Сергій КАНУННІКОВ, Світлана МЕНТЮКОВА
Вчера компания «Молтех» объявила о том, что ей принадлежат права
на товарный знак «Копейка», используемый одноименным столичным ритейлером.
В пресс-релизе «Молтеха» говорится, что компания уже инициировала
разбирательство в палате по патентным спорам Роспатента, а также ведет переговоры
о продаже брэнда одному из основных конкурентов «Копейки» — петербургской
сети «Пятерочка». Участники рынка не исключают, что конечной целью
это комбинации может быть срыв франчайзинговых программ «Копейки».
В компании «Молтех» настаивают на том, что именно она является правообладателем
товарного знака «Копейка», аргументируя это тем, что зарегистрировали
его по всем классам кроме, 36-го (банковское дело), еще 10 октября 1997 года.
А ООО «Копейка Девелопмент», входящее в ООО «Торговый дом `Копейка`»
(управляет одноименной сетью магазинов),- только 6 декабря 2000 года. В пресс-релизе
«Молтеха» предлагается «компаниям, работающим с использованием
наименования `Копейка`, в том числе и организациям, купившим франшизу у ООО
`Копейка Девелопмент`, приобрести лицензию на товарный знак `Копейка`«.
Президент ООО «Торговый дом `Копейка`» Александр Самонов подтвердил
Ъ, что ему предлагалось выкупить права на «Копейку». «Но нам
было бы дешевле отказаться от `Копейки` в принципе,- говорит господин Самонов.-
Поменять вывески на всех 100 магазинах — $200 тыс., плюс еще реклама новой марки — $250-300 тыс. С нас же запросили несколько миллионов долларов. О переговорах
не может даже быть и речи». ООО «Торговый дом `Копейка`» создано
в 1998 году. Управляет сетью из 100 бюджетных магазинов-дискаунтеров. Оборот
в 2004 году составил $415 млн, EBITDA (прибыль до уплаты налогов и процентов
по кредитам) — $30,5 млн, чистая прибыль — $18,4 млн. По 50% долей ООО принадлежит
финансовой корпорации «Уралсиб» и трем топ-менеджерам «Копейки»:
Александру Самонову, Сергею Ломакину и Артуру Хачатряну. Компания «Молтех»
незнакома участникам розничного рынка. В интернете информации об этой компании
также нет. Известно лишь, что ее офис находится в здании мэрии на Новом Арбате.
Кроме того, по словам гендиректора «Молтеха» Олега Прушковского, компания
владеет недвижимостью в Подмосковье.
Господин Прушковский вчера заявил Ъ, что интерес к товарному знаку «Копейка»
появился не вдруг и его компания давно ведет переговоры с ритейлером. «Мы
предлагали либо выкупить товарный знак, либо заключить лицензионный договор
на право его использования,- сообщил Ъ глава `Молтеха`.- Поскольку они так и
не дали внятного ответа, мы подали возражение в палату по патентным спорам».
Более того, Олег Прушковский говорит, что к «Молтеху» уже обратился
другой крупный ритейлер — «Пятерочка» — с предложением продать права
на товарный знак. Эту информацию Ъ подтвердил управляющий «Пятерочки»
Олег Высоцкий. «Нас всегда поражало, что `Копейка` продает франшизу, не
владея правами на эту марку»,- заявил он.
По мнению экспертов и участников рынка, именно желание помешать развитию франчайзинговой
программы «Копейки» стало причиной интереса «Пятерочки»
к марке. «Пятерочка» — крупнейший ритейлер, работающий по франчайзингу.
Под ее вывеской в 10 регионах России работают около 250 франчайзинговых магазинов.
А «Копейка» недавно заявила о начале масштабной программы развития
франчайзинга в ЦФО, в том числе и в городах, где уже работают партнеры «Пятерочки».
В компании рассчитывают, что на франчайзинговые магазины в ЦФО будет приходиться
около 20% оборота всей сети. «`Пятерочка` и `Копейка` — прямые конкуренты
на рынке франчайзинга: это единственные компании, ориентированные на региональных
операторов,- говорит аналитик ИК `Финам` Владислав Кочетков.- При этом предложение
`Копейки` привлекательней: стоимость франчайзингового пакета у `Копейки` на
порядок ниже, чем у `Пятерочки` (у `Пятерочки` он составляет около $750 тыс.-
Ъ)». «Обе компании заинтересованы в развитии франчайзинга как наименее
затратного способа расширения бизнеса»,- соглашается президент ГК «Виктория»
Николай Власенко.
Скандал вокруг прав на `Копейку` может быть только на руку `Пятерочке`, считает
господин Кочетков: ритейлеры не решатся покупать марку, владелец которой не
ясен, программа остановится. Он вспоминает, что именно из-за неопределенности
вокруг прав на товарный знак в России вынужден был свернуть свой проект один
из крупнейших глобальных ритейлеров, работающих на основе франчайзинга,- сеть
IGA (4,4 тыс. магазинов с оборотом более $21 млрд.). Права на этот брэнд в России
зарегистрировало некое ООО «Клиос».
Как сообщили Ъ в палате по патентным спорам, разбирательство вокруг товарного
знака «Копейка» должно состояться 25 октября. По мнению специалистов
в области патентного права, это дает хорошие шансы сети «Копейка»
сохранить свой брэнд. «Во-первых, у `Копейки` есть более ранняя регистрация
оспариваемого знака, датированная 1995 годом. Во-вторых, регистрация на марку
была получена `Молтехом` 10 октября 2000 года, а значит, 10 октября 2005 года
заканчивается так называемая зона неиспользования, то есть для сохранения этой
регистрации `Молтеху` придется доказывать, что в течение пяти лет он использовал
`Копейку` по всем зарегистрированным классам, а с этим, насколько я понимаю,
у них могут возникнуть проблемы»,- считает глава юридической компании «Усков
и партнеры» Вадим Усков.
джерело:
КоммерсантЪ
корисний матеріал? Натисніть:
|