Франчайзинг — один из всё более популярных способов распространения товаров и услуг. Впрочем, при более близком рассмотрении франчайзинг оказывается куда более многогранным явлением, чем элементарное право на аренду торговой марки. Ведь франшиза — это полная бизнес-система, которую франчайзер передает партнеру (франчайзи). По этой схеме франчайзи получает готовый проект предприятия (и именно в этом главная привлекательность франчайзинга), за пользование которым платит вступительный взнос и определенный процент из оборота — роялти.
По договору коммерческой концессии (франшизе) согласно п.1 ст. ГКУ предоставляется право (прошу заметить — предоставляется, а не передается) на использование в предпринимательской деятельности пользователя комплекса исключительных прав, которые принадлежат правособственнику, в том числе право на фирменное (коммерческое) наименование и (или) коммерческое обозначение.
Например, по договору франшизы от корпорации «Макдоналдс Корпорейшн» может предоставляться право как на использование товарного знака этой фирмы (на вывесках, в рекламе, на продукции и т.д.) или нескольких знаков (а в Украине зарегистрировано как минимум 6 товарных знаков, которые принадлежат этой фирме, в том числе словесные, изобразительные и комбинированные, причем относительно разных видов деятельности), так и на использование одноименного фирменного наименования — Корпорация «Макдоналдс Корпорейшн». Такое использование дает возможность потребителю лишний раз убедиться в том, что пользователь знака (знаков) получил законное право на их использование от правособственника, а не старается обратиться к недобросовестной конкуренции, используя подобные знаки. При этом владельцем знаков и фирменного наименования как и раньше остается франчайзер.
Соответственно пункту 2 статьи 1118 Гражданского кодекса Украины и пункта 2 статьи 367 Хозяйственного кодекса Украины договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации органом, который осуществил регистрацию субъекта хозяйствования, которое выступает по договору, как правособственник. В связи с отсутствием нормативно-урегулированной процедуры государственной регистрации договоров коммерческой концессии п.4 ст. 1118 ГКУ не работает. В 2009 году планируется внести изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, а также в специальное законодательство в сфере интеллектуальной собственности и закрепить таким образом принцип «единого окна». Т.е., предусмотреть для сторон договора коммерческой концессии возможность подавать заявление о регистрации договора и о предоставлении прав на использование объектов права интеллектуальной собственности в один орган, которым предполагается и станет Госдепартамент. Конечно, стоит проблема разработки и принятия как первоочередноймеры урегулирования проблемы регистрации договоров коммерческой концессии (франчайзинга), подзаконного нормативно-правового акта (например, постановления КМУ), который бы определял порядок осуществления государственной регистрации таких договоров.