На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В следующих мировых войнах будет разворачиваться борьба за интеллектуальную собственность, а не за нефть
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Инновационная деятельность и подъем производства

2003-01-02
Ярослав Ващук

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Решение существующей на сегодня, как на Хмельнитчине так и в Украине в целом, проблемы увеличения объемов отечественного производства можно обусловить двумя факторами: увеличением покупательной способности предприятий и населения и возрастанием конкурентоспособности товаров отечественного производителя на внутреннем и внешнем рынках.

Инновационный путь развития экономики в самый раз и обеспечивает эту конкурентоспособность путем постоянного обновления технологии, товаров и услуг разнообразного назначения, стабилизацией и расширением рынков сбыта, эффективным использованием научно-технического потенциала и стимулированием его роста.

В активизации инновационной деятельности заинтересованный предприниматель, ведь это выпуск новых и конкурентоспособных видов товаров, который дает нему гарантированную прибыль, быстрое возвращение вложенного средства, накопление свободного капитала и возможность его вложения у расширения производства; работник, ведь это - новые рабочие места, гарантированная и своевременно выплаченная заработная плата; потребитель - он получает доступ к новым видам товаров с лучшими потребительскими качествами; и наконец - государство, так как развитие инновационной деятельности это увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, поступление к государству иностранного капитала в виде прямых инвестиций.

Закон Украины «Об инновационной деятельности» определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направленный на поддержку развития экономики Украины инновационным путем.

То что разработка и рассмотрение этого закона правительством и парламентом длились почти пять лет (дважды он принимался депутатами и дважды на введение его в действие накладывал Президент вето) говорит про его важность, сложность и противоречие интересов участников инновационного процесса. Но принятие закона не решает указанные проблемы - это только необходимое, но не достаточное условие того чтобы он заработал, еще нужна мобилизация, координация усилий и взаимодействие властных государственных структур, научных учреждений, предприятий и новаторов.

Надо иметь в виду, что разработка и продуцирование новшеств – вещь рискована. При этом, как правило, нужное внедрение новых технологий, нужное новое оборудование, часто иностранного производства, а это – значительные капиталовложения. И если это делать на тех же условиях, за которыми работают все другие субъекты хозяйствования вне границ инновационной деятельности, то не только получение прибыли, но и простое возвращение вложенных в инновации денег становится проблематической. А потому государство должно взять на себя организационную, финансовую и правовую поддержку инновационной деятельности. Именно оно должно заботиться о создании условий для существования и постоянного расширения инновационной деятельности путем уменьшения ставок налогообложения инновационной продукции, прямой финансовой поддержки инновационной деятельности, и другими путями.

Это подтверждается многолетним опытом работы в этой сфере Государственного инновационного фонда, несмотря на критические оценки, которые в последнее время имели место, нельзя не видеть положительных результатов его деятельности в организации и финансовой поддержке внедрения научно-технических разработок и новейших технологий в производство.

При финансовой и организационной поддержке Госиннофонда в Хмельницкой области выполнено 44 инновационных проектов на общую сумму около 30 млн.грн., освоено производство и выпущено инновационной продукции на сумму большее 200 млн.грн., а именно: малогабаритной техники и фуражиров для сельского хозяйства, бытовых газовых счетчиков новой конструкции, электронагревательных устройств для обогрева помещений, газообразующих паст для производства пористых бетонов, высокопроизводительных экструдерных установок по изготовлению масла, внедренные новейшие технологии лапараскопической хирургии, производства санитарно-строительной керамики, высокопрочного и формовочного гипсов, комбикормов. Впервые в Украине на предприятиях области начато производство ценных инновационных продуктов: активированного древесного угля, высокоэффективного гранулированного комплексного удобрения, долговечных кровельных и гидроизоляционных материалов. На базе внедренных на предприятиях инновационных проектов в области реализуются программы “Экономного отопления бюджетных учреждений на базе технологии “Электропик” и “Внедрение энергосберегающих технологий в жилищном строительстве”.

На сегодня Государственный инновационный фонд реорганизован в Украинскую государственную инновационную компанию (далее по тексту – Компания), которая продолжает выполнять функции льготного кредитования инновационных проектов и соответственно принятому закону есть специализированным государственным инновационным финансово-кредитным учреждением в сфере инновационной деятельности в государстве.

