Ярослав Ващук
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Внедрение рыночных отношений в Украине остро освещает общую для переходных экономик проблему – неэффективное использование имеющихся ресурсов, затратность производства на микро- и макроуровне. Цены рыночного равновесия, которые получаются, поставили большинство предприятий перед фактом банкротства.
В наших реалиях процессы рыночного приспособления могут происходить преимущественно только через инновационные технологические изменения, так как капитал, который накопился в кризисной фазе перепроизводства, не найдет положительной экономической мотивации в старой технологической структуре. Для преодоления кризиса он должен воплотиться в научно-технические инновации, в новые производства, создать новые области, которые определят характер структурной трансформации переходной экономики.
Тем не менее сегодня еще не создан действенный механизм обеспечения необходимых технологических изменений. Пока что такие управленческие усилия не дают нужных конечных результатов. Министерства, отягощенные необходимостью поддержки “на плаву” традиционных производств, не имеют достаточного средства, да и экономической мотивации, для революционных инновационных трансформаций своей области. Принципиально новые базовые инновационные технологии, которые требуют значительных инвестиций, не имеют на государственном уровне эффективных механизмов их программирования и дальнейшего управленческого сопровождения при реализации. Ошибочные кредитная и налоговая политики вместе с провальной политикой относительно заработной платы создают предпринимательскую среду, в которой негосударственные и частные коммерческие структуры сегодня не имеют экономической мотивации заниматься инновационной деятельностью.
Фактическое состояние дел в области технологических изменений и инновационной активности остается крайне неудовлетворительным. Так, в 1998 году частица предприятий, которые внедряли прогрессивные технологические процессы, осваивали на их основе новую продукцию или выполняли работы, направленные на повышение технического уровня производства, составляла лишь 15,1% против 17% в 1997 году.
Проведенное обследование инновационной активности промышленных предприятий показало, что значимость факторов торможения инновационной деятельности оценивается самыми предприятиями следующим образом: отсутствие финансирования (89% обследованных), отсутствие средств у заказчика (54%), высокие кредитные ставки банковских учреждений (44%), значительные затраты, которые связанные с нововведениями (39%), несовершенство законодательной базы в налоговой сфере (37%), трудность с сырьем (32%).
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С целью определения приоритетных направлений технологического развития необходимо проводить оценку внутренней структуры научно-технического прогресса и его составных — научных исследований, инноваций и производства на всех этапах создания и реализации новых видов продукции и технологии. Тоже для области – с удельным весом к инновациям производства с учетом временной ориентации реализации инноваций в производстве.
Госкомитет по вопросам науки и интеллектуальной собственности вместе с Национальной академией наук Украины разработал перечень приоритетных направлений развития науки и техники Украины на ближайшие года. Исходя из которых определенные приоритетные направления инновационной деятельности в Хмельницкой области до 2001 года (распоряжение ОДА от 8.10.98 №1524, “Региональная инновационная программа развития Хмельницкой области на 1998-2000гг”):
1. Внедрение агропродтехнологий по производству, сохранению и переработке сельскохозяйственной продукции, и создание новой сельскохозяйственной техники.
2. Внедрение энерго-, материальносохраняющих и информационных технологий.
3. Производство новых материалов, веществ и изделий с высококачественными свойствами.
В текущем году региональным отделением планируется осуществить корректирование инновационной деятельности с целью структурной перестройки экономики. Учитывая ограниченность средств предприятий и бюджета, которые можно использовать на развитие экономики области и отдельных его областей, необходимо развивать и стимулировать инновационные процессы, как сегодня, так и на ближайшую перспективу в тех секторах рынка где есть смысл получить положительный результат в конкурентной борьбе с развитыми государствами мира. Для нашей области это сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность и переработка минерально-сырьевой базы региона. Вкладывать инновационные средства в связи с их ограниченностью и сокращенными сроками внедрения в другие области смысла нет.
Анализ показывает, что в первую очередь необходимо сконцентрировать усилия и инвестиционные ресурсы на этих пяти направлениях, реализация которых разрешит со временем более предметно подойти к решению проблем других направлений.
