к. т. н. Чаленко А. Ю.
Международная охрана авторских прав на научные открытия не со-стоялась, несмотря на то, что уже существовал подобный национальный опыт стран социалистического лагеря: СССР — с 1947 года, ЧССР (Чехосло-вакия) — с 1957 года, НРБ (Болгария) — с 1961 года, МНР (Монголия) — с 1970 года и в Республике Куба — с 1983 года.
Первое открытие в СССР было зарегистрировано 26 июня 1957 года с приоритетом от 15 марта 1947 года. За последующие 35 лет в СССР было зарегистрировано около 400 открытий, при этом количество заявок на предполагаемые открытия превысило 12 тысяч. Очевидно, что отбор был очень строгий.
С распадом социалистического лагеря специальная охрана открытий в мире прекратила свое существование. В настоящее время научные открытия снова, как и в 19 столетии, охраняются лишь в рамках авторского права, как научно-литературные произведения, которые не обеспечивает правовой охраны сущности открытия и его приоритета. Что же такое – открытие?
Если изобретение — это то, чего никогда не было в мире к моменту его создания, то открытие — это то, что было всегда, но мы об этом не знали.
В свое время определение открытия было дано в "Положении об от-крытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях", утвержденное СМ СССР № 584 от 21 августа 1973 года: "Научным открытием является ус-тановление неизвестных раньше, но объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, которые вносят коренные изменения в уровень научного познания" [1].
В Хозяйственном Кодексе Украины приведены средства государствен-ного регулирования хозяйственной деятельности, где указано, что государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и прочих программ и программ экономического и социального развития использует разнообразные средства и механизмы регулирования. К ним относятся: государственный заказ, государственное задание; лицензирование, патентование, квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инве-стиционных, налоговых и прочих льгот; предоставление дотаций, компенса-ций, целевых инвестиций и субсидий [2].
Для современной экономики Украины наука является важнейшим объ-ектом хозяйственной деятельности. Именно наука обеспечивает инновационное развитие производительных сил, совершенствование производственных отношений, изменение уровня и стиля жизни населения. Высшим достижением научной деятельности во всем цивилизованном мире признано научное открытие.
Признание научных достижений открытиями, закрепление авторства и приоритета, выдача дипломов имеют большое значение для ученых и спе-циалистов, использующих научные результаты в практических разработках. Российская академия естественных наук впервые в мировой практике начала проводить регистрацию открытий в области общественных и гуманитарных наук. Наряду с этим осуществляется регистрация научных идей и научных гипотез, являющих собой этапы становления нового знания.
В Советском Союзе работала целая система отбора и внедрения науч-ных открытий. На уровне Совета Министров СССР с 1947 г. существовал специальный Государственный комитет по делам изобретений и открытий. Советские ученые направляли туда свои разработки, где их рассматривали, проводили экспертизу, регистрировали, охраняли авторские права на открытие и даже платили деньги. На законодательном уровне особый статус открытия в советской науке закреплялся в Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. О важности Положения свидетельствовала норма об обязательной ответственности должностных лиц за волокиту и бюрократизм при рассмотрении изобретений, а также за наруше-ние права на награждение лица, сделавшего открытие.
Отлаженный механизм рассыпался вместе с перестройкой. В обнов-ленных патентных законах Украины и Российской Федерации вообще исчез-ла правовая защита научных открытий на государственном уровне. Более того, в настоящее время в Украине не существует законных процедур государственной регистрации. Вместо этого открытия регистрируются в Российской академии естественных наук и Международной ассоциации авторов научных открытий (членом которой является Украинская ассоциация) как в научно-общественных организациях. Таким образом, регистрация в РАЕН и Ассоциации правового статуса не имеет, разве что может доставить автору чувство глубокого морального удовлетворения [3].
