Катерина Чичурина
Компания «Минеральная вода и напитки» (МВ&Н) пытается заставить
«Божественные источники Сарова» сменить этикетку на бутылках с минеральной
водой. МВ&Н подала в теруправление МАП жалобу, обвинив конкурента в использовании
схожей этикетки. В МАПе возбудили дело, но, прежде чем вынести решение, обратились
за экспертным заключением в «Роспатент».
По данным областного МинАПК, крупные и средние региональные производители безалкогольных
напитков в первом полугодии 2003 г. произвели 2,318 млн декалитров, что составило
90,6% к первому полугодию 2002 г. Крупнейшие производители — ООО «Coca
Cola ЭйчБиСи» (Нижний Новгород) , ООО «Калипсо» (Нижний Новгород)
, ЗАО «Минеральная вода и напитки» (Саров) и «Ветлужская минеральная
вода».
Минеральную воду знаменитых саровских источников под маркой «Сарова»
разливают две местные компании: созданное в 1993 г. ЗАО «Божественные источники
Сарова» (БИС) и ОАО «Минеральная вода и напитки», запустившее
производство в 1998 г. По оценкам участников рынка, ежегодный объем продаж обеих
компаний в Нижнем Новгороде за летний сезон составляет 1,2 — 1,3 млн л, или
около 45 — 50% всего рынка минеральной воды.
Как стало известно «Ведомостям», в июле «Минеральная вода и напитки»
подала заявление в Нижегородское теруправление (НТУ) МАП, в котором обвинила
«Божественные источники Сарова» в недобросовестной конкуренции. Как
следует из заявления, с июня 2003 г. БИС начала производить газированную и негазированную
воду «Cарова» в пластиковых бутылках, этикетки которых до степени
смешения схожи с этикетками продукции МВ&Н, которая выпускается с 1998 г.
В заявлении МВ&Н отмечает, что этикетки, которыми маркируется продукция,
15 ноября 2001 г. получили приоритетное право на регистрацию в качестве товарных
знаков на газированную и негазированную воду.
В заявлении сказано, что из-за похожести этикетки МВ&Н несет убытки. По
данным компании, БИС в июне продала в Нижнем Новгороде продукции на 2,3 млн
руб. МВ&Н же в июне реализовала продукции на 4,1918 млн руб. вместо ожидаемых
6,5 млн руб. В 2001 — 2002 гг. в июне объем продаж по сравнению с маем увеличивался
на 15 — 18% , а в этом году снизился на 26%. К заявлению МВ&Н приложила
экспертизу Нижегородского союза дизайнеров, подтверждающую схожесть этикеток
до степени смешения.
НТУ МАП возбудило дело в отношении ЗАО «Божественные источники Сарова»,
но представители компании на слушании дела 5 августа сказали, что используют
только отдельные элементы товарного знака, на которые также имеют право, — например,
надпись «Свежесть родника на вашем столе», изображение церкви и монастыря.
НТУ МАП приостановило дело и отправило письмо в Российское агентство по патентам
и товарным знакам ( «Роспатент») с просьбой вынести экспертное заключение
о степени схожести этикетки БИС с зарегистрированным товарным знаком МВ&Н.
В ОАО «МВ&Н» от комментариев отказались до окончания разбирательства.
Руководитель торговой компании «Божественные источники Сарова» (БИС)
Александр Добрянский сказал «Ведомостям», что с самого начала производства
ПЭТ-бутылки компания ищет оптимальный вариант упаковки, поэтому выпустила пробную
партию бутылок с новыми этикетками, при изготовлении которых использовала зарегистрированные
ею товарные знаки. Добрянский отметил, что разработка спорной этикетки началась
в марте 2003 г. , а регистрация свидетельства МВ&Н о регистрации товарного
знака появилась в бюллетене «Роспатента» только в мае. По словам Добрянского,
компания не стремилась к сходству с этикеткой конкурента. Продажи МВ&Н в
июне упали не из-за этикетки, а из-за холодного месяца: все производители минеральной
воды ощутили это. По словам Добрянского, если вода с новой этикеткой не будет
удовлетворять потребителей, компания будет искать другие варианты, используя
только свои зарегистрированные товарные знаки.
В Нижегородском союзе дизайнеров считают, что «Минеральная вода и напитки»
имеет все шансы выиграть дело против БИС, которая использует цветовое и композиционное
решение этикетки, зарегистрированной конкурентом. «Этикетка зарегистрирована
как товарный знак, а конкуренты просто поменяли шрифт и одну картинку, оставив
композиционное решение. Неподготовленный зритель воспринимает это как элементарную
модернизацию этикетки, тем более что у обеих компаний на этикетке изображен
Саровский монастырь», — сказал представитель союза. Аналитики считают перспективы
разбирательств сомнительными. «Практика показывает, что подобные разбирательства
тянутся бесконечно. Например, споры по марке «Нарзан» и «Ессентуки»
тянутся до сих пор», — говорит Алексей Кривошапко из компании ОФГ. Аналитик
ИК «Проспект» Марат Ибрагимов полагает, что обе стороны придут к соглашению,
договорившись, чтобы этикетки меньше походили одна на другую.
джерело:
Ведомости — Нижний Новгород
корисний матеріал? Натисніть:
|