Мюррей Я. Франчайзинг. — СПб.: Питер, 2004.
Отнюдь не каждый предприниматель может себе позволить большой маркетинговый
бюджет и серьезные инвестиции в продвижение торговой марки. Поэтому многие предпочитают
покупать франшизы — права на использование известного бренда. Как правило, в
выигрыше остаются как покупатели франшиз (франчайзи), так и франчайзеры — владельцы
брендов. Пример — сети различных компаний, ведущих коммерческую деятельность
под брендами McDonald’s, Domino’s Pizza, Kentucky Fried Chicken и т.д.
Главный аргумент, который приводит в пользу франчайзингового бизнеса известный
экономический журналист Ян Мюррей, — это высокий уровень надежности. В 2002
г. банк Nat West и Британская ассоциация франчайзинга (BFA) провели совместное
исследование результатов деятельности предприятий, работающих по данной схеме.
Исследование показало, что в 2001 г. 93% франчайзинговых компаний в Великобритании
были прибыльными. В том же году держатели франшиз создали для британцев 324900
рабочих мест.
Автор иллюстрирует свой рассказ историями успеха нескольких предприятий. Например,
английской чете Симпсон понадобилось всего четыре года, чтобы довести оборот
своей компании-франчайзера Rainbow International (сеть химчисток) до 500 тыс.
фунтов стерлингов. А бывший сварщик Роберт Тэнсли в 1993 г. основал фирму по
чистке ковров, которая сегодня продает франшизы. Ее оборот составляет примерно
1 млн фунтов стерлингов в год. И все же, по мнению Мюррея, у франчайзинга есть
плюсы и минусы для обеих сторон.
Упрощенный доступ держателя франшизы к льготам и скидкам, предусмотренным
для франчайзера. Помимо того что многие франчайзеры практикуют товарное
и денежное кредитование франчайзи, компаниям, «купившим» солидные бренды, легче
получать и займы от банков. Во-первых, финансисты понимают, что деятельность
дебитора контролирует франчайзер. Во-вторых, банкиры знакомы с методами ведения
бизнеса крупных франчайзинговых сетей, и это помогает им проверить состоятельность
предоставленных бизнес-планов. В-третьих, как уже было сказано, франчайзинговый
бизнес менее рискован.
Ограниченная свобода держателя франшизы. «Хотя вы и являетесь законным
владельцем бизнеса, — пишет г-н Мюррей, — вы не единственный хозяин его судьбы.
Франчайзер сохраняет контроль, даже в мелких деталях, за способом распространения
товаров или услуг и часто за повседневными процедурами, касающимися управления
бизнесом. На первых порах это может быть вполне приемлемо, особенно тогда, когда
вы только ищете свой путь в бизнесе. Но по мере того как вы становитесь более
опытным бизнесменом, вас может начать тяготить этот централизованный контроль,
и вы захотите свободы для своего собственного творчества.«
Быстрые темпы расширения бизнеса франчайзера. Франчайзер вовлекает в
свой бизнес ресурсы партнеров: деньги, интеллект и пр. В результате его дело
развивается значительно быстрее, чем у других компаний. Говоря словами автора,
«покупатели франшиз позволяют франчайзеру построить сеть быстрее, чем это было
бы возможно, если бы он опирался на свои собственные ресурсы или на заемные
средства либо привлекал средства акционеров».
Слабый контроль за деятельностью держателей франшизы. Каким бы строгим
ни был контракт между франчайзером и франчайзи, владелец бренда все же имеет
дело с самостоятельным партнером. «Чем больше стремление к независимости у владельцев
франшизы, тем меньше может быть их желание следовать тем процедурам ведения
бизнеса, на которых основывается формат франшизы.»?
полезный материал? Нажмите:
|