Как стало известно Ъ, в конце прошлой недели глава Роспатента Борис Симонов
утвердил решение палаты по патентным спорам России о признании товарного знака
«Русская водка» общеизвестным. С просьбой сделать это в палату еще
в начале года обратилось федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт».
Вчера глава ФКП Владимир Логинов заявил, что намерен использовать новый статус
знака «Русская водка» в борьбе против группы SPI, продающей по всему
миру Stolychnaya Russian Vodka.
Документы о признании знака «Русская водка» общеизвестным Борис Симонов
подписал в прошедшую пятницу. Своей визой он утвердил решение, принятое палатой
по патентным спорам еще в начале сентября этого года. Это решение автоматически
вступает в силу с момента подписания и с конца прошлой недели делает ФКП «Союзплодоимпорт»
владельцем исключительных прав на бренд.
Для признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации соответствующий
товар должен выпускаться продолжительное время, большинство потребителей должны
знать его, отличать от продукции конкурентов, ассоциировать с конкретным производителем,
продающим этот товар. ФКП является владельцем товарного знака «Русская
водка» на территории России с 2002 года. Поэтому на территории России ситуация
с использованием этого знака после принятия решения Роспатентом существенно
не изменится. В то же время у ФКП, оспаривающего права на использование словосочетания
Russian Vodka у группы SPI, появляются теоретические шансы лишить SPI прав на
бренд после вступления России в ВТО. По правилам ВТО ее члены обязаны признать
права владельцев общеизвестных брендов.
В ФКП утверждают, что намерены использовать полученные права исключительно
в целях борьбы против группы SPI Юрия Шефлера, владеющей правами на бренд Stolychnaya
в большинстве стран мира. «Это дополнительный аргумент в нашем споре за
марку,- говорит глава `Союзплодоимпорта` Владимир Логинов,- следующим нашим
шагом станет признание общеизвестной самой Stolychnaya». Мнение господина
Логинова подтверждают и специалисты по патентному праву. «Как только Россия
вступит в ВТО, по межгосударственным договорам водка SPI с общеизвестным брендом,
принадлежащим ФКП, будет остановлена прямо на таможне любого государства-члена
ВТО»,- говорит патентный поверенный Вадим Усков.
В SPI к заявлениям «Союзплодоимпорта» отнеслись скептически. «Даже
после вступления в ВТО общеизвестной торговая марка признается в каждой стране
отдельно,- говорит заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин.-
Если в силу административных рычагов ФКП удалось получить нужное решение, то
в других странах это не пройдет. В США `Союзплодоимпорт` никогда водку не продавал,
и там его никто не знает».
Отметим, что решение господина Симонова может отразиться не только на продукция
SPI, но и на любом производителе, на этикетке которого будет нанесена надпись
«Русская водка» или Russian Vodka. «Надпись `Русская водка` на
этикетке является одним из суббрендов наравне с названием водки,- говорит господин
Усков,- а это уже вступает в противоречие с торговым знаком, принадлежащим ФКП».
В самом ФКП по этому поводу заявляют, что, если надпись нанесена небольшим
шрифтом, нарушением их прав это считаться не будет. «`Русская водка` — это не только товарный знак, но и обозначение места происхождения товара,- считает
господин Логинов,- и преследовать российских производителей за это мы не можем».
Сами российские производители водок также считают, что ничьих прав не нарушают.
«Надпись Russian Vodka на нашей бутылке подчеркивает происхождение продукта,-
говорит Стэн Кауфман, генеральный бренд-менеджер группы компаний `Винэксим`
(торговые марки `Путинка`, `Гражданская оборона`),- это означает, что водка
наделена особыми свойствами, так же, как, например, французский коньяк».
«Если кто-то докажет, что я выпускаю калмыцкую водку, то я изменю надпись,-
говорит глава ТПГ `Кристалл` Сергей Зивенко,- а так пусть подают на меня в суд.
Надпись менять не собираюсь».
КоммерсантЪ
полезный материал? Нажмите:
|