На головну | Пишіть нам | Пошук по сайту тел (063) 620-06-88 (інші) Укр | Рус | Eng   
Кишеньковий персональний комп’ютер (КПК) – обов’язковий атрибут безперервного творчого процесу і незамінна річ для творчої людини
  новини  ·  статті  ·  послуги  ·  інформація  ·  питання-відповіді  ·  про Ващука Я.П.  ·  контакти за сайт: 
×
Якщо ви помітили помилку чи похибку, позначте мишкою текст, що включає
помилку (все або частину речення/абзацу), і натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нам.
×

Інтелектуальна власність в Росії (правова охорона засобів індивідуалізації)

2004-10-06
Ярослав Ващук

Законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исключительных прав в сфере производства, торгового обращения, оказания услуг и т.п.
Основной функцией рассматриваемого института интеллектуальной собственности является обеспечение должной индивидуализации производителей и их товаров, работ и услуг.
К средствам индивидуализации участников гражданского оборота относятся: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.

Основные юридические акты.

1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РСФСР « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г.
3. Закон РФ » Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г.
4. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года.
5. Положение о фирме, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 года.
6. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года.
7. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года.
8. Ниццское соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 года и др.

Структура фирменного наименования.

Действующее российское законодательство не дает определения фирменного наименования, а лишь указывает на его реквизиты. В юридической литературе фирма — то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.
Словесное обозначение, которое используется в качестве фирмы, должно строится по определенным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей Структура фирменного наименования: корпус фирмы( основная и обязательная часть) и добавление (вспомогательная часть).
Корпус фирмы (содержание) дает указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности и некоторые другие его характеристики.
Добавление содержит обязательные элементы (специальное наименование предприятия, его номер, иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других) и факультативные « элементы ( например добавления типа «универсальный» «центральный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы.
Действующее законодательство закрепляет положение о том, что фирмовладельцами могут быть только коммерческие юридические лица ( п.4 ст.54 ГКРФ). Право на фирму заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным наименованием.

Признаки субъективного права на фирму.

Данное субъективное право носит исключительный характер (никто другой не может осуществлять те действия, которые являются исключительной прерогативой фирмы).
Право на фирму относится к числу абсолютных прав (третьи лица обязаны воздерживаться от нарушений правомочий, предоставленных фирме).
Право на фирму характеризуется как личное неимущественное право (дает право на защиту деловой репутации юридического лица, а также защиты чести и достоинства владельца предприятия).
Право на фирму носит бессрочный характер.
Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в странах — участницах Парижской конвекции по охране промышленной собственности.
Законом закреплены материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых проводится восстановление нарушенного права на фирму и воздействия на правонарушителя.

Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Товарный знак это обозначение, которое способствует отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Товарным знаком признается, зарегистрированное в установленном законом порядке, условное обозначение, носящее характер символа, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации.
По форме выражения товарные знаки могут быть: словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, обонятельные, комбинированные, иные обозначения.
По числу субъектов, имеющих право на пользование, товарные знаки могут быть индивидуальными (зарегистрированными на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью) и коллективными (зарегистрированными на имя какого-либо объединения предприятий, выпускающих или реализующих товары, обладающие едиными характеристиками).
Наименование мест происхождения товара это словесная форма, отражающая название страны, населенного пункта, местности, или другого географического объекта, указывающая на место изготовления товара.

Обозначения, не признаваемые товарными знаками, знаками обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Обозначения, не обладающие различительной способностью.
Обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги, эмблемы и подобное, официальные названия и производные от них.
Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как название товаров определенного вида.
Обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами.
Обозначения, указывающие на вид, качество и подобное, а также на место и время их производства и сбыта.
Обозначения, которые тождественны или сходны до степени их смешения с уже охраняемыми на территории России товарными знаками, наименованиями мест происхождения товаров, а также с сертифицированными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.
Обозначения, воспроизводящие известные на территории РФ фирменные наименования (или их часть), а также промышленные образцы, принадлежащие другим лицам.
Обозначения, воспроизводящие известные названия произведений литературы, искусства или персонажей, цитаты и фрагменты из них без согласия обладателя авторского права.
Обозначения, воспроизводящие фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц, без согласия их самих или наследников, компетентных органов (для исторических лиц).

Субъекты права на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров.

Субъектами права на товарный знак и знак обслуживания могут быть юридические лица, производящие и реализующие товары, осуществляющие их сервисное обслуживание, оказывающие потребителям всевозможные услуги, и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Иностранные юридические и физические лица имеют те же права.
Регистрация товарного знака и знака обслуживания на имя нескольких совладельцев по общему правилу не допускается, за исключением заявок от иностранных заявителей, которые должны приниматься в соответствии с международными обязательствами России.
Субъектами права на наименование места происхождения товаров могут быть, как юридические, так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Независимо от их гражданства и национальности. Основное условие — юридические и физические лица должны находиться в той стране, населенном пункте, местности или другом географическом объекте, название которых используется для обозначения товара.
Право на использование одного и того же наименования места происхождения товаров могут приобрести одновременно несколько лиц , действующих независимо друг от друга, т.к. производством товара, свойства которого определяются природными условиями, могут заниматься несколько предприятий.

Регистрация прав на товарный знак , знак обслуживания и наименование места происхождения товара.