Масштабную реализацию других провозглашенных приоритетных направлений, которые являются также важными и актуальными, возможно будет обеспечить после структурной перестройки экономики и обеспечение высоких темпов ее возрастание, то есть после 2010 года.
Госиннофонд – реальный источник структурной перестройки экономики. Проведем анализ инновационных проектов и заявок:
Общее количество проектов 47
Внедренных проектов 40 (85%)
Разработано новых технологий 22 (47%)
Внедренных технологий 25 (53%)
С/х продукция и техника 20 (42%)
Ресурсо- и энергосбережение 14 (30%)
Строительство 6 (13%)
Новые вещества и изделия 3 (6%)
Медицина 3 (6%)
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Из стороны государства сделанные реальные шаги и планируется дальнейшая поддержка предпринимательства по четверых его основных составных:
в налоговой политике: вводится льготное налогообложение зарегистрированных в Государственном реестре инновационных структур по половинной ставке от действующей — на протяжении трех лет (пункт 7.14 Закона «О налогообложении прибыли предприятий»). Регистрация предприятий будет осуществляться соответственно новому закону «Об инновационной деятельности», что будет принятий в ближайшее время;
в кредитной политике: целевая финансовая поддержка инновационных процессов в “малом” бизнесе Госиннофондом (проекты до 300тыс грн); Указ Президента Украины “Об образовании кредитно-гарантийного учреждения из поддержки малого и среднего предпринимательства” от 20.05.99 №540 (микрокредиты НБУ);
в информационном обеспечении: создание банков данных коммерческой, экономической, научно-технической информации на региональном уровне, обеспечение возможности доступа к БД изобретений, новых разработок, научно-технических достижений путем использования новых информационных технологий, компьютерных сетей, Интернета, создание бизнесов-инкубаторов, инновационных и бизнес центров;
в организации технического творчества, новаторства: усовершенствование существующей системы регистрации и защиты интеллектуальной собственности граждан и предприятий, консультативная и материальная помощь изобретателям в этих роботах.
4. ИННОВАЦИОННОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОЗРАСТАНИЯ
Один из шести приоритетных проектов программы “Украина – 2010” “Повышение конкурентноспособность производства и увеличение экспортного потенциала государства”, что предусматривает активизацию технического творчества разработчиков и производственников.
До 1991 года существовала проблема внедрения созданных новаций, сегодня – в наличии самых новаций. Творческий потенциал исчерпался, кончился, разработки состарились.
В процессе становления рыночных отношений в Украине все более наглядным становится факт низкой конкурентноспособности продукции, которая традиционно вырабатывалась в условиях административно-командной системы хозяйства. Ведь создание необходимых условий для своевременного обновления продукции — этот стратегически важнейший путь структурной перестройки производства и выпуска товаров, которые будут принятые рынком. Только такое производство имеет перспективу относительно увеличения его объемов и, соответственно, относительно влияния на экономическое возрастание страны.
Инновационное развитие в Украине предусматривает целенаправленное использование и привлечение к хозяйственной деятельности результатов интеллектуального научно-технического творчества — прав на объекты промышленной собственности: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Эти изобретательские инновации, как внутренний двигатель производства, разрешают сделать прыжок от старой производственной функции к новой, ускоряя технологическое и экономическое развитие государства. Значительный уровень эффективности затрат, связанных с патентно-лицензионной деятельностью (на 1 грн. затрат 8-9 грн. дохода), создает экономические условия для высокой производительности инвестиций в эту сферу, усиление трансфера технологий за счет использования объектов интеллектуальной научно-технической собственности и реализации прав на них.
Современное состояние изобретательства в Украине не отвечает возможностям и научно-техническому потенциалу государства. Углубление экономического кризиса, спад производства, игнорирование НТП на промышленных предприятиях привели к разрушению научно-технической деятельности, спада изобретательской творческой активности в областях промышленности, регионах и областях Украины. Из года в год уменьшается количество использованных изобретений: в 1997 г. 37% от уровня 1993 г.
