На головну | Пишіть нам | Пошук по сайту тел (063) 620-06-88 (інші) Укр | Рус | Eng   
Держава повинна побачити переваги людського потенціалу — знань, інтелектуальної власності, ідей — перед нафтою, газом, металом і нерухомістю: на відміну від природних копалин людський потенціал має здатність накопичуватися.
  новини  ·  статті  ·  послуги  ·  інформація  ·  питання-відповіді  ·  про Ващука Я.П.  ·  контакти за сайт: 
×
Якщо ви помітили помилку чи похибку, позначте мишкою текст, що включає
помилку (все або частину речення/абзацу), і натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нам.
×

4. Франчайзінг: бізнес за чужим рецептом

2004-10-14
Андрій НАЗАРЕНКО

...

Пример

Компания McDonald’s, располагающая одной из наиболее широких франчайзинговых сетей в мире, самостоятельно управляет сетью ресторанов в Украине и России, не используя франчайзинг. Для сети такого масштаба (общее количество ресторанов — более 30_000 в 120 странах мира) работа по франчайзингу является наиболее логичным и эффективным способом ведения бизнеса, поскольку позволяет контролировать большой объем рынка без необходимости значительных финансовых вложений в строительство ресторанов. Однако корпорация соблюдает осторожность в работе по схеме франчайзинга на неустойчивых рынках. Вызвано это опасениями относительно возможной неэффективной работы местных франчайзи, что в результате может сказаться на имидже McDonald’s в целом. При этом мотивация отказа руководства компании от франчайзинга в Украине с момента появления на отечественном рынке в 1997 году претерпевала изменения. В первые годы работы в Украине McDonald’s ориентировался на собственные силы, в первую очередь, по причине недостаточного собственного капитала у большинства потенциальных франчайзи с украинской стороны.

Одним из основных требований McDonald’s к франчайзи (помимо того, что это обязательно должно быть физическое лицо, а не компания или группа инвесторов), является наличие свободного капитала в размере $175_000, который к тому же должен быть собственным, а не заемным. По мере повышения интереса отечественных банков к кредитованию развития франчайзинговых сетей, роста общего благосостояния населения и появления достаточно обеспеченных потенциальных франчайзи, основной мотив отказа работы по франчайзинговым схемам постепенно сместился к проблеме несовершенства украинского законодательства.

Многие зарубежные компании, в том числе и McDonald’s, до сих пор опасаются выходить на отечественный рынок франчайзинга прежде всего по причине непоследовательности государственной политики в отношении бизнеса. Многие декларации о поддержке предпринимательской инициативы на практике не завершаются принятием конкретных законодательных решений. Административные барьеры остаются достаточно высокими. Однако уже сейчас многие эксперты отмечают качественные изменения в украинском законодательстве. Несмотря на то, что оно все еще далеко от совершенства, его нормы становятся все более понятными и либеральными. Значительно возросла государственная защита как собственника интеллектуальной собственности (франчайзера), так и ее арендатора (франчайзи).

В результате, по словам представителей руководства компании McDonald’s, на сегодняшний день основной причиной отказа от использования франчайзинга в Украине является отсутствие достаточно квалифицированных и лояльных управленцев — потенциальных франчайзи. Компания, имея достаточно большое количество предложений со стороны потенциальных франчайзи, продолжает развивать свою сеть на украинском рынке фаст-фуд собственными силами. Однако, если положительные тенденции в социально-экономической сфере Украины сохранятся, то через 2-3 года руководство компании планирует начало франчайзинговой экспансии.

Для того, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы относительно особенностей, проблем и перспектив франчайзинга в Украине, мы обратились к ведущим экспертам в этой области, а также представителям отечественных и зарубежных компаний, располагающих определенным опытом в использовании франчайзинга или планирующих в скором времени включить его в свой арсенал инструментов развития.


Евгения Кривонос, менеджер проектов Ассоциации франчайзинга Украины:

CP: В каких отраслях экономики франчайзинг наиболее популярен?

