Настасія Пономаренко
26 марта состоялся «круглый стол» на тему «Экспорт, импорт дисков
для лазерных систем считывания: состояние и перспективы сферы в Украине».
БИЗНЕС не писал о «сидюшной» отрасли более года (см. БИЗНЕС №17 от
29.04.02 г., стр.47). За это время она худо-бедно успела оправиться от потрясений,
связанных с принятием Закона, установившего правила игры на данном рынке (см.
БИЗНЕС №3 от 21.01.02 г., стр.31) и учитывающего большинство пожеланий IFPI
(Международной федерации фонографической индустрии), которая настаивала на его
принятии. Отрасль не погибла — производственные показатели, к примеру, завода
«Росток-CD» в 2002 году выросли на 130% по сравнению с годом 2001-м.
Но тут подоспела очередная радость — Минэкономики разработало, а Кабмин внес
в ВР очередной пакет поправок к Закону о компакт-дисках (см. «Что придумало
Минэкономики» рядом). Кстати, несколько месяцев назад документ рассматривался
на заседании парламентского Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства.
Позицию Комитета, высказанную одним из его членов (см. «Мнение депутата»
на стр.113), мы, безусловно, поддерживаем: документ направлен не на борьбу с
пиратством, как это декларируют чиновники, а лишь на усложнение работы легальных
операторов рынка. Такой проект нам не нужен.
О кодировании импорта
16 января 2002 года ВР под давлением IFPI (Международной федерации фонографической
индустрии) приняла Закон «Об особенностях государственного регулирования
деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом,
импортом дисков для лазерных систем считывания». В соответствии с документом
все находящиеся в обращении в Украине компакт-диски должны иметь СИД-коды (наборы
цифр, нанесенных с обратной стороны CD). Предполагалось, что с помощью кодов
контролеры будут легко идентифицировать производителей продукции и таким образом
распознавать, кто же напечатал пиратские диски. На практике получилось, конечно
же, то, чего и следовало ожидать: легальные производители тратят время на получение
кодов, а нелегальные продолжают обходиться без них. Обидно и импортерам: на
границе таможенники обязаны проверять наличие кодов на дисках, для чего нужно
распаковывать каждый CD (или не распаковывать — у некоторых получается....).
Разумеется, импортерам такая система взаимоотношений с таможней не по нутру.
Тем более что не все зарубежные производители такие коды ставят — следовательно,
некоторые лицензионные диски вовсе нельзя ввезти в страну. Поэтому на «круглом
столе» тема отмены кодирования для импорта враз стала популярной. Однако
в том, чтобы оно практиковалось и дальше, заинтересованы украинские заводы — они-то вынуждены играть по жестким правилам.
Максим Коваль:
- Ведя борьбу с пиратами, государство порой воздвигает барьеры на пути легальных
участников рынка. Сейчас таможенники разрывают упаковку, чтобы проверить наличие
СИД-кода на каждом диске. Импортеры считают, что такие условия работы могут
просто убить импорт. Я предлагаю эту норму из Закона убрать. Для «белых»
импортеров должен работать режим благоприятствования.
Олег Пурик:
- Сейчас ввоз в Украину некодированных дисков (даже если они лицензионные)
запрещен.
Если отменить норму о кодировании, как можно будет отличить пиратскую продукцию
от непиратской? У Украины общая граница огромной протяженности с Россией. А
у северного соседа более 20 заводов по производству CD, причем коды там на диски
не ставят. Отменить кодирование импорта в Украине — значит открыть ворота для
лавины пиратской продукции из России.
Александр Бернатович:
- Многие зарубежные производители коды на своей продукции не ставят. В Украине
же можно реализовывать только кодированную продукцию, значит, в наших условиях
импортерам развиваться трудно. Ситуация усугубляется еще и обилием контрабанды.
Вместе с тем в Украине пока некому проводить нормальную экспертизу некодированного
продукта. Поэтому кодирование дисков, наверное, — единственный способ хоть что-то
проконтролировать.