По Хмельницкой области отчет за 1998г форма 4-нт: представлено заявок на изобретения – 31 (0,5% по Украине), получено патентов на изобретения – 27 (0,6% по Украине), использовано изобретений – 2, использовано рацпредложений – 362. Показатели по Винницкой области в 4 разы большие.
Пример. Предприятием “Крона” реализованный инновационный проект “Внедрение энерго- и материальносохраняющие технологии производства высококачественного активированного угля на основе разработки Института сорбции НАНУ с использованием изобретений”. Построено 2 цеха и лаборатория, создан 54 рабочих места, началось использование 10 тыс.м.куб неделовой древесины (граба) и выпуск впервые в Украине 400 тон в год импортозаменной продукции — высококачественного древесного активированного угля. При этом использованные новые разработки научных работников Санкт-Петербурга и Киева, два изобретения, лицензия, маштабные маркеринговие исследование, которое обеспечивают производство активированного угля из местного сырья, которое выгодно отличается от импортного лучшими техническими характеристиками, низшей на 30% ценой, да и технология производства обеспечивает значительную экономию энерго- и сырьевых ресурсов, экологическую чистоту. Планируется в ближайшее время освоить около десяти видов этого ценного сорбента.
Технологические изменения происходят также на основе лицензионного обмена технологиями. В следствие отсутствия государственного контроля за переносом технологий, за торговлей лицензиями в Украине распространяются псевдоинновации. По данным Госкомстата больше половины закупленных за последние пять лет лицензий есть морально устаревшими, с сроком действия от 7 до 10 и даже до 20 лет. Это означает, что в промышленности закрепляется технологическая отсталость, возрастают непроизводительные затраты финансовых ресурсов, который приводит к высокой себестоимости продукции изготовленной на основе таких лицензий.
Разработанные нами предложения относительно усовершенствования и расширения инфраструктуры системы охраны прав промышленной собственности направленные на содействие внедрению и эффективному использованию результатов научно-технического творчества и объектов промышленной собственности в области за счет: — Проведение патентных исследований при разработке и внедрении в производство новой продукции, новых технологий. — Создание регионального фонда изобретений, который должен выполнять отбор изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, приобретать на них права патентообладателя на договорной основе и оказывать содействие их использованию в интересах государства. Источниками финансирования такого фонда может быть выручка от продажи объектов промышленной собственности, патенты на которые приналежат нему. — Обеспечение безвозмездным информационным обслуживанием индивидуальных изобретателей и рационализаторов. — Организация постоянно действующей выставки законченных разработок, образцов инновационной продукции, моделей изобретений, которые предлагаются к серийному производству. — Создание по каждому приоритетному для региона направлении развития науки и техники автоматизированных информационно-поисковых систем, которые содержат полный банк данных фирм, научных центров страны и мира, патентной информации, публикаций из соответствующего направления (проблемы). — Организация в областном центре безвозмездного консультационного пункта для изобретателей и рационализаторов по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности. — Создание бази данных новых идей и разработок изобретателей области, информация о них производственников и содействия их внедрению в производство.
Поданные предложения относительно усовершенствования законодательной и нормативной базы нацеленные на активизацию изобретательской и соответствующей инновационной активности. Они дают возможность соединить интересы отдельных собственников объектов промышленной собственности, предприятий и экономики в целому и, тем самым, более полно оказывать содействие обеспечению необходимой концентрации изобретательских ресурсов для развития производственной базы промышленности, которая будет активно влиять на динамизм экономического возрастания в Украине.
5. ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Один из шести приоритетных проектов программы “Украина – 2010” “Реализация энергосберегающей модели розвития экономики”, что предусматривает оптимизацию топливно-энергетического комплекса, вывод из кризы угольной промышленности.
Общее описание проекта
Примером реализации одного из важнейших приоритетных направлений «Энергетическая независимость и эффективное использование топлива и энергии” есть инновационный проект:
«Целевая программа внедрения экономного отопления бюджетных учреждений Деражнянского района Хмельницкой области с использованием технологии теплонакопительного электроотопления «Электропик».