В мире франчайзинг успешно применяется в более чем 75 отраслях. Это отрасли, в которых работу можно описать и в какой-то мере стандартизировать, а потом передать весь свой опыт посредством обучения и пособий человеку, у которого опыта в этой сфере нет. Особенно популярны франшизы в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса, розничной торговли, услуг для бизнеса или дома, мира красоты и здоровья, производства. Встречаются также интересные проекты, в какой-то мере уникальные. Например, консалтинговые, брокерские, страховые фирмы, больницы и дома престарелых, региональные и отраслевые газеты, интернет-продажи или поддержка баз данных. В Украине, конечно, такого разнообразия еще нет. Но при разговоре о франчайзинге мы уже сейчас не ограничиваемся фаст-фудами, заправками и магазинами одежды.

CP: Франчайзеры каких стран представлены в Украине? Насколько в Украине развит внутренний франчайзинг? Есть ли примеры экспорта франшизы?

В Украине представлены франчайзеры России, Польши, Голландии, Франции, США и других развитых стран. В основном эти компании открывают свои собственные точки и пока не дошли до уровня продажи мастер-франшизы на территории Украины или построения полноценной франчайзинговой сети. Это сказывается на уровне их подготовки к работе на рынке. К примеру, достаточно часто мы видим у них PR-материалы на иностранном языке. Это объясняется тем, что они еще работают в режиме «разведки», проверяя рынок и соответствие ему своей франшизы.

Функционирующий же франчайзинг в Украине представлен сетями местного или российского происхождения. Им легче выходить на рынок, поскольку требуется минимальная адаптация франчайзингового пакета. Похвастаться успешными примерами экспорта франшизы мы пока не можем. Конечно, были попытки. Например, в Кракове долгое время работала точка украинской сети Pizza Chelentano. Но развитие по франчайзингу преднамеренно откладывается владельцами данного брэнда. Похожая ситуация с «Картопляной хатой» и их выходом на рынок России. Компании, как правило, стараются построить сильную и стабильно работающую сеть в своей стране, а уже потом выходить на рынки других стран.

CP: Тормозит ли развитие франчайзинга в Украине отсутствие специализированного законодательного регулирования?

В какой-то мере да. Но еще больше развитие франчайзинга тормозит банальная непроинформированность общества. Одним из шагов к этому является подготовка законопроекта о франчайзинге. В нем мы должны отойти от российского варианта закона и уделить намного больше внимания преддоговорным и постдоговорным отношениям между франчайзером и франчайзи. Практически все остальные вопросы стороны могут урегулировать между собой самостоятельно.

Именно в этом контексте развивается мировое законодательство по франчайзингу. Специализированное законодательство есть только в некоторых странах. В других франчайзинг регулируется как часть розничной торговли, либо в рамках Хозяйственного кодекса. Законы о франчайзинге, как правило, представляют собой комплексный документ, который детально описывает права и обязанности всех сторон франчайзинга, а также требования к самому договору.

В некоторых странах есть также законодательные акты, которые регулируют требования к преддоговорному разглашению информации о сети потенциальному франчайзи. Среди этих требований: время отклика франчайзера на запрос, объем информации и ее достоверность. Эта информация является ключевым моментом для принятия решения о покупке франшизы, поэтому нормы такого рода защищают потенциальных франчайзи от недобросовестных франчайзеров, ориентирующихся на получение первоначальных платежей.


Валентин Рожко, начальник отдела франчайзинга компании «МакСмак» (Киев):

CP: Какие механизмы вы используете для расширения бизнеса?

Компания «МакСмак» работает в двух направлениях: развитие собственного бизнеса в городе Киеве и организация франчайзинговых предприятий в Киеве и регионах Украины.

Во втором квартале 2004 года нами был подписан договор франчайзинга с партнером из Днепропетровска на организацию бизнеса с полным спектром услуг, подобным киевскому. По бизнес-плану, к началу 2006 года в Днепропетровске планируется открытие семи ресторанов «МакСмак», которые будут находиться в управлении данного франчайзи.

CP: Каким образом, как правило, происходит открытие нового ресторана вашей сети?

Параллельно окончанию строительных или ремонтных работ по объекту проводится подготовка персонала, тестовая работы пиццерии и запуск активной рекламы объекта до ввода и на протяжении двух месяцев после ввода в эксплуатацию. Мы стараемся подготовить потребителя к новому адресу. В день открытия организовываем праздник для всех посетителей.

