На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В мире зарегистрировано более 30 млн. торговых марок (в Украине — сверх 100 тыс.) и эта цифра увеличивается каждый год почти на миллион
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Траектории франчайзинга
Договор концессии напоминает договор аренды. Небрежность при его составлении может не только испортить отношения, но и повлечь немалые убытки

2006-02-12

Риски правовладельца

1. Находка для шпиона

Условия сотрудничества. Нередко правовладелец, помимо разрешения на использование своего товарного знака, вынужден передать пользователю собственные разработки по развитию бизнеса, патенты, промышленные образцы для изготовления специфической продукции, оборудование, специализированное программное обеспечение и прочие ноу-хау.

Как бывает. Вполне вероятно, что франчайзи предпочтет использовать полученную коммерческую тайну не только для ведения бизнеса под вывеской франчайзера, но и для развития параллельной или же конкурирующей компании. Например, размножая и нелегально распространяя полученное программное обеспечение, эксплуатируя оборудование для производства попутных, не предусмотренных договором товаров, или же передавая конкурентам секреты компании-правовладельца.

Возможный выход. Передавая уникальное оборудование, не помешает ограничить доступ пользователя к технической документации. Предоставленное ПО следует защитить от несанкционированного доступа, копирования и размножения программными или техническими средствами. Не стоит раскрывать пользователю полную стратегию развития бизнеса и конкретные маркетинговые или рекламные ходы.

2. Доверяй, проверяй, деньги принимай

Условия сотрудничества. Как правило, кроме объектов интеллектуальной собственности франчайзер предоставляет пользователю в аренду или на условиях лизинга оборудование, необходимое для производства продукции или предоставления услуг.

Как бывает. По окончании (во время действия) договора франчайзинга пользователь может неожиданно исчезнуть вместе с переданными ему матценностями или продать их третьим лицам.

Возможный выход. При заключении договора следует предусмотреть «страховой взнос» франчайзи, адекватный стоимости переданного ему имущества. Эти средства вносятся на особый счет в банке. Деньги возвращаются, если пользователь выполнил все условия договора и вернул франчайзеру оборудование или полностью с ним рассчитался. В ином случае средства переходят к правовладельцу в качестве компенсации за утраченное имущество.

3. Надежность и платежеспособность

Условия сотрудничества. В договоре франчайзинга часто содержится пункт, обязывающий пользователя компенсировать убытки, понесенные правовладельцем по его вине.

Как бывает. Франчайзи, в особенности небольшие сравнительно молодые предприятия с небольшим уставным капиталом и отсутствием ликвидных активов, не располагают средствами, достаточными для компенсации ущерба, причиненного репутации правовладельца. Осознав необходимость компенсировать убытки, пользователь может попытаться в срочном порядке избавиться от активов, имеющихся в его распоряжении.

Возможный выход. Прежде чем заключать договор, следует тщательно проверить репутацию будущего партнера и установить наличие у него ликвидных активов, например, недвижимости. Если франчайзи владеет недвижимостью, стоит максимально затруднить ее несанкционированную продажу. Например, обратиться к нотариусу и в установленном порядке внести активы в реестр имущества, не подлежащего отчуждению.

4. Права потребителей

Условия сотрудничества. Пользователь, работающий под чужой торговой маркой, обязан предупреждать клиентов о том, что продавцом или производителем товаров или услуг является именно он, а не правовладелец (п. 5 ст. 1121 ГК Украины).

Как бывает. Нередко, получая жалобы потребителей, франчайзи старается уклониться от ответственности, рекомендуя недовольным клиентам адресовать претензии правовладельцу. Кроме того, если к франчайзи выдвигается претензия за ненадлежащее качество проданного товара или оказанной услуги, то правовладелец вместе с пользователем несет субсидиарную ответственность (если пользователь не в состоянии полностью компенсировать истцу понесенные убытки, правовладельцу тоже придется раскошелиться). Если же претензии выдвигаются к пользователю как к производителю продукции — возможна солидарная ответственность. Такие коллизии способны нанести значительный вред имиджу франчайзера и похоронить репутацию торговой марки.

