Проблема защиты товарных знаков, по-прежнему, остается наиболее острой в современном
деловом обороте. Уже для многих не секрет, что «торговая марка» (далее
возможны варианты — «бренд», «логотип», «эмблема»,
«название», «слоган», и, пожалуй, на последнем месте во
всенародном лексиконе — «товарный знак») может являться чрезвычайно
ценным «нематериальным активом». Понятие «нематериальный актив» — весьма относительно, так как вполне конкретные материальные плоды, приносимые
товарным знаком, очевидны. Это хорошо осознают отечественные предприниматели,
(слава навязшей в зубах рекламе известных брендов!). Поэтому даже представители
активно появляющихся новых фирм, едва зарегистрировав в родной налоговой свое
«юрлицо» или «ПБОЮЛ», спешат в рекламные агентства или патентные
бюро с немного лихорадочным блеском в глазах и громко выраженным пожеланием:
«Хочу запатентовать свой бренд!» (как вариант — «Хотим закрепить
за собой название нашей фирмы, (нашу торговую марку)«).
Впрочем, наша задача состоит не в том, чтобы иронизировать над не вполне корректными
формулировками потенциальных клиентов, а в том, чтобы помочь им сориентироваться
в сложном правовом пространстве и выбрать правильный подход к защите своей интеллектуальной
собственности. Итак, цели понятны, задачи определены — вперед!
ПЕРВЫЙ ШАГ: Вначале, как принято у юристов, нужно договориться о терминах.
Любой значок, эмблему, слоган, бренд, логотип, название, а также их комбинации,
предназначенные для индивидуализации товаров, услуг или коммерческой деятельности,
мы будем далее именовать товарным знаком (как и предусмотрено Законом РФ «О
товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров).
Под этим мы будем подразумевать и знак обслуживания, единственное отличие которого
от товарного знака состоит в названии и его регистрации для сферы услуг.
Не уверены, стоит ли об этом говорить (вроде это кажется очевидным), тем не
менее, хотели бы устранить некоторое недопонимание — товарные знаки регистрируются
только на юридических лиц (не путать с гражданами, отягощенными юридическим
образованием!), либо на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей — ПБОЮЛ. Являясь атрибутом предпринимательской деятельности,
товарный знак не может быть зарегистрирован на физическое лицо, которое не вправе
согласно Гражданскому Кодексу России заниматься предпринимательством.
Пожалуй, банальным покажется утверждение, что прежде, чем что-либо зарегистрировать,
нужно это «что-либо» создать. Однако, не все так однозначно. Создать
«марку» — лицо Вашей фирмы — нужно так, чтобы в дальнейшем избежать
проблем при регистрации!
Вариант 1: Товарный знак создается непосредственно на фирме, которая будет
его регистрировать, либо индивидуальным предпринимателем, планирующим получить
регистрацию на свое имя. Учитывая экономичность такого варианта, можно одобрить
его при следующих условиях: а) потенциальный регистрант обладает ярко выраженным
креативным мышлением, б) потенциальный регистрант имеет достаточное представление
о том, какие товарные знаки пригодны к регистрации в соответствии с законом.
Вариант 2: Потенциальный заявитель обращается за помощью в рекламное или дизайнерское
агентство. Вариант имеет как очевидные плюсы, так и минусы. Минус может выражаться
в существенных затратах (от 300 до нескольких тысяч у.е., в зависимости от внешнего
вида или наименования клиента). При этом следует учитывать, что от дизайнера,
который будет разрабатывать Ваш товарный знак, требуется не только профессионализм
в части креатива, но и соблюдение условий а) и б), указанных в Варианте 1. Стоит
учитывать, что и варианты, предложенные дизайнером, могут быть отвергнуты клиентом
с привычной мотивировкой («все-таки это что-то не то:»). На этот случай
дизайнеры и криэйторы задействуют страховочные механизмы: оплата вносится за
5-10 вариантов, и каждая последующая «порция» вариантов — за отдельные
деньги! При всем при этом нельзя недооценивать положительные стороны обращения
в дизайнерскую фирму: с Вами работает профессионал, располагающий соответствующими
техническими средствами, как правило, обладающий опытом в такого рода делах
и приученный угадывать желания клиентов (вспомните хотя бы эпопею главного героя
повести В. Пелевина «Поколение «Пи»!).
Таким образом, и Вариант 1 и Вариант 2 допускаются с определенными поправками.
Хотелось бы высказать общие пожелания, как разработчикам товарных знаков, так
и их клиентам: постарайтесь сделать Ваш товарный знак максимально образным и
«фантазийным». Избегайте упоминаний о виде деятельности в словесной
части обозначения («Молочный завод № 1«), хвалебных существительных
(«СУПЕРКЛЕЙ»), неправильного написания известных слов, выбранных в
качестве товарных знаков для маркировки аналогичных товаров («Ёгурт»).