Принятый закон устанавливает, что главной целью государственной инновационной политики есть создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизведения, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсоэкономных технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции. С этой целью государственную поддержку получают предприниматели - субъекты хозяйствования всех форм собственности, которые реализуют в Украине инновационные проекты.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Основным элементом инновационной деятельности закон определяет инновационный продукт, который есть результатом выполнения инновационного проекта и отвечает следующим требованиям:

а) он получается в результате реализации объекта интеллектуальной собственности (изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.п.), на которые производитель продукта имеет патенты или лицензии;

б) разработка продукта повышает отечественный научно-технический и технологический уровень;

в) в Украине этот продукт выработан впервые, или сравнительно с другим аналогичным продуктом, представленным на рынке, он имеет существенно высшие технико-экономические показатели.

Предусмотренная по этому закону государственная поддержка реализации проекта предоставляется при условии государственной регистрации его как инновационный. Информация о занесении проекта в Государственный реестр публикуется в специальном бюллетене, а предприятие получает свидетельство о государственной регистрации инновационного проекта, которое есть действующим на протяжении трех лет от даты его выдачи.

Собственник свидетельства может рассчитывать на государственную финансовая поддержку:

а) полное или частичное беспроцентное кредитования проекта;

б) полная или частичная компенсации процентов, выплачиваемых субъектом инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование проекта;

в) предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, которые осуществляют кредитование проекта;

г) имущественное страхование реализации проекта у страхователей.

Для получения государственной финансовой поддержки предприниматели, проекты которых занесенные в Государственный реестр, подают в Компанию (ее региональные отделения) все необходимые документы, перечень которых определяется ею. Компания организовывает на конкурсных основах отбор проектов для их государственной финансовой поддержки. Финансовая поддержка Компанией проектов путем предоставления кредитов или передача имущества в лизинг осуществляется при условии наличия гарантий возвращение средств в виде залога имущества, договора страхования, банковской гарантии, договора поруки и т.п.. Компания осуществляет сопровождение реализации инновационных проектов, которые ею финансируются, и контролирует целевое использование субъектами инновационной деятельности предоставленного ею средства. Компания предоставляет в средствах массовой информации ежегодный отчет о финансировании ею инновационных проектов и результатов их выполнения, а также периодически информирует общественность о результатах конкурсного отбора, контроля выполнения инновационных проектов и возвращение прежде предоставленных кредитов.

Для осуществления финансовой поддержки местных инновационных программ закон разрешает органам местного самоуправления создавать коммунальные специализированные небанковские инновационные финансово-кредитные учреждения и подчинять их исполнительным органам местного самоуправления.

В течение срока действия свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта и при условии, что выполнение проекта начато не более поздний восемнадцати месяцев от даты его государственной регистрации, налогообложение объектов инновационной деятельности осуществляется в порядке, за которым 50 процентов налога на добавленную стоимость по операциям по продаже товаров (выполнение работ, предоставление услуг), связанных с выполнением инновационных проектов, и 50 процентов налога на прибыль, полученный от выполнения этих проектов, остаются в распоряжении налогоплательщика, зачисляются на его специальный счет и используются ним исключительно на финансирование инновационной, научно-технической деятельности и расширения собственных научно-технологических и опытно-экспериментальных баз.

Итак, использовать налоговые льготы субъект инновационной деятельности сможет лишь в течение трех лет от даты регистрации его проекта и при условии, что он не будет затягивать с началом его реализации большее восемнадцати месяцев. Такой порядок может побуждать к быстрому внедрению инноваций.

Средства в размере 50 процентов налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, которые остаются в распоряжении налогоплательщика - субъекта инновационной деятельности и не использованные на протяжении срока льготного налогообложения и двенадцати месяцев после него, подлежат зачислению в Государственный бюджет. Необходимо еще раз подчеркнуть, что эти средства строго целевого назначения - только на финансирование инновационной, научно-технической деятельности и расширения собственных научно-технологических и опытно-экспериментальных баз.

