Насколько сегодня законодательно права на интеллектуальную собственность обеспечены
в России?
К сожалению, обеспечены недостаточно. В силу вступила IV часть Гражданского
Кодекса, которая отменила все ранее действовавшие законы. Но она не может действовать
в отрыве от подзаконных актов. И сейчас возникли большие трудности, связанные
с тем, что целый ряд вопросов не урегулирован на уровне подзаконных актов. В
частности, не выпущены необходимые постановления правительства. Кроме того,
вся судебная практика, которая существовала и была обобщена в Постановлениях
Пленума Верховного суда РФ, тоже оказалась подвешена, потому что старые постановления
Пленума уже не действуют, ссылаются на уже не действующие законы, а новых постановлений
пока нет. И новой практики пока тоже нет. Поэтому сейчас у нас сложный переходный
период, к этому нужно относиться с пониманием.
Примеры вопросов, не урегулированных подзаконными актами.
Например, закон устанавливает право авторов и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных
произведений, то есть кинофильмов, получать вознаграждение за то, что их произведения
копируются в домашних условиях. Например, вы купили диск, на котором есть некие
песни, которые вы хотите скопировать, чтобы иметь такой же диск у себя на даче.
Вы берёте чистый диск, вставляете в компьютер или другое устройство и копируете.
Таким образом вы делаете копию. Если бы такой возможности не было, вы должны
были бы идти в магазин и покупать второй точно такой же диск. Если бы вы купили
этот второй диск, то тогда правообладатели, то есть, авторы произведений, которые
записаны на этом диске, изготовители фонограммы, и так далее, получили бы своё
вознаграждение. Но вы же не покупаете второй диск, а делаете его копию, поэтому
они ничего не получают. Вот для того, чтобы им компенсировать те доходы, которые
они не получают в результате возможностей копирования, законодатель и придумал
следующую меру. На ввозимые на территорию РФ чистые носители и оборудование,
за исключением профессионального, то есть, на то оборудование, которое стоит,
например, на телекомпаниях, эта норма не распространяется, а для бытового оборудования,
которое может быть использовано для копирования устанавливается сбор, который
должен взиматься и распределяться между правообладателями. Норма закона есть.
А как её применить? Для этого должно быть специальное постановление правительства,
потому что закон прямо говорит, что правительство устанавливает порядок, размеры
этих сборов. А этого постановления нет. Получается, что норма сегодня ещё не
действует, она пока "спящая". И таких норм достаточно много. Например,
то же самое можно было еще вчера сказать о праве следования. Это право, которое
принадлежит художнику, который может получить некое вознаграждение в случае
публичной перепродажи его произведения. То есть, художник продал свою картину,
а дальше эта картина была перепродана второй раз, или третий, или пятый. И он
имеет право с цены перепродажи получить определённый процент. Еще вчера эта
норма не действовала, но уже сегодня есть такое постановление.
А правопреемник имеет право получить этот процент?
Да, конечно. Например, при перепродаже картины Несмеянова должен был взиматься
этот сбор в пользу правообладателей, то есть в пользу его наследников, в течение
всего срока действия авторского права, то есть не только при жизни автора, но
и 70 лет после смерти, пока это право действует. Но мы наталкиваемся на проблему,
которая связана с тем, что у нас до сих пор не существует системы паспортизации
произведений изобразительного искусства, которые вводятся в оборот. И вышедшее
сегодня постановление правительства эту проблему не решает. Есть картина: эксперты
говорят, что ее написал художник Несмеянов. Но это говорят эксперты, а где документ?
И потом, мы же не можем по поводу каждой картины обращаться к экспертам, это
будет очень дорого. Тем более, может быть картина, которая буквально вчера написана
художником. Он ее вчера написал, сегодня продал, а через неделю она была перепродана
во Франции. Здесь ее купили за 100 рублей, там продали за 100 тысяч — а художник
ничего не получит. Потому что во Франции будет неизвестно, что это за произведение
продавалось, и где этот художник, и что ему принадлежит. Может, ему ничего не
принадлежит в результате. Поэтому для того, чтобы эта норма начала работать,
нужно создавать систему паспортизации, и чтобы за каждой картиной ходил этот
паспорт — тогда художник получит свой процент, в том числе и если картина перепродана
во Франции, в Великобритании, в Германии и так далее. И государству от этого
тоже будет прибыль, поскольку оно получит налоги.
Как на сегодняшний день у нас соблюдается законодательство по защите интеллектуальной
собственности?
А у нас только один закон теперь — это IV часть Гражданского кодекса. Соблюдать
его очень трудно, потому что пока нет многих подзаконных актов. В результате
что-то работает, а что-то — нет. Трудно его соблюдать еще и потому, что нет
практики. Например, сейчас все издательства хватаются за голову, потому что
не знают, как переделывать договоры, которые у них есть с авторами. Все договоры,
которые были заключены раньше, продолжают действовать, но надо же заключать
новые. А новые договоры надо заключать по новому законодательству, а практики
никакой нет. Сейчас всем всё приходится переделывать. А в Гражданском кодексе
очень много норм, которые, мягко говоря, не вполне понятны, возникает много
противоречий и юридических коллизий. В одной статье написано, что автору полагается
вознаграждение, а в другой статье написано, что автору не полагается вознаграждения.
В одной статье написано, что нужно получать разрешение автора, в другой статье
написано, что не нужно получать. В общем, много не вполне понятных ситуаций.
Но это тоже объяснимо, потому что создатели IV части Гражданского кодекса пошли
революционным путем и в результате многое сделали, я бы сказал так, непонятным.
Но хорошо то, что у нас развивается законодательство. Появляются новые институты,
новые правовые механизмы. Но нужно, чтобы эти правовые механизмы были более
четко отработаны. Например, у нас впервые появилось права публикатора, но что
с ними будет, понять очень трудно, потому что единственная страна в мире, где
у публикатора есть свои права, это Голландия. Причем в Голландии это не совсем
так, как у нас. И как эти нормы будут действовать, пока сказать трудно, но я
предвижу, что здесь будут большие конфликты. Точно такие же конфликты будут
неминуемо возникать между, например, обладателями доменных имен и товарными
знаками. В IV части Гражданского кодекса сначала была в проекте глава про доменные
имена, потом ее выбросили. Но выбросили ее не до конца, потому что доменные
имена все равно в IV части упоминаются, а что это такое, не объяснено. Возникает
вопрос: а что такое доменное имя? Если есть доменное имя, может быть, есть и
доменное отчество или доменная фамилия?
корисний матеріал? Натисніть:
|