Екатерина Шелепова:
- Если отменять коды на импорт дисков, тогда их нужно отменять и на экспорт.
Ведь если в страну легально попадет диск без кода, то как потом, в случае необходимости,
осуществить его экспорт?
Тамара Давиденко:
- Я считаю, что коды должны сохраниться — и на экспорт, и на импорт дисков.
Да, у легальных операторов будут из-за этого некоторые трудности. Но ведь в
легальности можно убедиться только после проверки кодов. Коды — единственный
инструмент, с помощью которого можно проверить, что ввозится в страну.
Вывод БИЗНЕСа: в свое время норма о нанесении СИД-кодов на производимые в стране
диски под давлением IFPI была узаконена. Выходит, что при существующих правилах
игры интересы американцев совпадают с интересами наших производителей: коды
должны быть на всех носителях, обращающихся в государстве. Обеим сторонам кодирование
(так уж вышло) выгодно. И незачем отменять его для импортеров, создавая тем
самым более привлекательные, чем для отечественных производителей, условия.
Что придумало Минэкономики
Экспорт и импорт матриц подлежат лицензированию.
Гостаможслужба обязана проверять перемещаемые через границу матрицы на наличие
СИД-кодов (при том, что практически осуществить подобную операцию невозможно).
СИД-кодированию подлежат даже CD-R («чистые» диски, не являющиеся
объектами интеллектуальной собственности).
О матрицах
Матрица — «полуфабрикат», с помощью которого производят CD. По закону
каждая матрица должна иметь СИД-код, который потом остается на каждом произведенном
с ее помощью диске. В законопроекте, разработанном в Минэкономики, предлагается
лицензировать экспорт-импорт матриц. Видимо, никто в Министерстве не удосужился
узнать, как можно будет проверять выполнение такого требования.
Владимир Томин:
- Говорят: нельзя проверить диск на наличие кода, потому что для этого его
нужно распаковать, от чего он может испортиться. А матрицу, на которую даже
дышать нельзя, распаковывать можно?! Да ее после этого останется только выбросить.
Кто это придумал? Если он не знает, я расскажу, как делаются диски. Даже я не
могу проверить код на матрице, пока не напечатаю заказ! А как его проверят на
таможне?
Николай Бурдыга:
- Я не понимаю, для чего лицензировать экспорт и импорт матриц. Это специфический
технологический продукт, полуфабрикат. Если мне придется привозить из-за границы
матрицы, у меня заказчики разбегутся — я же на прохождение процедуры лицензирования
потрачу около месяца. А заказчику нужен тираж в течение 3-4 дней.
Вывод БИЗНЕСа: мы тоже не очень понимаем, для чего лицензировать экспорт и
импорт матриц. Если кто-то из Минэкономики захочет рассказать об этом, мы с
удовольствием послушаем.
О кодировании СD-R
На проведении кодирования CD-R американцы настаивали с самого начала своего
«вторжения» на наш рынок — с 2000 года. Но депутатам, принимавшим
в 2002 году Закон о компакт-дисках, удалось разобраться, что «чистые»
диски априори не являются объектом авторского права. Тем не менее в законопроекте
Минэкономики предложено ставить на CD-R код пресс-формы. Большинство участников
«круглого стола» сошлись во мнении, что это — еще один удар по легальным
производителям.
Александр Бернатович:
- Что касается кодирования CD-R, то это — вопрос политический. Либо мы убеждаем
американцев, что это глупость, либо выполняем их условия, чтобы попасть в ВТО.
Конечно, кодировать CD-R глупо.
Екатерина Шелепова:
- Сейчас на каждом диске должно стоять два кода: код пресс-формы и код матрицы.
Рассмотрим ситуацию: я купила CD-R с кодом пресс-формы и записала на него разработанное
мною программное обеспечение. Как я смогу его продать? Ведь код матрицы на таком
диске уже никогда не появится (при производстве CD-R используются только пресс-формы. — Ред.).