Проект предназначен для решения проблемы отопление бюджетных учреждений (школ, больниц, сельских советов, домов культуры и др.) в сельских населенных пунктах и создание теплонакопительных систем. В походке выполнения проекта разработаны и внедрены три типоразмеры унифицированных систем (для объектов до 40кв м, до 200 кв м, больше 200кв м), как по комплектующих так и по технологии изготовления, теплонакопительного отопление в зависимости от площади отопительных учреждений в государственных учреждениях населенных пунктов района. В системе отопления используются нагреватели «Электропик», многотарифные счетчики, программированные реле времени, автоматы защиты, силовые шкафы и др.
Температура нагрева пола 20-26гр, стен – 40-50гр.
Технической новизной проекта является создание экономной системы отопления, которая обеспечивает полный контроль за использованием бюджетного средства, отпущенных на отопление. Кроме того, эта система (в масштабах государства) является аккумулятором энергии.
Технология изготовления нагревателей «Электропик» и конструкция систем разработанная на уровне изобретений, защищенная двумя патентами и обеспечивает гарантированную долговечность эксплуатации — 25 лет.
Организационной новизной проекта есть механизм финансирования реконструкции отопления бюджетных учреждений за счет экономии средства, которая полученная в результате этой реконструкции, для чего в ходе внедрения Программы создается Фонд теплонакопительного отопление района.
Социальное значение проекта состоит в создании нормальных условий функционирования бюджетных учреждений культуры, образования и здравоохранения в сельской местности и в обеспечении четкого контроля за использованием бюджетного средства.
Решается две глобальных проблемы:
Экономное отопление бюджетных учреждений (480 районов и 80 тыс объектов) – комфортное, очередной режим, дифференцированный температурный режим.
Создание системы энергонакопления для энергосистемы Украины. В Украине строится две гидроаккомулирующие станции стоимостью до 1млн долл.
Отсутствующее централизованное отопление, тенденция перехода на индивидуальные системы отопления.
Распоряжением председателя Деражнянской райдержадминистрации в 1998 году созданная рабочая группа по подготовке и руководству “Программой внедрения экономного отопления бюджетных учреждений в Деражнянском районе Хмельницкой области”.
В процессе выполнения программы внедрено не только экономическое теплонакопительное электроотопления в 10 школах и 5 фельдшерско-акушерских пунктах района, но и накоплен ценный опыт по организации таких работ, впервые разработанная технология монтажа нового вида электроотопления и развитые мощности по производству комплектующих для систем теплонакопительного электроотопления , проведены работы по улучшению конструкции комплектующих.
Рабочей группой разработанная Докладная записка председателю Облгосадминистрации о расширенном использовании результатов Программы и об источниках финансирования программы в машстабах области.
Экономия энергоресурсов
Экономное использование топливно-энергетических ресурсов возможное при целевому его использовании, что достичь при использовании твердого или редкого топлива при его сохранении в мелких составах и невозможности обеспечить контроль за нецелевым использованием, техническое несовершенство котлов, потери в теплотрассах, отсутствие автоматического управления значно уменьшает экономичность использования топлива.
Наиболее экономической системой отопления есть электроотопительная системой нагревательных кабелей, установленных в помещениях. Преобразование электроэнергии стопроцентное на протяжении всего срока работы системы, тепло генерируется непосредственно в помещении, которое необходимо обогреть и не теряется при его транспортировании теплотрассами, обеспечивается автоматическое управление температуры каждой комнаты в времени. Основное, что относительно не дорогая аппаратура обеспечивает потребление дешевой электроэнергии в ночной период, накапливая тепло в стенах па подлогах дома.
Именно такие системы отопления установленные в 10 школах и 5 фельдшерско-акушерских пунктах Деражнянского района. Как показала практика такое отопление есть болеее экономическим и комфортным чем печное или водяное угольное.
