| 
                                                                
                                                                 Насколько сегодня законодательно права на интеллектуальную собственность обеспечены 
  в России? 
К сожалению, обеспечены недостаточно. В силу вступила IV часть Гражданского 
  Кодекса, которая отменила все ранее действовавшие законы. Но она не может действовать 
  в отрыве от подзаконных актов. И сейчас возникли большие трудности, связанные 
  с тем, что целый ряд вопросов не урегулирован на уровне подзаконных актов. В 
  частности, не выпущены необходимые постановления правительства. Кроме того, 
  вся судебная практика, которая существовала и была обобщена в Постановлениях 
  Пленума Верховного суда РФ, тоже оказалась подвешена, потому что старые постановления 
  Пленума уже не действуют, ссылаются на уже не действующие законы, а новых постановлений 
  пока нет. И новой практики пока тоже нет. Поэтому сейчас у нас сложный переходный 
  период, к этому нужно относиться с пониманием. 
Примеры вопросов, не урегулированных подзаконными актами.  
Например, закон устанавливает право авторов и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных 
  произведений, то есть кинофильмов, получать вознаграждение за то, что их произведения 
  копируются в домашних условиях. Например, вы купили диск, на котором есть некие 
  песни, которые вы хотите скопировать, чтобы иметь такой же диск у себя на даче. 
  Вы берёте чистый диск, вставляете в компьютер или другое устройство и копируете. 
  Таким образом вы делаете копию. Если бы такой возможности не было, вы должны 
  были бы идти в магазин и покупать второй точно такой же диск. Если бы вы купили 
  этот второй диск, то тогда правообладатели, то есть, авторы произведений, которые 
  записаны на этом диске, изготовители фонограммы, и так далее, получили бы своё 
  вознаграждение. Но вы же не покупаете второй диск, а делаете его копию, поэтому 
  они ничего не получают. Вот для того, чтобы им компенсировать те доходы, которые 
  они не получают в результате возможностей копирования, законодатель и придумал 
  следующую меру. На ввозимые на территорию РФ чистые носители и оборудование, 
  за исключением профессионального, то есть, на то оборудование, которое стоит, 
  например, на телекомпаниях, эта норма не распространяется, а для бытового оборудования, 
  которое может быть использовано для копирования устанавливается сбор, который 
  должен взиматься и распределяться между правообладателями. Норма закона есть. 
  А как её применить? Для этого должно быть специальное постановление правительства, 
  потому что закон прямо говорит, что правительство устанавливает порядок, размеры 
  этих сборов. А этого постановления нет. Получается, что норма сегодня ещё не 
  действует, она пока "спящая". И таких норм достаточно много. Например, 
  то же самое можно было еще вчера сказать о праве следования. Это право, которое 
  принадлежит художнику, который может получить некое вознаграждение в случае 
  публичной перепродажи его произведения. То есть, художник продал свою картину, 
  а дальше эта картина была перепродана второй раз, или третий, или пятый. И он 
  имеет право с цены перепродажи получить определённый процент. Еще вчера эта 
  норма не действовала, но уже сегодня есть такое постановление. 
А правопреемник имеет право получить этот процент? 
Да, конечно. Например, при перепродаже картины Несмеянова должен был взиматься 
  этот сбор в пользу правообладателей, то есть в пользу его наследников, в течение 
  всего срока действия авторского права, то есть не только при жизни автора, но 
  и 70 лет после смерти, пока это право действует. Но мы наталкиваемся на проблему, 
  которая связана с тем, что у нас до сих пор не существует системы паспортизации 
  произведений изобразительного искусства, которые вводятся в оборот. И вышедшее 
  сегодня постановление правительства эту проблему не решает. Есть картина: эксперты 
  говорят, что ее написал художник Несмеянов. Но это говорят эксперты, а где документ? 
  И потом, мы же не можем по поводу каждой картины обращаться к экспертам, это 
  будет очень дорого. Тем более, может быть картина, которая буквально вчера написана 
  художником. Он ее вчера написал, сегодня продал, а через неделю она была перепродана 
  во Франции. Здесь ее купили за 100 рублей, там продали за 100 тысяч — а художник 
  ничего не получит. Потому что во Франции будет неизвестно, что это за произведение 
  продавалось, и где этот художник, и что ему принадлежит. Может, ему ничего не 
  принадлежит в результате. Поэтому для того, чтобы эта норма начала работать, 
  нужно создавать систему паспортизации, и чтобы за каждой картиной ходил этот 
  паспорт — тогда художник получит свой процент, в том числе и если картина перепродана 
  во Франции, в Великобритании, в Германии и так далее. И государству от этого 
  тоже будет прибыль, поскольку оно получит налоги.  
Как на сегодняшний день у нас соблюдается законодательство по защите интеллектуальной 
  собственности?  
А у нас только один закон теперь — это IV часть Гражданского кодекса. Соблюдать 
  его очень трудно, потому что пока нет многих подзаконных актов. В результате 
  что-то работает, а что-то — нет. Трудно его соблюдать еще и потому, что нет 
  практики. Например, сейчас все издательства хватаются за голову, потому что 
  не знают, как переделывать договоры, которые у них есть с авторами. Все договоры, 
  которые были заключены раньше, продолжают действовать, но надо же заключать 
  новые. А новые договоры надо заключать по новому законодательству, а практики 
  никакой нет. Сейчас всем всё приходится переделывать. А в Гражданском кодексе 
  очень много норм, которые, мягко говоря, не вполне понятны, возникает много 
  противоречий и юридических коллизий. В одной статье написано, что автору полагается 
  вознаграждение, а в другой статье написано, что автору не полагается вознаграждения. 
  В одной статье написано, что нужно получать разрешение автора, в другой статье 
  написано, что не нужно получать. В общем, много не вполне понятных ситуаций. 
  Но это тоже объяснимо, потому что создатели IV части Гражданского кодекса пошли 
  революционным путем и в результате многое сделали, я бы сказал так, непонятным. 
  Но хорошо то, что у нас развивается законодательство. Появляются новые институты, 
  новые правовые механизмы. Но нужно, чтобы эти правовые механизмы были более 
  четко отработаны. Например, у нас впервые появилось права публикатора, но что 
  с ними будет, понять очень трудно, потому что единственная страна в мире, где 
  у публикатора есть свои права, это Голландия. Причем в Голландии это не совсем 
  так, как у нас. И как эти нормы будут действовать, пока сказать трудно, но я 
  предвижу, что здесь будут большие конфликты. Точно такие же конфликты будут 
  неминуемо возникать между, например, обладателями доменных имен и товарными 
  знаками. В IV части Гражданского кодекса сначала была в проекте глава про доменные 
  имена, потом ее выбросили. Но выбросили ее не до конца, потому что доменные 
  имена все равно в IV части упоминаются, а что это такое, не объяснено. Возникает 
  вопрос: а что такое доменное имя? Если есть доменное имя, может быть, есть и 
  доменное отчество или доменная фамилия?  
                                                                        
                                                                        
                                                                
                                                                
корисний матеріал? Натисніть: 
 
 
                                                                 |