Владимир Томин:
- Почему на импортируемых или экспортируемых CD-R должны стоять коды? Как дистрибутор,
законно получивший программный продукт, сможет распространять его на CD-R? Ведь
поставить на такой диск код матрицы технически невозможно.
Вывод БИЗНЕСа: кодирование CD-R даст такой же близкий к нулю эффект, как и
кодирование CD. Кроме того, оно может оказаться «подставой» для легальных
производителей, если на их CD-R пират запишет свою информацию. Нововведение
на самом деле не создаст пиратам проблем с реализацией продукции. Разве что
чиновники получат возможность лишний раз отрапортовать о «подвижках»
в борьбе с пиратством в Украине (ну, и в командировку в США съездить...).
О несовершенстве госконтроля
По данным многих участников «круглого стола», доля пиратской продукции
составляет на рынке 90-95%. Как ни грустно, эта оценка очень похожа на правду.
Получается, принятие «компактного» Закона никак не защищает правообладателей
в Украине. Впрочем, кое-какие изменения с появлением этого документа все-таки
произошли: на рынке резко увеличилась доля российской контрафактной продукции.
Примечательно, что об институте инспекторов по интеллектуальной собственности
при Департаменте интеллектуальной собственности вообще никто не упомянул (подробнее
о создании этой структуры см. БИЗНЕС №16 от 22.04.02 г., стр.37). А ведь сколько
энтузиазма было: накроем, мол, всех пиратов! Ага... В результате бездействия
госконтроля «белые» операторы конкуренции с пиратами не выдерживают.
Впрочем, на украинском рынке есть положительный опыт взаимодействия операторов
и правоохранителей (см. БИЗНЕС №30 от 24.07.2000 г., стр.36), когда первые вычисляют
пиратов, а последние работают «по наводке». Однако согласитесь: едва
ли подобную практику можно считать пригодной для распространения.
Александр Бернатович:
- По моей информации, доля лицензионного продукта на рынке Украины составляет
менее 10%. «Подпольщиков» правоохранители периодически ловят, но я
не слышал, чтобы кто-то был наказан. Недавно один известный правообладатель
обратился в подразделение МВД за помощью. Рассказал о складе, где была пиратская
продукция — 20 тыс. дисков. Ему ответили: нет названной вами улицы. Тот: как
нет?! Вот так. А через месяц улица и склад нашлись. Но на нем, понятно, уже
ничего не было.
Олег Пурик:
- На рынке все друг друга знают. Если где-то появляется новинка, всем понятно,
откуда «уши растут». Мы неоднократно обращались к правоохранителям
за помощью. Предлагали провести мониторинг сомнительных мест реализации в целях
обнаружения контрафакта. Отклика не было. Пиратство мешает развиваться всем.
Наши партнеры, вложившие деньги в правообладание, могут погибнуть от массы пиратского
продукта из России. Они не выдержат конкуренции с пиратами, а у меня, соответственно,
исчезнут заказчики.
Тамара Давиденко:
- В Украине давно работают правила розничной торговли дисками. В документе
есть все: и необходимые размеры помещения, и уровень влажности... То есть сейчас
вся лоточная торговля дисками нелегальна! Почти вся Петровка (рынок в Киеве. — Ред.) нелегальна! Жаль, что в работе «круглого стола» не участвуют
представителей МВД и СБУ (нам тоже жаль. — Ред.).
Александр Скворцов:
- По моим данным, «белая» доля рынка дисков составляет около 5%.
Обсуждаемый нами законопроект «черной» части рынка не коснется — для
борьбы с пиратами нужны усилия правоохранительных органов. Нужно ввести строгое
наказание за распространение пиратских дисков (наказание-то существует, но не
применяется. — Ред.). Иначе черный рынок и впредь будет расширяться. Ведь ни
для кого не секрет, что изъятые диски потом можно выкупить.
Екатерина Шелепова:
- Можно сколько угодно ужесточать правила экспорта и импорта, но проблему пиратства
это не решит. «Черные» операции прекратятся тогда, когда контрабанду
будет сложно реализовывать. Я считаю, что за реализацию пиратской продукции
должна быть предусмотрена уголовная ответственность (да есть она, есть! — Ред.).