Законом также определено, что для выполнения приоритетного инновационного проекта сырье, оборудование, оснащение, комплектовочные и прочие товары (кроме подакцизных товаров), которые не вырабатываются в Украине или вырабатываются, но не отвечают требованиям проекта, при ввозе в Украину на протяжении срока действия свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Закон определяет ряд льгот для инновационных предприятий. Инновационным предприятием признается предприятие любой формы собственности, если большее чем 70 процентов объема его продукции (в денежном измерении) за отчетный налоговый период есть инновационная продукция.

Следует акцентировать, что закон не предусматривает регистрации инновационных предприятий. Статус инновационного для предприятия есть «плавающим»: какой-либо период времени предприятие может иметь этот статус (если большее чем 70 процентов объема его продукции есть инновационная), а какой-либо период времени может и не иметь. Он признается Государственной налоговой администрацией на основании данных, которые предоставляет ей субъект инновационной деятельности.

Статус предприятия как инновационного дает нему право на следующие льготы: ускоренная амортизация основных фондов по двадцатипроцентной норме и уменьшенный земельный налог, который платится по ставке в размере 50 процентов действующей ставки налогообложения.

Установленные законом статус инновационного предприятия и льготы для инновационных предприятий будут стимулировать научно-производственные структуры с высоким научным потенциалом заниматься исключительно инновационной деятельностью.

ИННОВАЦИОННОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО

Инновационный процесс предусматривает целенаправленное использование и привлечение к хозяйственной деятельности результатов интеллектуального научно-технического творчества - прав на объекты промышленной собственности: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Эти изобретательские нововведения, как внутренний двигатель производства, разрешают сделать прыжок от старой производственной функции к новой, ускоряя технологическое и экономическое развитие государства. Значительный уровень эффективности затрат, связанных с патентно-лицензионной деятельностью (на 1 грн. затрат 8-9 грн. дохода), создает экономические условия для высокой производительности инвестиций в эту сферу, усиление трансфера технологий за счет использования объектов интеллектуальной собственности и реализации прав на них.

В Украине была разработанная и введена в действие нормативная база, которая обеспечивает защиту изобретений путем выдачи патентов. В условиях патентной системы изобретатель, как правило, на выгодных нему условиях передает свою разработку для патентования предпринимателю, а владение патентом уже есть льготой, которую дает государство патентообладателю, оставляя нему монопольное право на изготовление продукции с использованием запатентованного нововведения. Таким образом предоставленная монополия составит исключение в границах действующего антимонопольного законодательства, и государство сознательно идет на это, обеспечивая отдельному производителю или группе особое право на изобретение, смысл которого состоит в запрете всем другим создавать, использовать и продавать запатентованный продукт или технологию без разрешения патентообладателя.

Нестабильность условий для изобретательской и рационализаторской деятельности через, главным образом, ухудшение материально-технических и финансовых условий в инновационной сфере, обусловила уменьшения за последние пять лет количества изобретателей, авторов промышленных образцов и рационализаторов почти на треть, а количество предприятий, которые принимают участие в создании и использовании объектов промышленной собственности, — вдвое. В разговорах о макроэкономических категориях мы подзабыли, что современная экономика - это изобретатели, рационализаторы, интеллектуальный потенциал инженеров.

В последнее время в г.Хмельницком – открыто несколько десятков новых рынков, а за минувший год изобретателями области подано лишь 60 заявок на получение патентов на изобретения, в производстве внедрено 5(!) изобретений. Десять лет тому назад эти показатели были на два порядка большие, да и сегодня соседние области имеют значительно лучшие результаты.

Создание условий для изобретателей, проведение мероприятий направленных на активизацию технического творчества – неотложная задача и обязанность соответствующих государственных региональных структур. Каждое предприятие должно разработать и проводить свою политику защиты промышленной собственности, которая включает такие обязательные этапы, как: проведение патентных исследований, создание или приобретение изобретений, организацию работы по защите прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки). Для серьезного бизнеса рынок необходимо готовить к своей продукции, а самую продукцию защищать. Несвоевременное обеспечение правовой охраны указанных объектов приводит к неконтролируемому и бесплатному использованию как на Украине, так и за пределами государства оригинальных и охраноспособных отечественных разработок.

