчайзинга на отечественном
рынке: торговля, сфера услуг и быстрое питание. Участники выставки считают,
что соотношение между этими направлениями за последний год существенно не изменилось;
прирост количества франчайзеров был приблизительно одинаковым во всех сегментах — в 2 раза. Наиболее активно франчайзинг развивается в продовольственной сфере.
Здесь устойчиво лидирует сегмент фаст-фудов. Более половины компаний, представленных
на выставке, предлагали франшизы на открытие ресторанов, баров и кафе. Как поведал
один из корифеев «питательного» франчайзинга в Украине Марк Зархин,
генеральный директор компании Fast Food Systems Ltd. (сеть ресторанов Potato
House, Pizza Celentano, «Пункт»): «Пища — это хорошая формула
бизнеса».
В сфере торговли франчайзинг, по словам Сергея Фоменкова, вице-президента
по коммерции компании «Евросеть», развивается, в свою очередь, за
счет того, что «в качестве «заманухи» политику закупок и товаропродвижения
франчайзеры берут на себя, а франчайзи лишь управляет компанией». В сфере
услуг, по прогнозам операторов, в 2006 г. количество франчайзинговых компаний
увеличится на 45-50%. При этом особо востребованным будет бизнес, требующий
небольших вложений, — до $25 тыс. Количество франчайзеров в сфере торговли и
быстрого питания в следующем году увеличится на 17-20%.
Развитие франчайзинга в Украине, по мнению Андрея Кривоноса, сдерживает «несовершенство»
предлагаемых франшиз и желание франчайзи «урвать» побольше. Глава
директората Ассоциации также отметил, что украинский франчайзинг отличается
от европейского и мирового тем, что в Украине франчайзи часто богаче франчайзера,
у которого он покупает франшизу. Нередко франчайзинг для франчайзи становится
средством диверсификации активов. В то время как для франчайзера сеть — основной
вид заработка, для его партнера это лишь один из бизнесов, и часто франчайзи
сам не прилагает достаточных усилий для его развития. Виталий Левицкий, директор
представительства российской компании «Планета Фитнес» в Украине,
считает, что развитие франчайзинга сдерживают высокие цены на недвижимость в
Киеве и крупных городах. Эксперт уверен, что по этой же причине франчайзинг
может иметь неплохие перспективы в регионах, где цены на недвижимость более
приемлемы.
корисний матеріал? Натисніть:
|