Возможный выход. Необходим постоянный и тщательный контроль за выпускаемой или продаваемой пользователем продукцией, качеством оказываемых услуг. Для проверки добросовестности франчайзи можно использовать неформальные проверки: сотрудники правовладельца под видом потребителей могут выяснить, кого персонал пользователя назовет виновным в ненадлежащем качестве товаров.

5. Где деньги?

Условия сотрудничества. Заключая договор, правовладелец, как правило, ожидает увеличения совокупного дохода — от франчайзинговых платежей, стоимости аренды оборудования и оплаты сопутствующих услуг (рекламные и маркетинговые акции, обслуживание оборудования и т. д.)

Как бывает. При неблагоприятном развитии событий пользователь не сможет выплачивать франчайзеру оговоренную сумму. Таким образом, время и усилия, израсходованные на открытие торговой точки, а также обучение пользователя премудростям бизнеса будут потрачены впустую.

Возможный выход. Следует проводить периодический аудит ведения хозяйственной деятельности франчайзи, помогая ему советами. Если плачевное состояние дел объясняется возникновением форс-мажорных обстоятельств, возможно применение гибкой системы внесения франчайзинговых платежей, отсрочки или временного снижения дополнительных выплат с одновременным усилением контроля за работой пользователя.

6. Кадровый вопрос

Условия сотрудничества. Нередко правовладелец оставляет вопросы подбора и обучения персонала на усмотрение пользователя.

Как бывает. Необученный или неквалифицированный персонал, общаясь с клиентами, способен нанести ущерб репутации не только отдельного заведения, принадлежащего франчайзи, но и всей торговой сети, работающей под данной торговой маркой.

Возможный выход. В договоре следует предусмотреть обязательный мониторинг сотрудниками франчайзера нанятого пользователем персонала. Кроме того, имеет смысл включить в контракт пункт об обязательном обучении сотрудников на специализированных курсах, семинарах, тренингах. Расходы на обучение может нести одна из сторон, например, пользователь.

Риски пользователя

1. Шаг влево, шаг вправо...

Условия сотрудничества. Обычно правовладелец старается максимально ограничить возможность франчайзи вести самостоятельную деятельность и обязать его следовать программе, утвержденной франчайзером, что обстоятельно выписано в условиях договора.

Как бывает. Необходимость постоянного согласования всех действий с правовладельцем и практически абсолютное ограничение собственной инициативы значительно усложняет оперативное реагирование на изменения рынка. Кроме того, стратегии, принесшие успех франчайзеру, например, в столице, могут быть неэффективными в других регионах.

Возможный выход. Желательно максимально расширить возможность франчайзи самостоятельно принимать некоторые решения и корректировать предложенную правовладельцем стратегию развития. Желательно, чтобы пользователь имел возможность решать оперативные хозяйственные вопросы без согласования с франчайзером.

2. Запретная зона

Условия сотрудничества. Неподалеку от заведения пользователя неожиданно открывается еще одна торговая точка под той же вывеской, принадлежащая правовладельцу или другому франчайзи.

Как бывает. Когда на небольшой территории работают две идентичные торговые точки, чаще всего падение прибыли ощущают обе организации. Однако в данном случае правовладелец имеет большую свободу маневра — он может увеличить собственную прибыль, снизив цены по сравнению с конкурентом-франчайзи, либо увеличив ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Пользователь же, связанный условиями договора франчайзинга, где, как правило, жестко регламентирован ассортимент товаров, ответить на такие действия не может. Через некоторое время франчайзер может расторгнуть договор, и большая часть клиентов пользователя перейдет к нему.

Возможный выход. В договоре следует указать территорию, на которой не могут открываться торговые точки, использующие тот же торговый знак. За нарушение этого условия можно предусмотреть штрафные санкции.

3. Непредвиденные расходы

Условия сотрудничества. Нередко помимо основных франчайзинговых платежей правовладелец старается включить в договор обязанность пользователя оплачивать всевозможные дополнительные услуги: рекламные акции, маркетинговые исследования, обслуживание оборудования, разработку и усовершенствование программного обеспечения etc.

