Євгенія Рижих, Володимир Радомcький
Ритуалы Мадридского двора
Украинские производители начинают активнее работать на зарубежных рынках и все
чаще сталкиваются с тем, что права на их интеллектуальную собственность — прежде
всего на товарные знаки (торговые марки) — зачастую нарушаются: появляются подделки,
имитации. Для эффективной защиты своих прав производитель должен иметь юридические
основания. И главное среди них — регистрация товарного знака.
О том, как правильно защитить права на свой товарный знак за рубежом, мы расспросили
Владимира Радомcкого, юридического советника по вопросам охраны интеллектуальной
собственности представительства европейских патентных поверенных в Украине Euromarkpat.
«&»: В каких случаях нужно регистрировать товарный знак за
рубежом?
В. Р.: Регистрация за рубежом необходима, если производитель собирается или
уже экспортирует свою продукцию, рассчитывая на постоянные деловые отношения.
Дело в том, что действие правовой охраны товарного знака ограничено территорией
той страны, в которой он зарегистрирован. Так, если вы зарегистрировали свою
торговую марку в Украине, то только тут она и будет подлежать защите. Однако
и в России, Узбекистане или, скажем, Сингапуре вы можете зарегистрировать точно
такое же обозначение. Поэтому, если ваши коммерческие интересы простираются
дальше украинской границы, то зарегистрировать товарный знак следует во всех
интересующих вас государствах.
«&»: Как это сделать проще всего и выгоднее?
В. Р.: Можно подать заявку на регистрацию товарного знака непосредственно в
патентное ведомство каждой страны. Однако это потребует немалых материальных
затрат, так как для подачи каждой такой заявки требуется не только перевод на
соответствующий язык, но и оплата услуг патентных поверенных этих стран. К тому
же такая регистрация занимает довольно много времени.
Значительно упрощает и ускоряет процесс Мадридская система регистрации товарных
знаков. Она позволяет получить международную регистрацию товарного знака одновременно
в нескольких странах-участницах Мадридского соглашения о международной регистрации
знаков и протокола к нему (в соглашении на сегодняшний день участвуют 77 стран,
включая всю Европу). При этом вы получаете следующие преимущества:
o не нужно подавать несколько заявок на один и тот же товарный знак в несколько
выбранных стран. По условию Мадридской системы оформляется одна заявка с указанием
стран, где испрашивается охрана;
o не следует обращаться к услугам иностранных патентных поверенных (что значительно
уменьшает расходы), поскольку заявка на международную регистрацию товарного
знака подается через украинское патентное ведомство — Государственный департамент
интеллектуальной собственности.
Регистрация по Мадридской системе обходится и дешевле (оплачивается только одна
пошлина за подачу заявки на международную регистрацию товарного знака), и быстрее.
Срок экспертизы заявки — не более года (после отказы в регистрации от национальных
органов просто не принимаются. — Прим. ред.).
«&»: Какие шаги надо предпринять, чтобы получить регистрацию?
В. Р.: Заявка подается на основе базовой регистрации товарного знака в Украине.
В ней обязательно должна быть информация о базовой регистрации или о базовой
заявке, нужно также перечислить интересующие вас страны и товары (услуги), для
которых испрашивается регистрация. Важно учесть, что перечень товаров и/или
услуг, указанных в международной заявке, должен совпадать с перечнем товаров
и/или услуг, указанным в базовом свидетельстве Украины или базовой заявке.
После получения запроса Международное бюро WIPO проводит экспертизу правильности
оформления заявки и соответствия перечня товаров и услуг Международной классификации,
регистрирует товарный знак и направляет владельцу знака свидетельство, в котором
содержатся сведения, внесенные в Международный реестр при регистрации знака.
Проведя формальную экспертизу заявки, Международное бюро передает ее в национальные
ведомства стран, куда испрашивается регистрация товарного знака. Там также проводят
экспертизу в соответствии с действующим в этих странах законодательством. Затем
национальное ведомство каждой страны сообщает Международному бюро свое решение
о возможности предоставления охраны товарному знаку на своей территории.
Все решения Международное бюро направляет владельцу знака. Регистрация проводится
на 20 лет (или 10 лет — по процедуре протокола к Мадридскому соглашению) с возможностью
продления на соответствующий срок.
«&»: Владелец знака должен всем этим заниматься самостоятельно?