Обращая внимание на наши реалии, можно сказать, что современному государству Украина защита прав и свобод собственных граждан в данной сфере вообще чужда. Почему-то требования ст. 12 Хозяйственного Кодекса Украины в части лицензирования (внесения науки в систему права как вида хозяйственной деятельности), патентования (проведения экспертизы предпо-лагаемого научного открытия и внесение его в реестр), сертификации (выдачи охранного документа) предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот (признание авторства, выплата вознаграждения), предоставление дотаций, компенсаций, целевых инвестиций и субсидий (материальная поддержка в практическом использовании открытия) – по отношению к научным открытиям в действующем законодательстве не получили развитие.
В результате, утраченная возможность приобретения прав авторства в Украине направляет отечественных ученых на Запад. Там досконально отработана схема защиты прав на фундаментальные открытия, из которых невозможно сделать изобретение. Сначала ученый публикует в научных журналах под своим именем статью об открытии. Далее труд рецензируют, начинается дискуссия. И если открытие подтверждается – его регистрируют, а ученый признается автором, внесшим свою лепту в мировую науку, со всеми последующими моральными и материальными стимулами.
В Украине существует понятие научного открытия, приведенное в Гражданском Кодексе. Научным открытием является установление неизвест-ных ранее, но объективно существующих закономерностей, свойств и явле-ний материального мира, которые вносят коренные изменения в уровень научного познания (гл. 38, ст. 457). Автор научного открытия имеет право присваивать научному открытию свое имя или специальное название. Право на научное открытие удостоверяется дипломом и охраняется в порядке, установленном законом (гл. 38, ст.458) [4].
Однако в данном законодательном акте совершенно отсутствует указа-ние на то, что экспертиза материалов заявки на научное открытие, его регистрация, выдача диплома, охрана должны выполняться государством Украина через соответствующую систему органов государственного регулирования. По существующему положению украинский автор научного открытия не может получить правовую защиту на разработанный им объект интеллектуальной собственности — открытие. Становится непонятным, почему государство выдает охранные документы и ведет государственные реестры на объек-ты материальной собственности, на объекты интеллектуальной собственности, в том числе, патенты на изобретения, полезные модели, товарные знаки и др., и в то же время ничего не делает в сфере защиты прав авторов научных открытий – наиболее престижной научной деятельности, важной для повы-шения международного авторитета науки и страны Украины.
Передача государственных функций по защите прав авторов на науч-ные открытия в Украине и Российской Федерации таким уважаемым общест-венным организациям как РАЕН и Международная ассоциация авторов на-учных открытий, по существу, проблемы не решает. По-прежнему научные открытия в Украине не защищены и могут беспрепятственно использоваться сторонними лицами с нарушением авторства и приоритета.
Международной ассоциацией авторов научных открытий приводятся следующие общие положения объекта правовой защиты:
1. Заявки на научные открытия, идеи, гипотезы принимаются Между-народной ассоциацией авторов научных открытий (далее – Международная ассоциация) в области естественных, общественных и гуманитарных наук.
2. Научное открытие в области естественных наук означает установле-ние явлений, свойств, законов или объектов материального мира, ранее не установленных и доступных проверке.
3. В области гуманитарных наук открытием признается установление интеллектуальных связей между понятиями и/или концепциями, которые воспринимались ранее несвязанными.
4. Под научной идеей понимается обобщенный теоретический прин-цип, объясняющий сущность неизвестного ранее явления, свойства,. Закона (по п. 2.) или неизвестную связь между понятиями и/или концепциями (по п. 3.) [5]. При этом официальная государственная регистрация научных открытий не предусматривается.
В то же время Женевский Договор "О международной регистрации научных открытий" (Женева, 7 марта 1978 года) утверждает следующее.
Договаривающиеся государства, принимая во внимание ссылку на на-учные открытия, содержащуюся в статье 2 "VIII" Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности ( 995-169 ), желая способствовать прогрессу науки посредством стимулирования авторов научных открытий без дискриминации путем учреждения системы, которая публично связала бы их имена с их научными открытиями, желая способствовать информации о новых научных открытиях на пользу научной общественности и всего мира путем учреждения системы, которая обеспечила бы им доступность описаний научных открытий, принимая во внимание, что система международной регистрации научных открытий посредством облегчения доступа к научной информации представляет интерес для государств.
