Алла БОЙКО, Даниил ФИЛОНЕНКО
История знает несколько вариантов сокрытия авторского имени — псевдонимы, анонимы,
мистификация, астронимы, криптонимы, апогрифы, плагиат. Причины, вынуждающие
автора скрывать свое «лицо», могут быть разными, и на их особенностях
мы не будем останавливаться, поскольку тема этой статьи — не тонкости психологии
творчества, а плагиат, получивший катастрофическое распространение в нашем обществе.
В любой книжной лавке на почетном месте можно увидеть книжки вроде «100
лучших произведений из украинской литературы», «Решение 1000 задач
по физике», «Все домашние задачи для 10 класса», «10000
рефератов по истории» и т.п. Работают издательства, сотни людей отдают
свои силы и энергию. И все это — на распространение плагиата, банальное списывание.
Для более продвинутых продаются компьютерные диски с аналогичными названиями.
Разумеется, такими «рефератами» наводнен и Интернет. Это — для школьников.
А вот для студентов существуют специальные фирмы, в которых можно заказать
контрольную, курсовую, дипломную работу на любую тему и из любой области знаний.
За определенную плату, естественно. Люди побогаче, занимающие серьезные должности,
имеют возможность приобрести тексты монографий, диссертаций и стать еще более
уважаемыми «проффесорами». Уже неоднократно писалось о том, что почти
все наши власть и деньги имущие в краткие строки, не отвлекаясь от непосредственной
работы и бизнеса, написали диссертации. Каждый человек, хоть немного сведущий
в процессе написания серьезной научной работы, хорошо знает, сколько сил, времени
и энергии необходимо отдать этому процессу. А без отрыва от административного
управления сделать это просто невозможно.
Скрываются настоящие имена авторов таких работ, но не скрывается бизнес на
науке. Более того, его рекламу можно видеть буквально на каждом столбе. И никого
это не удивляет. Правда, иногда вспыхивают скандалы в научной среде, но они
быстро гаснут, поскольку доказать плагиат можно только при большом желании.
А зачастую именно такого желания ни у кого и нет. Поскольку удовлетворенными
остаются все участники этого процесса: одни получают деньги за свой труд, другие — положительные оценки в школе, дипломы об окончании высшего учебного заведения,
документы о присвоении ученой степени кандидата, а то и доктора наук. Это даже
не плагиат в его прямом смысле, это — чисто постсоветское ноу-хау, так как больше
нигде в мире подобного нет.
Вот только в головах «покупателей» не остается ничего, наука топчется
на месте, профанируется ценность вузовского диплома, научной степени и т.д.
Кого породит такой «сон ума»? А с другой стороны — сотни талантливых
людей работают на таких заказчиков. Они вынуждены заниматься полукриминальным
бизнесом, поскольку не могут реализовать себя, заработать деньги на приличную
жизнь иным образом. Об авторском праве никто даже не вспоминает, его словно
не существует в нашем государстве.
Однако, как выяснилось, эта проблема не столь однозначна, как кажется на первый
взгляд. Большинство граждан нашей страны (за небольшим исключением) еще со школьной
скамьи приучаются банально списывать. Вначале у соседа по парте, а потом и дальше,
легко входя в вышеописанную систему. Соблазн списывать очень велик. Это только
Махатма Ганди мог отказаться от подсказки в школе и отклонить предложенный учителем
ответ. Немногие дети, да и взрослые тоже, могут избежать подобного соблазна.
Хотя и в Европе, и в Соединенных Штатах, и в Японии, и в Китае шпаргалка, списывание,
исследование-плагиат вызывают отвращение и отрицательное отношение общества
к тому, кто рискнет этим заняться.
Но это не только потому, что они — высоконравственны, а мы пока что — нет.
Оказывается, корень этого процесса не только в извечной лености школьников и
студентов (хотя и это есть!). Львиная доля вины лежит на школьных программах,
перенасыщенных излишней информацией. Это понимают учителя, родители учащихся,
сами школьники. Потому так снисходительно и относятся взрослые к «детским
прегрешениям».
Вдумайтесь: если для взрослого человека нормальным считается 8-часовой рабочий
день, то 12-14-летние ребята работают в школе как минимум шесть-семь часов,
а потом еще три-четыре часа выполняют домашние задания. В старших классах к
обязательной школьной «поденщине» добавляются еще и полтора-два часа
занятий с репетиторами. Не секрет, что в более-менее престижный вуз поступить
без помощи репетитора почти невозможно.
В итоге рабочий день ребенка продолжается 10-12 часов, поскольку именно это
время расходуется на овладение «средним образованием». Стоит добавить,
что большая часть знаний, которые дает школа, едва ли понадобится во взрослой
жизни. Зачастую школьники увлекаются двумя-тремя дисциплинами, учат их, а остальное
воспринимают в качестве балласта, соответственно относясь к ним — списывая контрольные
работы, домашние задачи, готовя увесистые пакеты шпаргалок к экзаменам и т.п.
И это — одни из лучших. Более слабые ученики просто безразлично получают два-три
балла по двенадцатибалльной системе, надеясь, что учителя не станут портить
общую картину успеваемости и в любом случае поставят положительные оценки в
аттестат. И уставшие от огромной нагрузки учителя (18 часов в неделю — ставка
плюс другие виды педагогической работы) вынуждены закрывать глаза на знания
учеников и «не замечать» списанные рефераты, контрольные и т.д.
Есть ли хотя бы варианты выхода из сложившейся ситуации? Попытаемся очертить:
быть может, стоит пересмотреть принципы существования школ с углубленным изучением
тех учебных дисциплин, которые выбирает ученик. Система выбора должна быть более
гибкой, дифференцированной. А у нас получается, что, например, в школе с углубленным
изучением французского и итальянского механически добавляются к программе часы
на языки, а физико-математический блок остается таким же, как и в обычной средней
школе. И всем безразлично, что 90% детей, выбравших именно гуманитарное направление,
вынуждены забросить любимый язык и литературу для того, чтобы выучить физику,
зачастую с репетиторами. Или хитрить, списывать, пользоваться услугами фирм,
выполняющих за них домашние задачи. Сомневаемся, что это способствует любви
к знаниям. А вот то, что дети таким образом усвоят не совсем нравственное отношение
к труду, — неоспоримо.
Можно найти еще один вариант — облегчить школьную программу, чтобы давать ученикам
знания, которые они реально могут освоить. Сократить учебные часы (не отбирая
деньги у учителей!), и пусть учащийся выбирает, хотя бы в старших классах, несколько
учебных дисциплин, которые он действительно желает изучать и с овладением которыми
связывает свое будущее. А вот уже за уровнем знаний нужно следить более внимательно
и требовать серьезного отношения к изучению выбранных дисциплин. Так заведено
во всем цивилизованном мире, чем же мы хуже?
Если сделать такие шаги, то, надеемся, процент тех, кто вынужден пользоваться
сомнительными услугами на «рынке антиобразования», значительно сократится.
И плагиата на всех уровнях станет поменьше.
Кстати, буквальный перевод с латыни этого слова на русский — «кража».
полезный материал? Нажмите:
|