Геннадий АНДРОЩУК
Хотя в Украине уже шесть лет подряд (с 1999г.) действует Закон Украины «Об
охране прав на указание происхождения товаров», разработанные соответствующие
подзаконные акты в Государственном реестре Украины названий мест происхождения
товаров и прав на использование зарегистрированных квалифицированных указаний
происхождения товаров, ни один из этих объектов не зарегистрирован.
Вместе с тем десятки указаний происхождения товаров зарегистрированы как словесные
или комбинированные товарные знаки. Среди них, в частности, названия минеральных
вод — «Трускавецкая», «Нафтуся», «Миргородская»,
«Моршинская», «Нарзан». Некоторые из них даже внесены в
соответствующие Государственные стандарты Украины.
Товарных знаков «Нафтуся» зарегистрировано уже несколько, причем
на имя производителей, которые не имеют ни одного отношения к трускавецкой «Нафтуси».
Неконтролируемое использование этих обозначений приводит к их размыванию, потере
репутации, доверия к этому уникальному национальному достоянию. Ведь географические
указания служат защите нематериальных ценностей, таких как рыночная дифференциация,
репутация и стандарты качества. Они есть также носителями культурной идентичности
наций, региона.
Рост экономического значения этих объектов промышленной собственности и коллизия
норм законов вызвали отрицательные тенденции: конфликты между производителями,
проявления недобросовестной конкуренции, введение в заблуждение потребителей,
злоупотребление правом, рассмотрение споров в Антимонопольном комитете Украины
и судебных исков. Неоднозначными есть и вынесенные судебные решения.
Правоприменительная практика России пошла другим путем. Здесь зарегистрировано
74 названия места происхождения товаров. Среди них — «Нарзан», «Ессентуки»,
«Полюстрово», «Вологодское масло», «Оренбургский пуховый
платок», «Гжель», «Хохлома», «Вологодское кружево»,
«Тульский пряник» и т.п.. Хотя не обошлось и без искривлений. Как
названия места происхождения зарегистрированы в частности «Русская водка»,
«Московская», сыр «Адыгейский». На наш взгляд это общеупотребительные
видовые названия товара (вследствие производства товара с этим названием на
протяжении продолжительного времени разными производителями)...
Полный текст статьи в 11 и 12 номерах с.г. журнала «Інтелектуальна
власність»
полезный материал? Нажмите:
|