Дмитрий Крапивенко
«Знай наших» — этот нехитрый слоган стал предметом судебного процесса
между русским мясокомбинатом «Подмосковье» и Coca-Cola. Россияне стараются
доказать, что корпорация незаконно использовала слоган в своих рекламных целях,
поскольку комбинат зарегистрировал «Знай наших» как товарный знак
раньше, чем Coca-Cola. Свои убытки «Подмосковье» оценивает в $5 млн.
Суд еще впереди, а мясокомбинат уже получил определенную выгоду: благодаря иску
против Coca-Cola небольшой комбинат стал известный далеко за пределами Московской
области.
Если бы не поражение русских футболистов...
Рекламную кампанию под лозунгом «Знай наших. Собери команду» русские
подразделы Coca-Cola проводили 2002 года. Акция была посвящена участию сборной
РФ в прошлогоднем чемпионате мира по футболу. Под этим лозунгом на жестянках
и бутылках Coca-Cola изображали игроков русской сборной. «Использование
словосочетания «Знай наших» как рекламного слогана, на мой взгляд,
оправданное, — рассказывает «Контрактам» Роман Жук, директор московского
Центра репутационых технологий. — Такое призвание к покупателю создает производителю
имидж «своего парня», дает возможность играть на патриотичных чувствах.
В случае с Coca-Cola эффект рекламной кампании был еще усилен лотереей. «Знай
наших. Собери команду» давало возможность участникам акции, которые соберут
изображение всех футболистов сборной, поехать в Японию на чемпионат. А лотерея — это, безусловно, эффективный маркетинговый ход».
Впрочем, Coca-Cola едва ли смаковала русским болелщикам минувшего года. Горечь
поражения национальной сборной на первых же кругах чемпионата фаны большей частью
топили в крепких напитках. И дело не только в вкусах болелщиков. Если бы не
поражение сборной РФ, едва ли бы случился скандал с комбинатом «Подмосковье»,
что с 2001 года владеет торговой маркой «Знай наших.«. Основная претензия
комбината состоит в том, что именно привязка рекламной кампании Coca-Cola к
футбольному чемпионату и нанесла наиболее убытков комбината. Как утверждают
истцы с «Подмосковья», после поражения сборной слоган «Знай наших»
«перестал ассоциироваться с качественной продукцией и воспринимался потребителями
как часть рекламной акции мощной западной корпорации». Поскольку под этим
слоганом рекламировали не только продукцию Coca-Cola, а и продукцию «Подмосковья»,
вследствие чего последний понес урон в размере $5 млн.
В такой самой ситуации оказалась Pepsi и... выиграла
Линия защиты Coca-Cola HBC Eurasia и Coca-Cola Bottlers Siberia (именно эти
компании являются ответчиками «Подмосковья») есть более или менее
понятной уже сейчас. Компания использовала зарегистрированный товарный знак
«Знай наших. Собери команду», а не «Знай наших», что належит
комбинату «Подмосковье». Вдобавок, как утверждают в русском представительстве
Coca-Cola, фраза «Знай наших.» касается изображения футболистов на
этикетке, а не самого напитка.
Менеджерам Coca-Cola прибавляет оптимизма недавний процесс между русским представительством
компании Pepsi и украинским предпринимателем Александром Калинин, который завершился
в начале в этом году победой Pepsi. Предметом судебного иска также был товарный
знак.
Александр Калинин имел зарегистрированный в Роспатенте знак «На все 100!«,
и когда увидел, что Pepsi начала использовать слоган «Праздник на все 100!»,
обратился в русский суд. Господин Калинин утверждает, что собирался передать
право на этот товарный знак запорожской фирме «Интерсоюз», лишь бы
и использовала его для продвижения своего лимонада на русский рынок. Как-бутто,
из-за того, что Pepsi начала свою акцию «Свято на все 100!», контракт
с «Интерсоюз» было разорвано и предприниматель утратил $100 тыс. Со
временем Калинин пересчитал убытки и в своем последнем исковом заявлении указал
сумму в $7 млн: будто, кроме сорванного контракта с «Интерсоюзом»,
предприниматель имел еще груду проблем: пришлось закрыть рекламную агенцию «На
все 100!» в Москве и еще несколько проектов — и все через Pepsi!