Как бывает. В итоге сумма всех платежей, которые обязан вносить франчайзи, может оказаться значительно больше предполагаемой до заключения договора. Соответственно рентабельность предприятия может быть значительно ниже планируемой.

Возможный выход. В договоре и его дополнениях необходимо четко и понятно для обеих сторон выписать порядок формирования и перечисления всех платежей. Если уклониться от дополнительных платежей невозможно, желательно указать их максимальный размер, предпочтительно — привязанный к прибыли пользователя за определенный период.

4. Право выбора

Условия сотрудничества. Часто правовладелец указывает в договоре перечень поставщиков, у которых пользователь обязан закупать сырье и материалы, а также перечень сервисных организаций, которым предоставляется эксклюзивное право обслуживать оборудование франчайзи.

Как бывает. Цены у поставщиков, предложенных правовладельцем, могут быть выше, чем аналогичные товары других трейдеров. Случается, что поставщики напрямую или через аффилированных лиц принадлежат владельцам компании-франчайзера, и обязанность пользователя закупать товар исключительно у них лишь увеличивает прибыль правовладельца.

Возможный выход. Желательно оговорить возможность пользователя проводить закупки товаров у разных поставщиков, при условии, что предлагаемая продукция будет проверена на соответствие требованиям правовладельца. Можно предусмотреть проведение экспертизы представителями независимой лаборатории или смешанной комиссией, состоящей из представителей пользователя и франчайзера.

5. Ценообразование

Условия сотрудничества. Правовладелец диктует пользователю ценовой диапазон продаваемой или производимой продукции, предоставляемых услуг.

Как бывает. Ценовой диктат франчайзера может лишить пользователя возможности конкурировать с аналогичной или похожей продукцией, поставляемой другими предприятиями. В таком случае невозможность снижения цены приведет к снижению продаж и уменьшению прибыли франчайзи.

Возможный выход. Любые закрепленные в договоре ценовые рамки продаваемой пользователем продукции или предоставляемых услуг — незаконны, поскольку в ст. 1122 Гражданского кодекса указано, что условия договора концессии, по которой правовладелец имеет право определять цену товара, — незаконны. Следовательно, требования франчайзера пользователь выполнять не обязан, хотя правовладелец может давать рекомендации относительно ценообразования.

6. Передай дальше

Условия сотрудничества. Пользователь заключает договор субфранчайзинга, передавая еще одному предприятию право работать под данным торговым знаком.

Как бывает. Если правовладелец не уполномочил пользователя заключать договоры субфранчайзинга, они, так же как и договоры субаренды, считаются недействительными. Соответственно прав на использование торгового знака или иных объектов интеллектуальной собственности правовладельца субфранчайзи не получает и может быть привлечен к ответственности вместе с первичным пользователем.

Возможный выход. Необходимо убедиться, что правовладелец уполномочил своего представителя — мастер-франчайзера заключать договоры субфранчайзинга, он осведомлен о сделке и не возражает против подписания контракта с четко указанным юридическим или физическим лицом. Желательно получить письменное согласие правовладельца на заключение договора субконцессии.

7. Сроки

Условия сотрудничества. Если в договоре не прописаны условия его расторжения и пролонгации, франчайзер может отказаться продлевать его действие и потребовать от пользователя прекратить работу под его торговым знаком.

Как бывает. Расторгнув или отказавшись пролонгировать договор франчайзинга, правовладелец может открыть собственную торговую точку и получить лояльных к торговому знаку клиентов, ранее бывших клиентами пользователя, которому придется снова начинать работать фактически с нуля.

Возможный выход. В договоре нужно тщательно расписать условия расторжения, желательно, чтобы для его прекращения необходимы были веские основания, например, факты продажи или производства продукции ненадлежащего качества, подтвержденные независимой лабораторной экспертизой. Также целесообразно постараться включить пункт об автоматической пролонгации срока действия договора, если франчайзи не нарушал условия договора и к его работе со стороны правовладельца нет обоснованных претензий.

полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100