Разработанные нами предложения (частично учтенные в принятой областным Советом “Программе социально-экономического и культурного развития Хмельницкой области на 2002 год”) относительно усовершенствования и расширения инфраструктуры системы охраны прав промышленной собственности направленные на содействие внедрению и эффективному использованию результатов научно-технического творчества и объектов промышленной собственности в области за счет: -

проведение патентных исследований при разработке и внедрении в производство новой продукции, новых технологий; -

создание регионального фонда изобретений, которые должен проводить отбор объектов промышленной собственности, приобретать на них права патентообладателя на договорной основе и оказывать содействие их использованию в интересах государства; -

организация постоянно действующей выставки законченных разработок, образцов инновационной продукции, моделей изобретений, которые предлагаются к серийному производству; -

проведение целевых конкурсов; -

обеспечение безвозмездным информационным обслуживанием и консультационными услугами индивидуальных изобретателей и рационализаторов; -

создание базы данных новых идей и разработок изобретателей области, информация о них производственников и содействия их внедрению в производство.

ПЕРСПЕКТИВЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

На сегодня, в особенности это чувствительно на региональному равные, ошибочные кредитная и налоговая политики вместе с провальной политикой относительно заработной платы создали предпринимательскую среду, в которой негосударственные и частные коммерческие структуры не имеют экономической мотивации заниматься инновационной деятельностью.

Фактическое состояние дел на полях технологических изменений и инновационной активности остается крайне неудовлетворительным. Так, в 2000 году частица предприятий области, которые внедряли прогрессивные технологические процессы, осваивали на их основе новую продукцию или выполняли работы, направленные на повышение технического уровня производства, составляла лишь 15 против 17 процентов в 1995 году.

Учитывая возможности, которая предоставляет новый закон, необходимые действия в следующих направлениях.

Во-первых, решить задачу поднятия научно-технического уровня проектов, использование не просто новых технологий, а технологий, которые обеспечивают научно-технологический прорыв в определенных областях и дают возможность выхода производства на качественно новый уровень. Значительное количество инновационных предложений от предприятий области, которые поступают в Компанию, недостаточно отработанные: отсутствующая технологическая ли продукцонная новизна, недостаточный уровень маркетинговых исследований, низкая прибыльность проекта, экономическая не обоснованность и т.п.. Это означает, что в большинства предприятий отсутствует “портфель” перспективных разработок, для чего нужно воссоздавать ли оживлять процессы технического творчества, поиска новых научно-технических достижений.

Во-вторых, учитывая ограниченность средств предприятий и бюджета, которые можно использовать на развитие экономики области и отдельных его областей, необходимо развивать и стимулировать инновационные процессы, как сегодня, так и на перспективу в тех секторах рынка где есть смысл получить положительный результат в конкурентной борьбе с развитыми государствами мира. Для нашей области это сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, производство строительных материалов и легкая промышленность. Вкладывать инновационные средства, в связи с их ограниченностью и сокращенными сроками внедрения, в другие области смысла нет.

В-третьих, необходимая активизация инновационной деятельности за счет проведения соответствующих мероприятий на региональном уровне государственными учреждениями, органами регионального самоуправления, которое предусмотрено в “Программе социально-экономического и культурного развития Хмельницкой области на 2002 год”.

Успешная реализация инновационной политики в области, возможная лишь при условии активного участия всех субъектов этого комплексного процесса: органов местной власти, государственных учреждений, которые выполняют в регионе функции координации инновационной работы, информационного обеспечения процесса разработки и выпуска продукции, его сертификации, правовой защиты, научных организации, промышленных предприятий и даже отдельных изобретателей. Если каждое предприятие независимо от его размеров, формы собственности в своей производственной деятельности будет нацелено на активный инновационный процесс на любом уровне - от цехового до общегосударственного, успех конечного процесса производства, а именно эта сегодня проблема из проблем в нашей экономике – конкурентноспособность и реализация продукта на рынке - будет обеспечено. Только возрождение отечественного производства на базе технологического обновления и инновационных факторов имеет будущее.

Председатель Хмельницкого регионального отделения Украинской государственной инновационной компании, патентный поверенный Украины Ярослав Ващук

источник: Сайт «ВЯПат» http://patent.km.ua
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100