Впрочем, русский суд признал претензии Александра Калинина безосновательными.
Компания Pepsi целиком законно зарегистрировала 2001 г. товарный знак «Свято
на все 100!» А вот относительно товарного знака «На все 100!»,
что 1995 г. зарегистрировал Калинин, были претензии юристов: русское законодательство
запрещает регистрировать как товарный знак цифры и слова, которые обозначают
высочайшую характеристику продукта. Затем регистрация Калинин «На все 100!»
была признана незаконной. Адвокаты Pepsi праздновали победу. Однако Александр
Калинин продолжил судебный процесс, и ныне судится не только с Pepsi, а и с
Роспатентом и рекламной агенцией BBDO, которая разрабатывала акцию «Свято
на все 100!»
Судиться ради престижа?
Менеджмент «Подмосковья» наверно также осведомлен с историей украинского
предпринимателя Калинина, однако это не лишает его энтузиазма судиться с Coca-Cola.
$5 млн, указанные в исковом заявлении, равняются годовому объему производства
комбината — доказать такую сумму убытков в суде будет не просто. Ради этого
«Подмосковье» наняла одно из наилучших адвокатских бюро России — «Падва
и партнеры», которое выиграло несколько дел в Конституционном суде РФ.
Впрочем, целиком возможно, что комбинат «Подмосковье» инициировал
судебный процесс, лишь бы «раскрутиться» в печати.
Однако скандал между мясокомбинатом «Подмосковье» и Coca-Cola в самом
деле очень похожий на заранее спланированную PR-акцию, благодаря которой про
«Подмосковье» стало известно далеко за пределами Московской области.
Очевидно, за любых обстоятельств Coca-Cola не могла нанести комбинату убытков
в размере $5 млн. Хотя бы потому, что в «Подмосковья» и Coca-Cola
абсолютно разная целевая аудитория — домохозяйки и «продвинутые» тинейджеры
соответственно, — отмечает Роман Жук. — Тот факт, что комбинат нанял одно из
известнейших и дорогих адвокатских бюро, также свидетельствует о том, что претензии
«Подмосквья», вероятнее всего, надуманные. Противостояние с таким
гигантом, как Coca-Cola, если и не принесет комбината «Подмосковье»
ощутимой экономической выгоды, то, безусловно, прибавит этому предприятию репутацоных
баллов».
Наиболее громкие скандалы Coca-Cola за последние годы
Дело про расовую дискриминацию
2000 г. восемь «цветных» работников Coca-Cola подали коллективный
иск, в котором обвиняли руководство компании в расовой дискриминации: темнокожим,
как-бутто, платят меньшее, тормозят их служебное продвижение, а также «умышленно
совершают давление с целью доведения к эмоциональным разладам». Иск должен
был обернуться компании огромными финансовыми возмещениями и заметной «расистским»
пятном на деловой репутации. Менеджмент приложил все силы, лишь бы дело не дошло
к залу суда. Coca-Cola пообещала выделить $192,5 млн на устранение расовой дискриминации
в компании, провела переговоры с истцами. Дело «замяли» в досудовом
урегулировании иска.
Логотип на гималаях
Неожиданное появление в прошлом году на склонах Гималаев логотипов Coca-Cola
и Pepsi обидела патриотичные чувства индусов. Сразу же к делу взялся Верховный
суд Индии. Впрочем, Coca-Cola, как и Pepsi, успешно самоустранилась от судебного
процесса. Корпорации объяснили, что изображение логотипов нанесли индийские
компании, которые работают за франшизой и по сути не имеют ни единого отношения
к самым корпорациям. Индийская власть взвесила на эти аргументы и привлекла
к ответственности соотечественников. Правда, размер компенсации сразу же было
снижено в несколько раз.
Претензии Рepsi
2000 г. главный конкурент Сoca-Cola — компания Pepsi старалась доказать, что
Сoca-Cola монополизировала рынок безалкогольных газированных напитков. В суде
Атланты адвокаты Сoca-Cola сумели отразить 67 обвинений в нарушении антимонопольного
законодательства, в частности и обвинения в том, что Сoca-Cola заставляла некоторых
дилеров отказываться от одновременного приобретения Сoca- и Pepsi-Cola.
источник:
«Галицькі Контракти», № 22, 2003
полезный материал? Нажмите:
|