Регистрация прав на товарный знак , знак обслуживания и наименование места происхождения товара осуществляется в Патентном ведомстве РФ. Последнее рассматривает поданные заявки, проводит экспертизу и принимает решение о выдаче (или отказе в выдаче) охранного документа, а также проводит его государственную регистрацию. Приоритет при регистрации обозначения устанавливается по дате поступления заявки, содержащей все необходимые документы, в Патентное ведомство. Подаваемая в Патентное ведомство заявка должна содержать:
Для товарного знака и знака обслуживания — заявление с указанием заявителя и его координат, изображение заявляемого обозначения в цвете и его описание, перечень товаров и услуг в соответствии с МКТУ.
Для наименования места происхождения товара — заявление с указанием заявителя и его координат, изображение заявляемого обозначения, вид товара для которого испрашивается регистрация, описание свойств товара и их зависимость от географической среды производства, заключение компетентного органа о местоположении заявителя и производимом им товаре.
Во всех случаях к заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины (за подачу) в установленном размере В исключительных случаях к заявке прилагаются установленные законом необходимые документы.

Экспертиза заявки.

Экспертиза заявки проводится в два этапа. В ходе предварительной экспертизы (срок-1 месяц для товарного знака или знака обслуживания, 2 месяца для наименования места происхождения товара) проверяется соблюдение формальных требований и устанавливается приоритет. На втором этапе проверяется охраноспособность с учетом абсолютных и относительных оснований для отказа. После экспертизы заявителю направляется решение о регистрации ( или отказе от таковой). В месячный срок, после получения документа об оплате пошлины за регистрацию товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара регистрируется Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ либо в Государственном реестре наименований места происхождения товаров. Сведения о регистрации публикуются Патентным ведомством в официальном бюллетене. Заявителю Патентное ведомство выдает охранный документ -свидетельство. Полученное право действует на всей территории РФ в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство, с возможным продлением по заявлению владельца в последний год действия, каждый раз на 10 лет.
Сущность права на пользования товарным знаком, знаком обслуживания или наименования места происхождения товара состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров.
Особенностью права на товарный знак и знак обслуживания является исключительный (монопольный) и абсолютный характер. Никто другой кроме владельца товарного знака и знака обслуживания не может осуществлять те действия, которые являются его исключительной прерогативой.

Передача права на товарный знак и знак обслуживания.

Передача права на товарный знак и знак обслуживания осуществляется в виде уступки и предоставления лицензии.
Уступка владельцем прав другому юридическому или физическому лицу может осуществляться в отношении всех или части товаров, как на возмездных, так и на безвозмездных началах на основании гражданско-правового договора (если уступка не будет служить причиной введения в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя).

Лицензионный договор.

Лицензионный договор оговаривает, объем передаваемых прав, сроки на которые они передаются, обязанности сторон, величину и сроки оплаты обусловленных платежей от лицензиата (приобретателя прав) лицензиару (владельцу знака) и др. При этом лицензиар сохраняет право на знак и несет все обязанности его владельца. Договоры о передаче охраняемого обозначения должны совершаться в письменной форме и регистрироваться в Патентном ведомстве РФ. За регистрацию договоров взимается пошлина, которая может быть оплачена любой стороной.
Коллективные товарные знаки, а также наименования мест происхождения товаров и права на их использование не могут быть переданы другим лицам.

Защита прав на зарегистрированное обозначение.

Нарушением прав владельца признается несанкционированное изготовление, применение, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака (знака обслуживания) или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, или товара , обозначенного этими знаками.
Нарушением прав владельца наименования места происхождения товара является несанкционированное законным обладателем использование обозначения.
Все споры, связанные с нарушением рассматриваемых прав относятся к компетенции арбитражных судов(иногда по согласию сторон -третейских).
Действующее законодательство рассматривает незаконное использование чужого зарегистрированного обозначения или сходного с ним для однородных товаров в качестве уголовно наказуемого деяния, если оно совершено неоднократно или причинило крупный ущерб Субъектом преступления может считаться лицо, занимающееся предпринимательской или другой экономической деятельностью как на законном основании, так и незаконно.

Правовая охрана служебной и коммерческой тайны.

Согласно ст.139 пю1 ГК служебная и коммерческая тайна это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Служебная и коммерческая тайна, в основе которой лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний, обладает наибольшей универсальностью среди других объектов интеллектуальной собственности, поскольку под понятие служебной и коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя.
Служебная и коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты пошлин. Для того, чтобы информация считалась служебной и коммерческой тайной, требуется, чтобы владелец принимал меры к охране ее конфиденциальности. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, направленные на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.
Часто, одновременно с использованием термина «служебная и коммерческая тайна» для обозначения сведений технического, экономического или организационного содержания, сохраняемых их обладателем в тайне, используется термин «ноу-хау».
Правовая охрана служебной и коммерческой тайны.
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года №948-1.
3. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-Ф3.
4. Законы РФ, регламентирующие деятельность налоговых и таможенных органов, страховых организаций.

Субъектами права на служебную и коммерческую тайну.


Субъектами права на служебную и коммерческую тайну могут быть юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Наряду с гражданами РФ и отечественными юридическими лицами правом (в полной мере, без изъятий) на охрану служебной и коммерческой тайны пользуются иностранцы. Право на служебную и коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации. Обладатель служебной и коммерческой тайны вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами интеллектуальной собственности (продавать, переуступать пр.).

P.S. Поскольку рассмотренная в обзоре объекты интеллектуальной собственности, представляет определенную ценность, которая может подлежать оценке в денежном выражении, то они должны отражаться в балансе предприятий (нематериальные активы) и соответственно учитываться при налогообложении

джерело: Інтернет-сайт «ВЯПат»
корисний матеріал? Натисніть:




2020-11-20
Жива вода
інші статті...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при використанні будь-яких матеріалів сайту посилання на джерело обов'язкове
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100