Александр МАЗУР
Руководители Украины всех уровней неоднократно заявляли о своей приверженности
инновационному пути развития. Принят целый ряд хороших и правильных законов,
в том числе Закон о национальной безопасности. Этим законом инновационное развитие
однозначно определено как один из системных факторов социального и экономического
развития страны, а залогом успеха в этом направлении должна стать эффективная
поддержка инновационной деятельности государством.
Cпециалисты насчитывают около 300 видов разнообразных форм стимулирования инновационной
деятельности, включающих как прямое бюджетное финансирование, льготное кредитование,
так и различные виды налоговых, таможенных льгот и других преференций. В соседней
Польше работают и пользуются государственной поддержкой 12 технопарков, из которых
семь созданы в 2003-2004 годах, т.е. уже после вступления Польши в ЕС. Россия
вкладывает миллиарды рублей в поддержку действующих и создание новых технопарков.
А в Украине количество инновационно активных промышленных предприятий постоянно
сокращается. Освоение новых видов техники уменьшилось с 9,4 тыс. единиц в 1995
году до 769 в 2004-м, т.е. в 12 раз. И пусть не тешат себя фискальные органы
мифическим ростом объемов инновационной продукции с 12 до 18 млрд. гривен — это т.н. маркетинговые инновации, когда никем не контролируемые предприятия
вносят несущественные изменения в свою продукцию, цель которых — поднять цену.
Если за последние 15 лет количество работающих в инновационной сфере в США и
в Западной Европе увеличилось в два раза, в Юго-Восточной Азии — в четыре раза,
в Украине оно снизилось в три раза.
До 2005 года единственными реально действующими и строго контролируемыми государством
инновационными структурами в Украине были технопарки. Принятый в 1999 году Закон
«О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических
парков» предусматривал государственную поддержку технопарков. Поддержка
эта распространялась только на прошедшие научную и государственную экспертизу
и утвержденные на уровне специальной комиссии Кабмина инновационные проекты.
В подтверждение эффективности идеи технопарков можно привести результаты работы
крупнейшего в Украине технопарка «Институт электросварки им. Е.Патона».
За период 2000-2004 годов он, не получив из бюджета ни копейки, выпустил инновационной
продукции на 2,2 млрд. грн., перечислив в бюджет 179 млн. гривен, создал более
тысячи рабочих мест, вложил в инновационные проекты 143 млн. гривен. Постоянно
наращивая объемы работ, технопарк выпустил в 2004 году инновационной продукции
на сумму 985 млн. грн., перечислил в бюджет 84,4 млн. грн. и на поддержку проектов
60,3 млн. грн. Вот вам и «дыра в бюджете», о которой так много говорят
фискальные ведомства!
Понимая нелепость такого решения, Комитет Верховной Рады по науке и образованию
подготовил проект нового закона о технопарках. Этот документ трижды рассматривался
в парламенте и все три раза получал необходимую поддержку. 12 января 2006 года
закон в редакции, учитывающей замечания президента, принят большинством в 331
голос. Его поддержали все фракции парламента за исключением партии «Реформы
и порядок». Несколько изменены и уменьшены меры государственной поддержки,
но это все равно лучше, чем отсутствие каких бы то ни было экономических стимулов
инновационной деятельности.
Мы с нетерпением ждем подписания закона президентом и введения его в действие
в ближайшее время. Дальнейшие проволочки с исправлением «технической ошибки»,
допущенной правительством в марте 2005 года, будут иметь фатальные последствия.
Решая вопрос с технопарками, необходимо учесть, что введение в действие нового
закона еще не решает всех проблем инновационной деятельности в стране. Нужно
создать инновационный кодекс в виде комплекса взаимосвязанных законов, обеспечивающих
механизм действия национальной инновационной системы, решить вопросы ее кредитования
и финансирования. Необходимо упростить и сделать более оперативной и действенной
громоздкую систему экспертизы, утверждения и контроля исполнения инновационных
проектов технопарков. Наконец, необходимо внедрить в сознание и в функциональные
обязанности чиновников разных министерств и ведомств понимание того, что инновационное
развитие страны как вопрос национальной безопасности — это наша общая задача.
Не будет дела, если фискальные органы, ссылаясь на отдельные ошибки или нестыковки
в законодательстве, возьмут курс не на их устранение, а на искоренение в Украине
технопарков в целом.
полезный материал? Нажмите:
|