Для целей указанного Договора:
I) "научное открытие" означает установление явлений, свойств или законов материального мира, ранее не установленных и доступных проверке;
II) "автор научного открытия" означает физическое лицо, которое путем наблюдения, изучения, эксперимента или рассуждения самостоятельно сделало научное открытие способом, обеспечивающим его установление; в случае, когда в ходе рождения научного открытия упомянутые требования выполняли совместно несколько физических лиц, любая ссылка на автора научного открытия должна рассматриваться как ссылка на все эти лица;
III) "международная регистрация" означает акт и результат внесения Международным бюро описания и прочих предписанных подробностей научного открытия в Международный реестр научных открытий, ведущийся Международным бюро;
IV) "заявка" означает заявку на международную регистрацию;
V) "заявитель" означает физическое лицо или лиц, либо юридическое лицо или лиц, подавших заявку;
VI) "дата открытия" означает дату, на которую научное открытие было впервые опубликовано или сообщено общественности [6].
Перечисленные положения Договора не могут быть выполненными от-дельными физическими лицами или общественными организациями ввиду недостаточного уровня их компетентности, а поэтому требуют обязательного вмешательства государства.
Как отмечает ряд авторов, важнейшее значение имеет признание госу-дарственного приоритета на научное открытие, которое должно подчерки-вать уровень научного познания в государстве. Однако соответствующего закона об открытиях в Украине нет. Наша страна имеет мощный научный потенциал, способный делать научные открытия, которым нужна надежная и эффективная правовая охрана и, прежде всего, прав автора (авторов). Охрана прав авторов открытий не станет трудным бременем Государственному бюджету, но научный престиж государства, его государственный приоритет и приоритет автора должны быть защищены [7].
2.07.2002. Международная ассоциация авторов научных открытий вру-чила Леониду Кучме диплом и памятную медаль имени П. Капицы как соав-тору научного открытия "Явление изменения направления распространения рентгеновского излучения выгнутым слоем полимера". Соавторами открытия являются Ю. Алексеев, Е. Джур, В. Хуторной, В. Артемьев, В. Иванов, Ю. Крикун, Н. Межуев, В. Ситало, В.Ткаченко.
Диплом вручен в связи с регистрацией научного открытия, которое по-зволяет изменять траекторию рентгеновского потока. Открытие можно ис-пользовать для определения качества соединения различных материалов, разрешения прикладных задач защиты от рентгеновского излучения. В бу-дущем на основании этих результатов станет возможным создание более надежных средств защиты космических аппаратов от проникновения излуче-ния, разработка и создание контейнеров для сохранения радиоактивных и химических отходов. Возможное создание рентгеноводов позволит поднять на новый качественный уровень применение лучевой терапии в медицине [8].
Возникают вопросы, почему диплом выдает общественная организация зарубежного государства Россия? Где украинский приоритет, где свидетельство национальной гордости, выраженное в официальном признании труда украинских ученых? Почему в Украине до сих пор нет государственного органа, регулирующего вопросы регистрации научных открытий и защиты авторских прав?
Ответ один — государственного регулирования в Украине авторского права на научные открытия в настоящее время нет.
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования 5 марта 2005 года рекомендовал парламенту принять в первом чтении проект закона об охране прав на научные открытия, внесенный народными депута-тами С. Николаенко, И. Юхновским и другими соавторами. Законопроект определяет правовые и организационно-экономические основы в сфере правовой охраны научных открытий, закрепляет систему государственной регистрации научных открытий, их признание от лица государства, научную экспертизу.
В соответствии с нормами проекта, правовая охрана научных открытий в Украине должна осуществляться путем государственной регистрации на-учных открытий, выдачи диплома государственного образца на научные от-крытия, признания и закрепления прав и льгот за авторами научных открытий.
Члены Комитета были едины во мнении, что указанный законопроект будет обеспечивать и стимулировать дальнейшее развитие научно- технического потенциала Украины и будет содействовать ее интеграции в международное научное пространство [9].