Концепция, по которой может работать франчайзи, — это прототип нашего бизнеса, одна из основополагающих полной идентичности. Работу на месте осуществляет франчайзи, но под нашим чутким руководством и контролем. Как правило, собственники франшизы — это люди, которые уже имеют собственный бизнес и для них, опытных бизнесменов, это еще одна возможность увеличения капитала. В процессе функционирования собственники выступают наблюдателями, а для руководства бизнесом нанимается профессиональный менеджер, который несет ответственность перед компанией и перед собственниками данного предприятия.

CP: На какой срок вы, как правило, заключаете договор франчайзинга? Возможна ли его пролонгация?

Договор франчайзинга заключается сроком на 5 лет. По истечении договорных отношений компания выносит решение о продлении или прекращении договора.

CP: Допускаете ли вы возможность субфранчайзинга? Какой вид франшизы вы, как правило, используете (обычную или генеральную)? Чем определяется ваш выбор?

Услуга субфранчайзинга допускается, но только в том случае, если оценка работы франчайзи за определенный период достигает наивысшей отметки по качеству оказания услуг и его потенциал потянет дополнительную нагрузку, ему будет разрешено распространение франшизы у себя или в нескольких регионах.

Эксклюзивные права работы в регионе у нас аналогичны субфранчайзингу. Если франчайзи настаивает на эксклюзивных правах, мы рассматриваем его предложение и вносим поправку в договор о том, что через определенный назначенный испытательный период франчайзи получит это право. Во всех случаях получения эксклюзивных прав производится соответственная плата за предоставленную франчайзи услугу.

CP: Что получает франчайзи в рамках соглашения? На каких условиях? Предоставляете ли вы финансовую поддержку?

Подписав с нами договор о сотрудничестве (франчайзинга), приемник получает:

права на использование популярной торговой марки;

конкурентный и высокорентабельный бизнес;

технологию ведения бизнеса и опыт в виде всевозможных материалов, рекомендаций и консультаций и многое другое.

Прямую финансовую поддержку компания не осуществляет, но она является гарантом уменьшения рисков для банка. Также на этапе становления и функционирования бизнеса франчайзи получает дисконт от всех партнеров компании на приобретение необходимого товара.

CP: В какой степени вы контролируете деятельность франчайзи?

Мы берем на себя аналитику и контроль над деятельностью франчайзи. Ресторан полностью находится в подчинении управляющего сети компании. Наши проверяющие инспекторы регулярно производят оценку качества услуг. Все решения вопросов, касающихся работы «МакСмак» в пределах, допустимых в договоре, франчайзи решает на месте сам. Благодаря комплексному контролю мы предотвращаем попытки самодеятельности.

CP: Какова цена франшизы? Дифференцируется ли она для разных франчайзи? Как она определяется?

Цена франшизы колеблется в зависимости от комплекса услуг и региона. Так, например, цена франшизы в Киеве меньше, чем вне Киева, так как здесь большая конкурентная среда и франчайзи находится под ближайшей опекой франчайзера и т.д. Начинка франшизы состоит из себестоимости услуг, использования ТМ, контроля за деятельностью, рекомендаций по ведению бизнеса.

Механизм оплаты за услугу прост — это единоразовый взнос, который разбивается на три платежа: 60% при заключении договора франчайзинга, 30% при получение лицензионного договора на ТМ и 10% при открытии ресторана.

CP: Влияет ли на вашу деятельность отсутствие специализированного законодательства в сфере франчайзинга?

Пока эти манипуляции со стороны законодательных органов и других раздражителей не дают положительного эффекта работы в этом направлении. Надеемся, что с ростом франчайзинговых отношений будет увеличиваться и поддержка со стороны чиновников.

CP: Каковы, по вашему мнению, перспективы франчайзинга в Украине? Что препятствует росту его распространения в нашей стране?

Украина набирает обороты во всех отраслях, поэтому не за горами тот момент, когда мы преодолеем возникающие барьеры недоверия и полностью осознаем выгоды франчайзинга, и к этому виду ведения бизнеса примкнут все отраслевики, узнавшие об открывающихся перед ними перспективах...


(окончание)

корисний матеріал? Натисніть:




2020-11-20
Жива вода
інші статті...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при використанні будь-яких матеріалів сайту посилання на джерело обов'язкове
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100