Старайтесь не использовать в логотипе только согласные буквы («CDM»
и т.п. — за исключением ситуации, когда он давно Вами использовался, стал широко
известным, но не был зарегистрирован в качестве товарного знака). Не пытайтесь
копировать известные марки («REEBAK», «SQNY»). Не включайте
в эмблему знак качества, государственные флаги, гербы, Кремль, Эйфелеву Башню,
Ниагарский водопад, портрет Путина, Эйнштейна, или, упаси Боже, Авраама Линкольна.
Хотя известно, что «все гениальное — просто», не стремитесь вписывать
в товарный знак простые геометрические фигуры. Не используйте в товарном знаке
термины из той области, для которой Вы его заявляете. Не регистрируйте товарные
знаки «ИВАН ПЕТРОВ» или «ПЕТР ИВАНОВ». По возможности воздерживайтесь
от упоминания географических объектов, если только они не стали тесно ассоциироваться
у потребителей с Вашими товарами, как, например, «МИНСК» (для холодильников),
«УРАЛ» (для мотоциклов), «ДЕСНА» (для велосипедов). Если
выбираете товарный знак для алкогольной продукции, ни в коем случае не выбирайте
что-либо наподобие «САПЕРАВИ» или «КИНДЗМАРАУЛИ». «Откуда
такие странные советы?«, — спросите Вы. А мы ответим: все это вытекает
из ст. 6-7 Закона России «О товарных знаках:», Правил составления,
подачи и рассмотрения заявок на товарные знаки, утвержденных Роспатентом и практики
патентного ведомства России. Поэтому уже на этапе разработки товарного знака
необходимо иметь в виду относительные и абсолютные основания для отказа в регистрации,
предусмотренные законодательством, — иначе быть беде! Заплатили деньги за дизайнерскую
разработку, оплатили большую государственную пошлину за подачу заявки (или даже
тариф за ускорение регистрации) — а товарный знак не проходит! При разработке
товарного знака возникает масса нюансов, и примеры, приведенные выше, могут
быть весьма упрощенным взглядом на ситуацию, — не в всегда можно экстраполировать
их на каждый конкретный случай.
ВТОРОЙ ШАГ: Вы подбираете классификацию товаров, работ, либо услуг, которые
будут маркироваться Вашим товарным знаком. Необходимо отметить, что в заявке
Вы обязаны указать товары или услуги, сгруппированные по классам Международной
Классификации Товаров и Услуг (МКТУ). МКТУ введена в действие Ниццкой Конвенцией
и подразделяет большинство известных в мире товаров и услуг на 45 классов. Как
не запутаться в этой огромной классификации? Как правильно выбрать товары и
услуги? Что делать, если именно «Вашего» товара или «Вашей»
услуги в МКТУ нет? Не будем раскрывать все ноу-хау, можем лишь посоветовать
проконсультироваться со специалистом. А дабы не подумали, что мы — «ржаная
каша, которая сама себя хвалит», и набиваемся на роль таких «специалистов»
(хотя скромно заметим, что являемся ими на самом деле), можем сказать: в России
есть немало опытных патентных поверенных и юридических фирм, специализирующихся
на защите интеллектуальной собственности. Спрашивайте — поможем!
ТРЕТИЙ ШАГ, который многие упускают — то ли в силу неосведомленности, то ли
в силу абсолютной уверенности в том, что «уж такое еще никто не придумал!», — предварительный информационный поиск. Этот этап является страховочным: Вы
затрачиваете определенные средства на проверку Вашего шедевра на предмет того,
не родился ли точно такой же или аналогичный шедевр до Вас, а главное — не пришла
ли в голову какого-нибудь умника мысль зарегистрировать это «произведение
искусства» на себя? При поиске по фондам Патентного ведомства проверяются
все тождественные или сходные товарные знаки — как зарегистрированные, так и
заявленные на регистрацию, но пока к ней не допущенные. Стоит учитывать, что
тождество или сходство с ранее зарегистрированными/заявленными обозначениями
устанавливается экспертизой в отношении лишь однородных товаров. Если до Вас
зарегистрировали товарный знак «ЛЮТИК» для «спортивных клубов»,
это не мешает Вам зарегистрировать такой же знак для «банковских услуг».