Прошло четыре года, однако "воз и ныне там", на уровне государственного управления и в законодательной сфере практически не сделано ничего.
Предлагаются следующие организационные мероприятия.
1. На основе предложенного проекта Закона Украины разработать По-ложение "О научных открытиях в Украине". Положение утвердить Указом Президента Украины (Постановлением Кабинета Министров Украины) и ввести в действие до принятия соответствующего закона.
2. В действующих структурах государственного Департамента интел-лектуальной собственности и государственного предприятия "Украинский институт промышленной собственности (Укрпатент)" создать структурные подразделения по:
- рассмотрению заявок на научные открытия;
- проведению предварительной экспертизы и экспертизы по существу;
- регистрации научных открытий и ведению Реестра;
- обеспечению приоритета и признания авторства научных открытий;
- международному сотрудничеству в сфере использования научных от-крытий в рамках грантов и государственных заказов.
3. Ввести специальную систему поощрений и льгот авторам, стимули-рующую к созданию новых научных достижений в Украине.
4. Принять Законы Украины "О научных открытиях в Украине", "О государственной поддержке создания научных открытий в Украине".
5. Внести соответствующие изменения в существующую законодатель-ную базу, утверждающую главенствующую роль государства в регулирова-нии авторского права на научные открытия в Украине.
Литература
1. Ващук Я. Охрана объекта интеллектуальной собственности — научного открытия. 28.10.2004 – электронный источник: http://patent.km.ua/rus/articles/group15/i459
2. Господарський Кодекс України. Стаття 12. — 16 січня 2003 року N 436-IV
3. Трифонов А. Уникальные открытия российских ученых разворовывают. – 25.10.2005 г. — электронный источник: http://www.utro.ru/articles/2005/10/25/489012.shtml.
4. Цивільний Кодекс України. Книга четверта Право інтелектуальної власності / Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2003 — NN 40-44, — ст.356
5. Положение о порядке представления, экспертизе материалов заявок и выдачи дипломов на научные открытия, идеи, гипотезы. — электронный источник: http://www.raen.ru/diskrules.php
6. Женевский договор о международной регистрации научных открытий (Подписан в г. Женеве 07.03.1978). – электронный источник: http://www.lawmix.ru/abro.php?id=11555.
7. Подопригора А. Научное открытие в Гражданском кодексе Украины / Інтелектуальна власність. — 2003. — №7.
8. Громницкая Е. О вручении диплома на научное открытие Президен-ту Украины Кучме Л. Д. – 2..07.2002 г. — электронный источник: http://www.nkau.gov.ua/nsau/newsnsau.nsf/HronolR/C66EAE0F8E49D00CC3256BEA004C36AD?OpenDocument&Lang=R
9. О проекте закона об охране прав на научные открытия. – 3.06.2005г. – электронный источник: http://patent.km.ua/rus/news/i822.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме государственного регулирования авторского права на научные открытия в Украине. Рассмотрена современная си-туация при которой практически отсутствует нормативно правовая база обеспечения национального приоритета на высшие достижения в сфере науки – открытия. Доказано, что современная регистрация открытий в автори-тетных общественных организациях не обеспечивает правовой защиты укра-инских авторов открытий от действий третьих лиц. Обосновано требование обязательной государственной регистрации и экспертизы заявок на открытия. Предложено временное организационное решение по выходу их создав-шейся негативной правовой коллизии до принятия специального законода-тельства о научных открытиях в Украине.
АВТОРСКАЯ КАРТОЧКА
1. Название статьи: "Государственное регулирование авторского права на научные открытия в Украине"
2. Организация Институт экономико-правовых исследований НАН Украины.
3. Сведения об авторе
канд. техн. наук, ст. научн. сотр.
Чаленко Александр Юрьевич
91022, г. Луганск, ул. Ленина д. 102а, кв. 8.
Тел. 57 – 45 – 04 (р), 52 – 07 – 46 (д).
корисний матеріал? Натисніть:
|