Рентабельность замены угольного отопления на теплонакопительное электрическое определяется соотношением стоимости цен на электроэнергию и уголь. Сегоднешнее соотношение цен (120 грн за тону угля против 7.4 коп. за киловатт-час электроэнергии для отопления ночью, 4.0 за киловатт-час для технологических потребностей ночью) обеспечивает рентабельность внедрения электроотопления . Если в будущем цена на электроэнергию не будет рости быстрее за цену на уголь, то рентабельность эксплуатации электроотопления будет гарантирована. Рабочей группой рассчитан линейный прогноз изменений цен до 2008 года, соответственно которого цены достигнут среднеевропейских, при этом увеличиваются в 2,3-2,8 раз без значительного изменения их соотношения.
Механизм самофинансирования
Начальными средствами для проведения работ по реконструкции отопления есть средства фонда теплонакопительного электроотопления Деражнянского района, в который поступает экономия от эксплуатации теплонакопительное электроотопления (фактически — дотация на уголь, не использованная для его закупки в связи с заменой угля электроэнергией). В следующем отопительном сезоне эта сумма составит 100 тыс. грн.(далее все расчеты в ценах 1998 года). Если в первом году запланировать внедрения теплонакопительное электроотопления общей мощностью 900 квт (это 9-10 школ), то сэкономленная дотация на уголь для этих школ составит еще 100 тыс. грн. Для проведения такой работы нужно 340 тыс. грн. Средство, которых не хватает (140 тыс. грн.) можно отыскать в местных райдержадминистрациях путем взаимозачетов с местными производителями работ по реконструкции отопления бюджетных учреждений. Таким образом, направив средства, что тратились на уголь, на реконструкцию, можно создать возможность отопления бюджетных учреждений электроэнергией за счет взаимозачета, улучшив тем самым состояние расчетов производителя с бюджетом, и создав предпосылки для дальнейшего расширения работ по реконструкции. При этом незакупленный уголь на сумму 200 тыс. грн. необходимо заместить взаимозачетом по электроэнергии на сумму 130 тыс. грн.
Внедрение электроотопления еще в 9-10 школах создаст условия для уменьшения дотационных затрат на закупку угля еще на 100 тыс. грн., которые будут заменены зачетами по электроэнергии в сумме 63 тыс. грн. Таким образом, для финансирования работ по реконструкции в втором году выполнения Программы уже можно использовать 200 тыс. грн. сэкономленной дотации для уже реконструированных учреждений, 200 тыс. грн. дотации, которая будет сэкономлена для учреждений, которые будут реконструированы к началу отопительного сезона и 280 тысяч грн. зачетных средств из бюджетов местных администраций, для которых будет реконструировано отопление уже 20 школ. При этом незакупленный уголь на сумму 400 тыс. грн. необходимо заместить взаимозачетом по электроэнергии на сумму 240 тыс. грн.
Дале объем работ за счет самофинансирования может нарастать с геометрической прогрессии или к достижению эффективных объемов внедрения, или же к тому времени, если средство, которое дополнительно появляются в результате расширения работ, не будут полностью забираться на другие бюджетные потребности.
В докладной записке приведенные расчеты чететырех вариантов результатов проведение мероприятий по реконструкции отопления бюджетных учреждений с самофинансированием за счет сэкономленных средств на закупку угля, которое замещается электроэнергией с расчетом взаимозачетами. Варианты развития мероприятия просчитан в зависимости от комбинации факторов, что наибольшее влияют на конечный результат (рис. 4). Это изменение цены электроэнергии относительно угля (внешний фактор) и изменение частицы сэкономленного средства, которые остаются для рефинансирования мероприятия, а не направляются на удовлетворение других бюджетных потребностей (внутренний фактор). Неизменными условиями расчетов являлись:
необходимость замены электроэнергией половины уголь, закупка которого дотируется облбюджетом,
необходимость возвращения займа Госиннофонда в 2002 году,
срок проведения мероприятия — до 2010 года.
Из графиков рис. 5 видно, что уменьшение затрат на закупку угля в два раза возможное плавный, включительно до 2010 года (варианты 1 и 3), или же возрастающее в геометрической прогрессии (варианты 2 и 4) до 2006 года, после чего мероприятие завершается.