Иначе говоря, и в ходе предварительной проверки рекомендуется не переплачивать
лишние деньги, а заказывать проверку товарного знака лишь для тех товаров и
услуг, которые могут считаться однородными по отношению к тем товарам/услугам,
которые выбраны Вами предположительно для собственной регистрации. При этом
для целей проверки эксперты требуют указать интересующие Вас классы МКТУ, к
которым относятся соответствующие товары или услуги. Здесь также следует быть
осмотрительным — даже в пределах одного и того же класса МКТУ предусмотрены
товары (услуги), не являющиеся однородными по отношению друг к другу.
Еще одна деталь: к сожалению, не стоит рассчитывать, что поиск даст Вам 100%-ную
гарантию регистрации Вашего товарного знака. Во-первых, уже в процессе экспертизы
Вашего товарного знака может быть подана так называемая «конвенционная
заявка». Например, если украинская фирма подала заявку на товарный знак
на Украине, она вправе в течение 6 месяцев подать заявку на тот же знак в России
с более ранней датой приоритета («первенства») по украинской заявке.
Не будем вдаваться в юридические детали и приводить подробный комментарий к
Парижской Конвенции об охране промышленной собственности, однако заметим, что
по понятным причинам «конвенционная заявка» может быть не охвачена
поиском, тем не менее, украинский заявитель будет обладать перед Вами определенным
преимуществом. Во-вторых, само Патентное ведомство, проводящее такой поиск,
не застраховано от ошибок: по утверждению руководства поискового отдела брак
при поиске может составлять до 30%. И все же — подстраховаться следует, т.к.
поиск способен избавить Вас от дальнейших излишних расходов.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Итак, товарный знак Вами придуман, товары и услуги выбраны,
«поиск на чистоту» — вполне «чистый». Можно готовить заявку.
Опять же — либо Вы действуете самостоятельно, либо обращаетесь к патентному
поверенному. Если Вы не являетесь российским заявителем, то последний вариант
для Вас обязателен (исключение делается для небольшого числа «братских»
стран). В первом случае экономите деньги, но можете потерять время (рискуете
получить ряд запросов Патентного ведомства с претензиями по поводу правильности
оформления документации). Во втором случае сокращаете время и у Вас не болит
голова из-за вопросов «Сколько картинок приложить?«, «Какую клеточку
отметить?», «Где и как поставить подпись?«, «Нужна ли печать?»
и пр., но — увы, оплачиваете услуги профессионального представителя.
ПЯТЫЙ ШАГ: Вы оплатили государственную пошлину, подали заявку в Патентное ведомство,
и ждете у моря погоды. Что будет дальше? Начинается проверка Вашей заявки на
предмет правильности оформления (т.н. «формальная экспертиза»). Если
документация не оформлена надлежащим образом — получаете претензии Патентного
ведомства. Подача дополнительной документации или исправление уже поданной заявки
может месяца на два растянуть Ваше удовольствие от процедуры регистрации. Если
же Вы — такие молодцы, и все сделали правильно — через месяц получите первый
документ — «Решение о принятии заявки к рассмотрению». Зачастую этим
документом (на официальном бланке со штампом Роспатента) Вы убиваете последнюю
надежду чиновников, приходящих к Вам с проверкой и робко интересующихся: «А
на каком это основании Вы используете товарный знак?». Увидев «приоритетку»
они льют горькие слезы. «Шоб ты жил на одну зарплату-у-у!!!» — снится
им кошмарная сцена из фильма. (Еще лучше — показать бы в этом случае Свидетельство
на товарный знак, но сразу нельзя желать всего!).
По окончании формальной экспертизы Роспатент начинает проверять Ваш товарный
знак на соответствие закону. Если Вы уже забыли, какие претензии могут возникнуть
на этой стадии, тонко намекнем: см. ПЕРВЫЙ ШАГ.
Если на Вас свалится проблема в виде «уведомления» экспертизы — не
спешите паниковать! У Вас целых 6 месяцев на ответный удар! Да за 6 месяцев
такого можно наворотить! Часто претензии экспертов не согласуются с действительностью.
Шансы есть, если даже Вам противопоставили более ранний сходный знак. Даже если
написали страшную фразу «В силу вышеизложенного товарный знак не может
быть зарегистрирован в отношении всего заявленного перечня товаров и услуг».
Постарайтесь вчитаться в каждое слово официальной бумаги. Всегда можно найти
хоть одну зацепку: «Да, товарный знак Вы указываете сходный, а товары-то — неоднородные!» ИЛИ: «Да, товарный знак не обладает различительной
способностью, но ведь за 10 лет его применения до регистрации Вы вложили в его
рекламу мильоны, и он стал известен!» ИЛИ: «Более ранний знак действительно
сходный, но смысл-то иной!» ИЛИ: «Да, мотив для возражения, в принципе,
имеется, но ведь по закону эксперт не должен приводить такие возражения!«.
