Ярослав Ващук
Общие замечания
НОУ-ХАУ или иначе — секреты производства определяют как информацию, выходящую
за рамки общих, открытых сведений об объекте. При этом зачастую именно ноу-хау
определяет наиболее эффективный способ функционирования объекта техники. Распространенным
приемом предложения ноу-хау на рынок является предложение к продаже объекта
техники без ноу-хау, но по пониженной цене. Если объект техники продается вместе
с ноу-хау, то сумма платежей возрастает. Для покупателя бывает важно купить
новую технологию с возможностью ее максимально эффективного функционирования,
то есть вместе с сопутствующим ноу-хау.
Отдельным видом ноу-хау являются управленческие ноу-хау, состоящие в охраняемой
коммерческой информации. Управленческие ноу-хау могут передаваться в рамках
договора франчайзинга как эффективные приемы завоевания рынка. Охраняемая коммерческая
информация представляет собой совокупность маркетинговых подходов к продвижению
товаров или услуг на рынок. Управленческие ноу-хау тесно связаны с понятием
«гудвилл», что означает «доброе имя фирмы» и представляет
собой совокупность наработанных в результате длительного использования маркетинговых
приемов. Знания и навыки сотрудников, списки клиентов, последовательность действий
на каждом рабочем месте, оптимальное расположение рабочих мест в помещениях — все это составляет управленческое ноу-хау.
НОУ-ХАУ нельзя зарегистрировать так же как изобретение, полезную модель, товарный
знак или другие подобные объекты интеллектуальной собственности. Так как такого
рода регистрация в любом патентном ведомстве предполагает разглашение сути подаваемого
на регистрацию технического решения как объекта интеллектуальной собственности,
что сразу выводит его за рамки понятия «секрет производства», то есть
«НОУ-ХАУ».
Однако существует ряд способов, позволяющих достаточно надежно обеспечить юридическую
защиту таких объектов. Об особенностях обеспечения юридической защиты таких
объектов как НОУ-ХАУ и пойдет речь ниже.
Юридическая защита
Как правило, необходимость защиты НОУ-ХАУ возникает при комплексной передаче
технологии по договорам — продаже лицензий на изобретение или полезную модель,
при лицензировании инжиниринговых услуг, при передаче научно-технической документации,
при заключении договоров коммерческой концессии. Составной частью такого договора
может быть раздел о передаче НОУ-ХАУ и обязательствах лицензиата (стороны, покупающей
технологию) не разглашать, передаваемые ему в комплекте с правами на изобретения,
секреты производства — «НОУ-ХАУ».
Трудность юридической защиты ноу-хау состоит в том, что это специфический объект,
как правило, технически очень сложный, к которому неприменимы типовые договора
и стандартные приемы правовой охраны.
Полноценная защита ноу-хау возможна лишь с привлечением юриста, обладающего
достаточно высокой технической подготовкой и при этом хорошо разбирающегося
в вопросах патентного права.
Организационные мероприятия
Организационные мероприятия по защите НОУ-ХАУ сводятся к следующим действиям,
которые должен выполнять владелец секретов производства:
1) Прежде всего, должен осуществляться строгий контроль за доступом сотрудников
предприятия к секретам производства. Сведения о них сообщаются ограниченному
числу лиц под роспись с обязательством о неразглашении указанных сведений. Как
правило, в этом документе указываются паспортные данные осведомленного лица
или может заключаться отдельный дополнительный договор о режиме секретности
объекта техники.
2) При приеме на работу желательно в заключаемом трудовом соглашении зафиксировать
режим доступа и владения секретами производства, а также обязать работника подписать
обязательство о неразглашении. Иначе, после ухода с работы и при переходе на
другую работу, работник может «унести» с собой секреты производства.
3) Один из способов фиксирования ноу-хау — проставление на каждом листе технической
документации, предназначенной для внутреннего пользования, штампа с фразой «Объект
интеллектуальной собственности».
4) В некоторых случаях документы, описывающие технический секрет, укладывают
в пакет, делают наклейку на конверт: «Вскрыть только по решению суда»,
что одновременно с подписанием обязательства о неразглашении этого секрета позволяет
создать эффективный организационно-юридический механизм охраны секретов производства.
Ведется учет лиц и их паспортных данных, имеющих доступ к охраняемой информации.
5) Распространенным приемом предпродажной тактики является заключение опционных
соглашений, то есть предварительных соглашений, предоставляющих время для принятия
решения о покупке технологии. В рамках опциона могут частично передаваться сведения
об объекте техники для его экспериментальной оценки на предприятии лицензиата.
В случае опциона следует строго соблюдать режим секретности в отношении передаваемых
ноу-хау, так как по опциону потенциальный покупатель может уяснить для себя
сущность новой технологии и далее отказаться от ее покупки. Поэтому обычно опционные
соглашения бывают возмездными и заключаются с приложением списка посвященных
лиц, включающего не только специалистов предприятия-лицензиата, но и технический
персонал, то есть абсолютно ВСЕХ людей, имеющих доступ к ноу-хау.
Таким образом, можно констатировать, что при правильно выбранной технической
политике предприятия существуют весьма эффективные способы правовой охраны ноу-хау.
источник:
Інтернет-сайт «ВЯПат»
полезный материал? Нажмите:
|