Іван ПАНКЕЄВ
Понятие «интеллектуальная собственность» стало неотъемлемым знаком
времени. Но далеко не все знают, как этой собственностью правильно распоряжаться.
Хотя, на мой взгляд, такое знание (хотя бы в общих чертах) должно быть частью
профессионализма. Если уж писатель (переводчик, составитель, художник, композитор
и т.д.) потратил время и силы на создание произведения, то может потратить и
несколько дней на изучение хотя бы одного, но основного документа — «Закона
об авторском праве и смежных правах». Тогда уж точно будет знать разницу
между правами исключительными и неисключительными, имущественными и неимущественными;
произведениями, охраняемыми и не охраняемыми законом и т.д. В противном случае
возникают сотни конфликтов (о некоторых сообщала не так давно и «ЛГ»):
между автором и издателем, между соавторами, между авторами и СМИ...
Один писатель возмущается, что заключил с издательством договор, но срок действия
договора уже истек, а книга так и не вышла в свет, к тому же и гонорар не выплатили.
«Буду судиться!» — решает писатель. Но из-за чего? Да, издатель поступил
плохо. Но закон не рассматривает категории «плохой» и «хороший».
Было ли в данном случае нарушение? Оказывается, в договоре не указано, что издатель
обязан был выпустить книгу в свет в течение какого-либо точно оговоренного срока.
Другой автор считает, что его закабалили — передав исключительные права на
использование своего произведения одному издательству, он теперь вынужден отказывать
всем остальным. Но разве не сам он подписал договор об уступке прав «на
весь срок действия авторского права»? А это, между прочим, «в течение
всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти» (есть еще и ряд исключений).
Третий оскорблен тем, что получил всего 10 авторских экземпляров, хотя книга
допечатывается уже пятый раз. Но опять же, кто мешал указать в договоре, что
издательство обязано выдать по 10 авторских экземпляров с каждого допечатанного
тиража?
Подобных случаев — сотни (плагиат, искаженное цитирование, публикации фотографий
из личных архивов, заимствование сюжетов, использование переработанных произведений
народного творчества, игнорирование прав наследников и т.д. и т.п.). И зачастую,
увы, конфликтные ситуации изначально возникают по вине самих авторов. Не по
злому умыслу, а по незнанию. Но, как известно, незнание не освобождает от ответственности.
Многие в конечном счете винят издателя. Но договор-то заключают оба. Да, большая
часть наших издателей — не ангелы; а, собственно, почему бизнесмен должен быть
ангелом? Но есть такое понятие — «справедливость». Свое представление
о ней две договаривающиеся стороны закрепляют в совместном соглашении — в договоре.
И каждая сторона хочет, что он был ей выгоден и гарантировал ее права.
Поэтому, как только автор взял в руки договор, он должен на время перестать
быть писателем; он должен стать очень внимательным читателем.
Основываясь на собственном опыте и опыте десятков коллег, скажу: самая большая
наша ошибка в том, что договор мы подписываем, не читая, а лишь просматривая;
что подписываем его прямо в издательстве, а не взяв домой для изучения. Ведь
не делаем же мы так, когда речь идет о другой нашей собственности — о квартире,
машине или даче! Ну согласитесь вы с предложенным вам гонораром, а толку-то,
если не будут оговорены условия выплаты вознаграждения — как и когда: после
выхода книги в свет, после отгрузки тиража со склада, в конце каждого квартала
по результатам продаж, после полной реализации тиража и т.д.?
Разговор об авторском договоре — самый важный, и он непременно состоится. Но
для того, чтобы он был понятным, есть смысл еще раз вчитаться в основные положения
«Закона об авторском праве и смежных правах».
Во-первых, кто такой автор? Не по мнению философов Фуко и Барта, а по определению
закона. Статья 4: «Автор — физическое лицо, творческим трудом которого
создано произведение». Важно осознать два понятия: «физическое лицо»
и «творческий труд».
Юридическое лицо не может быть автором. Издательство может приобрести у автора
определенные права на использование произведения — на воспроизведение, распространение,
перевод, экспорт, импорт, переделку и т.д. Но автором от этого оно не станет,
потому что право авторства и право на имя навсегда останутся за конкретным лицом
(или лицами).
Что можно считать творческим трудом? Тот процесс, результат которого не может
быть в точности повторен другими. Если пять человек возьмутся в хронологическом
порядке сложить приказы по организации за последние три года, результат будет
одинаковым у всех. Но если каждый из них станет составлять поэтический сборник
Лермонтова, то получится пять разных сборников — в зависимости от вкуса составителя,
от объема книги, от читательского адреса, от целей издания и т.д.
Предвижу вопрос: «А если сборник плохо составлен; если в книжке поэта
N. Всего пять стихотворений, да и те неряшливые; если мелодия -» два притопа,
три прихлопа»; если рисунок — абстрактные пятна; наконец, если все это
ни одно из 100 издательств не захотело печатать из-за крайне низкого уровня, — это все тоже творческий труд, защищаемый законом? А вот некто А. украл у Б.
прекрасную идею, написал роман и живет безнаказанно. Каковы же критерии и что
считается объектом
авторского права?«
Ответ на этот и другие вопросы — в статьях 6 и 7 закона: об объектах авторского
права. С чем расстается писатель, отдавая редактору рукопись? Почему суд не
признал Фридриха Незнанского соавтором Эдуарда Тополя, хотя романы «Журналист
для Брежнева» и «Красная площадь» около 20 лет печатались под
двумя фамилиями? Могут ли несколько человек одновременно использовать один и
тот же чужой текст? Что такое производное произведение? Ответы — в следующем
номере «ЛГ».
корисний матеріал? Натисніть:
|