А ЕЩЕ: Действительно, название фирмы, которую Вы нам противопоставляете, напоминает
наш товарный знак, но ведь эта фирма широко известна лишь в Центральной Африке
и занимается не «молочными продуктами», как Вы, а ритуальными услугами
для племен масаев!». Масса вариантов! Ваш письменный ответ должен быть
достаточно подробным, аргументированным, подкрепленным ссылками на законодательство
и сжатым. Без лишней «воды», иначе говоря! Но и очевидные промашки
в действиях эксперта Вы не должны оставлять без внимания.
Некоторые счастливчики получают регистрацию вообще без препятствий. И пока
другие ждут, как положено, добрых полтора года, эти везунчики получают Свидетельство
за 5-6 месяцев. Если товарный знак Вам нужно зарегистрировать в сжатые сроки
либо Вы хотите подать уже упоминавшуюся «конвенционную заявку» за
рубежом или регистрировать товарный знак в нескольких странах по Мадридскому
Соглашению/Протоколу, у Вас есть уверенность, что регистрация будет получена
без особых проблем, и Вы не стеснены в средствах, не пренебрегайте ускоренной
процедурой. Такая процедура применяется по ходатайству заявителя, если последний
оплатил соответствующий тариф Патентного ведомства.
ШЕСТОЙ ШАГ: Вы получили Решение о регистрации — после долгих перипетий либо
малой кровью. Чтобы получить красивое Свидетельство — не забудьте о родном государстве!
Оплатите уж, будьте любезны, около 300 $ пошлины в государственный бюджет — пусть это будет Вашим скромным вкладом в урегулирование проблемы дефицита. А
заодно и бизнес Ваш будет защищен. Если же Вы упустили срок — сможете получить
этот великолепный официальный документ, уплатив штраф. Если же прошло слишком
много времени — увы, регистрация будет аннулирована. Если же все в порядке,
и Свидетельство Вами получено, государство гарантирует Ваше монопольное право
на использование товарного знака для индивидуализации Вашей продукции или деятельности
на всей территории России. Более того, Вы вправе запретить использование Вашего
товарного знака и даже сходного обозначения любому лицу в отношении однородных
товаров или услуг. Ваше право будет действовать в течение 10 лет с даты подачи
Вами заявки на регистрацию, не забудьте продлить действие Свидетельства в последний
год! Ну, уж если забыли, в течении полугода с даты истечения срока регистрации).
После того, как права Вами закреплены, Вы можете реализовать различные преимущества,
вытекающие из товарного знака. Можете инвестировать в рекламу выигрышного товарного
знака определенные средства — потребитель его запомнит, и если Вы достигли определенного
баланса в цепочке «удачный бренд — цена — качество», это, несомненно
принесет свои плоды. Хороший товарный знак очень ценится на рынке. Так, например,
по оценке газеты «Файнэншл таймс», товарный знак IntelR , занимающий
4-е место в мире по рыночной стоимости, оценивается примерно в 40 млрд. долл.
США. Хороший товарный знак можно выгодно продать, выдать лицензию на его использование
либо реализовать свои амбиции во франчайзинговой схеме. Не забывайте, что и
в этом случае не удастся избежать ряда формальностей: договор об уступке (продаже)
товарного знака, лицензионный договор или договор коммерческой концессии с передачей
прав на товарный знак считаются недействительными без их государственной регистрации
в Роспатенте.
При выходе на зарубежные рынки товаров и услуг, целесообразно получить регистрацию
по схеме, определенной Мадридским Соглашением о международной регистрации знаков
и/или Протоколом к данному Соглашению. Этим Вы застрахуетесь от незаконного
использования Вашей марки в соответствующей стране. Если Вы не уверены в добропорядочности
Вашего зарубежного агента (импортера, дистрибьютера, дилера), при помощи Международной
регистрации также сможете предотвратить регистрацию им Вашего товарного знака
на свое имя. Хотя международные соглашения и законы государств обеспечивают
возможность аннулировать последствия таких действий зарубежного партнера, лучше
пресечь их в корне, нежели тратить задним числом деньги на адвокатов. Не мешает,
и использовать предупредительную маркировку при использовании Вашего зарегистрированного
товарного знака — букву R.
И последняя рекомендация — по возможности не оставляйте незаконные действия
без внимания! Если другое лицо выпускает подделки под Вашим товарным знаком,
это может не только нанести вам материальный ущерб, но и повредить Вашей деловой
репутации. Знайте, что гражданский, административный и уголовный закон на Вашей
стороне!
корисний матеріал? Натисніть:
|