В марте 1886 года в Атланте полковник Джон Пембертон, фармацевт по образованию,
пытаясь найти средство от головной боли, сварил необычный сироп карамельного
цвета. В этот напиток входили отвар листьев коки, сахар и кофеин, что сделало
его очень стимулирующим. Оценив вкусовые качества напитка (сироп оказался сладким
и густым), Джон отнес свое изобретение в аптеку "Джейкобс", где первые
порции сиропа продавались по пять центов за стакан. Затем в напиток добавили
газированную воду и окрестили его "Кока-Кола". Название и оригинальный
шрифт придумал Фрэнк Робинсон — друг и партнер Джона Пембертона. На первых порах
коку раскупали в количестве девяти стаканов в день.
После смерти Пембертона преуспевающий бизнесмен Аза Кендлер приобрел рецепт
"Кока-Колы" у его вдовы за 2300 долларов. Поместив напиток в металлическую
посуду, Кендлер сварил его вместе с собственным запатентованным "Бальзамом
из крови растений". В течение десяти последующих лет "Кока-Кола"
укрепилась в названии "лечебного напитка". 31 января 1893 года товарный
знак "Кока-Кола" был официально зарегистрирован в США.
В том же 1893 году молодой фармацевт из Нью-Берна (штат Северная Каролина),
некий Калеб Брэдхэм, в результате экспериментов создал фармацевтическую смесь
из газированной воды, сахара, ванили, редких масел и орехов колы. Эта необычная
смесь под незвучным названием "напиток Брэда" стала продаваться в
аптеках как веселящий, укрепляющий и способствующий пищеварению напиток. Спустя
пять лет после изобретения Брэдхэм придумал напитку новое имя — "Пепси-Кола"
и 16 июня 1903 года зарегистрировал его как торговую марку. Название было составлено
из названий ингредиентов — пепсина (пищеварительный фермент) и ореха колы. Спустя
еще четыре года, в 1902 году, Калеб Брэдхэм организовал компанию "Пепси-Кола
Компани". И вот уже больше века "Кока-Кола" и "Пепси-Кола"
борются за звание самого популярного напитка в мире. До начала 1930-х годов
компания "Пепси" вообще не составляла существенной конкуренции "Кока-Коле".
Ситуация кардинально поменялась, когда в самый разгар Великой депрессии "Пепси-Кола
Компани" начала продавать напиток в 12-унцевой бутылке (1 унция — 28,35
грамма) за пять центов, в то время как основной конкурент просил аналогичную
цену за 6 унций. Продажи "Пепси" стали стремительно расти. В ответ
"Кока-Кола Компани" предъявила иск о нарушении прав на использование
торговой марки — слова "кола" в названии напитка. Длительное и скандальное
судебное разбирательство завершилось мировым соглашением. С этой поры было положено
начало негласной войне между двумя компаниями. Конкуренты постоянно шпионят
друг за другом, не оставляя без ответа ни одну "вражескую" коммерческую
акцию. Интересно, что "Пепси-Кола" первой поступила в продажу в СССР,
а "Кока-Кола" была первой иностранной компанией, которая разместила
рекламу своей торговой марки в Москве.
корисний матеріал? Натисніть:
|