При этом согласно вариантам 1 из 2 после достижения самофинансирования объема работ по монтажу 4000 квт мощности теплонакопительное электроотопления ежегодно (в среднем по две школы на район), избыточная экономия, начиная с 2003 года направляется на другие бюджетные потребности. Мероприятия в таком режиме работает до 2010 года, успевая обеспечить уменьшение потребления уголь бюджетными учреждениями области в два раза.
Согласно вариантам 3 и 4 вся экономия бюджетного средства направляется на расширение работ. Это даст возможность уменьшить потребления угля бюджетными учреждениями области в два раза до 2006 года, получив значительную экономию бюджетного средства в 2006-2010 годах.
При этом затраты районных бюджетов, изображенные на рис.6 во всех вариантах одинаковые и составляют стоимость части работ по монтажу и снаряжению после реконструкции. Затраты областного бюджета без зачетов по электроэнергии всегда нулевые, или же отрицательные (экономия), и только с зачетами по электроэнергии составляют значительные суммы, которые при достижении значительного объема завершенной реконструкции в 2004 ли в 2007 годах ( в зависимости от цены на электроэнергию и варианту расчета) тоже становятся отрицательными за счет того, что экономия на стоимости отопления с взаимозачетами по электроэнергии начинает превышать затраты на его внедрение. Суммы зачетов по электроэнергии зависят от цены на электроэнергию, и потому в вариантах 1 и 3 (дискриминационный тариф на электроэнергию) экономия от мероприятия значительно низшая, чем в вариантах 2 и 4 (технологический тариф на электроэнергию).
Из графиков черт 7, где изображены финансовые результаты проведения мероприятия, видно, что даже в наиболее плохом варианте проведения (1), его результат есть безубыточным по сумме всех бюджетных затрат, включительно с взаимозачетами, на день завершения мероприятия в 2010 году. А без учета зачетов по электроэнергии полная окупаемость наступает в 2004 году.
При других вариантах развития событий финансовый результат зависит от цен на электроэнергию. При технологическом тарифе полная окупаемость достигается по варианту 2 в 2006 году,
При полном рефинансировании и дискриминационном тарифе полная окупаемость достигается только в 2013 году, а технологический тариф в этих же условиях обеспечит окупаемость в 2008 году. Следует отметить, что экономия средства, кроме зачетов, согласно этим вариантам почти в два раза большая.
Приведенные в расчетах объемы работ по реконструкции отопления бюджетных учреждений обеспеченные сегодняшним состоянием систем отопление бюджетных учреждений в области, который характеризуется хронической нехваткой средств на капремонты на протяжении ряда лет и уровнем газификации сел в районах области, котор далекая от завершения (рис. 8).
Таким образом, приведенными расчетами подтвержденная, при разных наборах факторов, которые влияют на конечный финансовый результат, возможность проведения реконструкции отопления бюджетных учреждений Хмельницкой области за счет самофинансирования при условии использования на реконструкцию сэкономленных дотаций на уголь, которое замещенное электроэнергией, которая оплачивается за счет взаимозачетов.
Организация внедрения
Областная программа “Сокращение потребления уголь бюджеными учреждениями области до 2010 года в два раза”. Выполняется в два этапа:
Подготовительный этап (1999 год): — решение ОДА о разработке и внедрении программы: — разработка программы, согласование с министерствами и ведомствами и утверждение; — разрешение на оплату электроэнергии по технологическому тарифу; — создание службы энергоменеджменту бюджетных учреждений области; — экспериментальная проверка самофинансирование в где-нескольких районах на 8-12 объектах; — коретирование программы по результатам эксперимента.
Выполнение программы (с 2000 года) обеспечивает: — реконструкцию отопления бюджетных учреждений области за счет экономии бюджетного средства; — получение экономии бюджетного средства (уменьшение затрат в 2 разы); — создание для энегоситемы системы энергонакопления ; — социальный эффект (12 объектов, 400 людей); — создание условий распространения Программы на другие области.
Председатель Хмельницкого регионального отделения
Государственного инновационного фонду Ярослав Ващук
источник:
Сайт «ВЯПат»
полезный материал? Нажмите:
|