12.09.2005 Роспатент по заявке ФКП «Союзплодоимпорт» признал общеизвестными
два товарных знака — «Советское шампанское» и «Русская водка».
Теперь в России не может быть зарегистрирован ни один товарный знак, хотя бы
похожий на эти. Однако учитывая, что выпускать что-либо под брэндами «Союзплодоимпорта»
без его согласия уже не решается ни одно местное предприятие, более вероятно,
что ФКП больше интересует ожидаемое вступление России в ВТО: тогда общеизвестные
брэнды автоматически получат дополнительную защиту на мировом рынке.
Для признания общеизвестным товарный знак, в частности, должен выпускаться
продолжительное время, потребитель должен знать его, отличать от продукции конкурентов,
ассоциировать с конкретным производителем, продающим этот товар. После признания
брэнда общеизвестным его регистрация запрещена под схожими названиями по любым
товарным группам. В России общеизвестными признаны такие товарные знаки, как
Coca-Cola, «Известия», «Здоровье» и др. Формально ни «Русская
водка», ни «Советское шампанское» полностью требованиям по регистрации
не отвечали. Например, только в России в настоящее время «Советское»
выпускают около 40 шампанских комбинатов. При этом само ФКП выпуском не занимается.
Поэтому ассоциировать шампанское с конкретным производителем потребителю очень
сложно. Производство «Русской водки» в России вообще сейчас приостановлено.
Тем не менее заявка «Союзплодоимпорта» вчера была одобрена. «Признание
общеизвестным дает нам дополнительные преимущества по защите наших брэндов»,-
заявил Ъ глава ФКП Владимир Логинов. По его словам, в ближайшее время Роспатент
начнет рассматривать аналогичные заявки его ведомства по известным водочным
маркам «Столичная» и «Московская». Учитывая, что право на
территории России на эти марки уже никто не оспаривает, специалисты по патентному
праву считают, что таким образом Владимир Логинов начинает массированное наступление
на многочисленных производителей «Советского шампанского» в СНГ. В
тоже время попытка сделать «Столичную» общеизвестной — очередной этап
в борьбе ФКП с группой Юрия Шефлера SPI, распоряжающейся брэндом Stolichnaya
в большинстве стран мира. «Скорее всего, это артподготовка перед вступлением
России в ВТО,- считает патентный поверенный Вадим Усков.- Как только мы туда
войдем (это должно произойти в середине 2006 года.-Ъ), все общеизвестные и географические
наименования, зарегистрированные в России, приобретут защиту во всем мире».
Эту версию подтверждает и господин Логинов: «Это будет для нас серьезным
аргументом в борьбе за наши марки как в СНГ, так и в странах дальнего зарубежья».
Однако перспективы этой борьбы оценить достаточно сложно. С одной стороны, в
некоторых странах постсоветского пространства ФКП удается реализовывать свои
планы.
Например, Азербайджан уже признал марку Stolichnaya за ФКП. С другой стороны,
исход борьбы на самых важных для реализации Stolichnaya рынках Северной Америки
не столь очевиден. «Для того чтобы в США всерьез рассчитывать на успех,
ФКП надо продавать товар, люди должны знать, что это за организация,- говорит
заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин.- А они никакого
отношения к водке не имеют».
КоммерсантЪ
полезный материал? Нажмите:
|