Вывод БИЗНЕСа: «черный» рынок и впредь будет стремительно развиваться,
пока в правительстве наконец не поймут, что невозможно бороться с пиратством
путем ужесточения условий работы легальных участников рынка. В стране будет
навалом контрафакта, пока его можно будет без особых хлопот провозить через
границу и без особых хлопот реализовывать. Должен работать механизм ответственности
за нарушение авторских и смежных прав. И не только для предпринимателей, но
и для чиновников. Ведь уголовная ответственность за распространение контрафакта,
о которой говорили участники «круглого стола», уже существует: ст.176
УК предусматривает лишение свободы на срок до двух лет за нарушение авторского
права и смежных прав, в том числе в сфере торговли. Но пиратам удается ее «обойти».
Об импорте комплектующих
Многие украинские импортеры офисной техники сталкиваются с ситуацией, когда
ввозимый ими товар идет в комплекте с компакт-дисками, содержащими информацию,
без которой техника работать не будет. На таких дисках, как правило, коды не
стоят. То есть формально ввезти их в Украину невозможно.
Для облегчения жизни таким импортерам некоторые участники «круглого стола»
предложили создать специальный реестр, который будет вести Департамент интеллектуальной
собственности.
Операторы, заявившие о намерении войти в реестр и вошедшие в него, смогут воспользоваться
некоторыми поблажками при экспорте/импорте (например, их диски не нужно будет
вскрывать для проверки кодов). Аргумент такой: пират светиться не станет, значит,
в реестр попадут только «белые».
Александр Бернатович:
- Я считаю целесообразным создание реестра производителей и поставщиков программного
обеспечения. Мне это представляется так: тот, кто вошел в реестр, добровольно
предоставил все необходимые документы, т.е. продемонстрировал максимальную открытость,
должен быть освобожден от лицензирования и всевозможных экспертиз. Тогда отпадет
необходимость вскрывать на границе продукты таких операторов.
Олег Пурик:
- Для компаний, которые являются известными получателями или пользователями
программных продуктов, ввозимых в комплекте с офисной техникой, должны быть
установлены специальные правила работы. Я согласен с тем, что в этом может помочь
создание реестра. Для тех, кто ввозит, например, продукцию Microsoft и внесен
в такой реестр, нужно создать гибкие условия.
Екатерина Шелепова:
- Я могу рассказать, что случится с вашим реестром. Будет то же, что произошло
с лицензированием экспорта и импорта алкоголя и табака.
В Украине такая лицензия стоит 1,7 млн грн., их имеют считанные компании. И
что — только эти компании проводят экспортно-импортные операции? Ничего подобного!
Ими занимаются очень многие. Как? Договариваются с лицензиарами за «откаты».
То же произойдет и с предлагаемым реестром. Пираты будут действовать через его
участников.
Вывод БИЗНЕСа: в Украине ведется огромное количество всевозможных реестров.
И оттого, что их станет на один больше, едва ли что-то изменится. Кроме того,
«сидюшный» рынок в Украине не больно велик. Подавляющее число его
операторов знают друг друга, как облупленных. Да и чиновники в большинстве случаев
и без всякого реестра знают, кого следует заподозрить в «контрафактных»
намерениях.
Впрочем, ведение реестра — перспектива заманчивая. На внесении субъектов в
реестр, на доступе к реестру и т.д. можно неплохо (и абсолютно легально!) зарабатывать.
А вот норму, дающую таможенникам право вскрывать на границе диски, необходимо
отменить — хотя бы потому, что она уже доказала свою несостоятельность.
Мнение депутата о законопроекте
Член парламентского Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства,
пожелавший остаться неназванным:
«Он только еще больше усложнит работу наших легальных предпринимателей.
А мы их должны защищать. Иначе не хрен нам тут делать».
джерело:
«Бізнес», кітень, 2003
корисний матеріал? Натисніть:
|