В. Р.: Конечно, нет. Удобнее всего обратиться за помощью к профессионалам (в
Украине работают более 200 патентных поверенных, и многие из них оказывают подобную
услугу). Найти поверенного просто. Достаточно зайти на сайт Государственного
департамента интеллектуальной собственности Украины — sdip.gov.ua или Укрпатента — ukrpatent.org. Существуют и сетевые международные юридические компании, имеющие
представительства во многих странах, в том числе в Украине и России. Став клиентом
такой фирмы, заявитель может быть уверен, что его достойно представят за рубежом.
В ряде случаев это действительно удобнее и дешевле, чем каждый раз искать нового
поверенного в другой стране.
Если нужна не региональная (европейская) и не международная, а национальная
регистрация знака (например, только в Германии или России, или Узбекистане,
или даже Албании), то в Украине есть агентства, оказывающие подобные услуги.
Причем расходы заявителя будут одинаковыми, однако необходимо учесть удобство
коммуникации на родном языке.
«&»: Сколько стоит международная регистрация товарного знака?
В. Р.: Заявка на международную регистрацию сопровождается уплатой нескольких
пошлин, которые перечисляются непосредственно в Международное бюро WIPO. Все
платежи номинированы в швейцарских франках (CHF). Базовая пошлина для товарного
знака в черно-белом исполнении составляет CHF653, в цветном — CHF903, добавочные
пошлины за каждый класс товаров и услуг численностью свыше трех — CHF73, добавочная
пошлина за каждую страну, в которой испрашивается регистрация — CHF73.
Кроме вышеуказанных, существуют индивидуальные пошлины, установленные некоторыми
странами-участницами.
«&»: А если нужно получить регистрацию только в странах Европейского
Союза?
В. Р.: Для получения региональной регистрации ЕС (community Trade Mark — CTM)
обычно мы рекомендуем обращаться непосредственно к европейским поверенным, представляющим
заявителя перед OHIM — Ведомством по гармонизации внутреннего рынка Евросоюза.
Хотя с прошлого года регистрацию европейской марки можно получить и через Мадридскую
процедуру, поскольку эти системы были интегрированы для удобства заявителей.
Тем не менее обращение непосредственно в OHIM остается востребованным, особенно
если речь идет именно о европейском рынке.
В настоящее время действие единой регистрации товарного знака ЕС распространяется
на территории всех 25 стран-членов Европейского Союза. Система работает весьма
эффективно. Мы — практики, и можем подтвердить, что украинские предприятия,
уже работающие или планирующие выйти на европейский рынок, все чаще обращаются
за получением такой регистрации.
Небольшая рекомендация. Если число европейских стран предполагаемого экспорта
больше двух, то регистрация знака в ЕС экономически оправдана.
Кстати, есть хорошая новость. С конца октября текущего года снижаются размеры
пошлин на регистрацию СТМ. Например, среднее понижение стоимости пошлины за
регистрацию — 23%, а за продление — 42%. Теперь за подачу заявки на регистрацию
торговой марки в трех классах платится 900 евро, за выдачу сертификата — 850
евро, за продление — всего 1500 евро (раньше было 2500).
Международная система защиты интеллектуальной собственности
Напомним, что интеллектуальная собственность представляет собой информацию,
имеющую ценность благодаря тому, что в нее заложены творческие идеи. Эта информация
содержит коммерческую ценность.
Основными юридическими инструментами защиты прав интеллектуальной собственности
являются патенты, авторские права, товарные знаки, промышленные образцы, указания
на географическую принадлежность. Во многих странах также защищается коммерческая
тайна, представляющая собой нераскрываемую информацию, которая дает конкурентные
преимущества ее владельцу.
Первые международные соглашения в сфере прав интеллектуальной собственности — Парижская конвенция по защите промышленной собственности и Бернская конвенция
по защите литературных и художественных произведений — появились в 1880-е гг.
С тех пор они неоднократно пересматривались, появились и другие соглашения.
За их исполнением следит Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС), представляющая собой созданное в 1967 г. подразделение ООН.
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков было подписано в 1891
г. Около 100 лет его действие распространялось только на европейские страны.
Но после подписания дополнительного протокола к соглашению (1989 г.) процедуры
стали устраивать большинство стран, и число участников соглашения начало расти.
В частности, к Мадридскому протоколу присоединились США, Великобритания и Япония,
которые долго отказывались стать членами Мадридского соглашения.
Украина является участником Мадридского соглашения с 1991 г., а протокола к
нему — с 2000 г.
Статья размещена на сайте с любезного разрешения патентного поверенного
Украины Владимира Радомcкого
корисний матеріал? Натисніть:
|