Как отмечает в своей работе с несколько замысловатым названием «О некоторых
противоречиях в системе законодательного обеспечения развития инновационных
структур в Украине» доктор экономических наук Вячеслав Соловьев, в Украине
в первой половине 90-х годов прошлого столетия был тщательно изучен мировой
опыт создания инновационных структур и даже проведены соответствующие экономико-технологические
эксперименты на государственном уровне. Однако специальное законодательство,
касающееся технопарков, стало постепенно отклоняться от курса.
Главная беда наших технопарков, по мнению ученого, заключалась в том, что в
Украине заказчик еще не был готов финансировать большую часть разработок. Это
привело к вялой активности технопарков в подготовке проектов. И катастрофическому
уменьшению их количества: в 2000 году было принято 15 проектов, в 2001-м — 43,
в 2002-м — 27, в 2003-м — 11, к середине 2004 года — 0.
Подобное можно наблюдать и у наших соседей. Так, инновационное законодательство
России еще более бедное, нежели в Украине. Желание создать технопарк или бизнес-инновационный
центр «без денег» или «за малые деньги» является, как и
в Украине, главной причиной того, что значительное число инфраструктур поддержки
инновационного бизнеса находятся в эмбриональном состоянии.
Что же помешало технопаркам приблизиться к тем идеям, которые в них закладывались?
В.Соловьев приходит к выводу, что без развития малых инновационных предприятий
вряд ли можно себе представить успешное развитие технопарков. Это важно понять,
потому что один из столпов украинского технопаркостроения Владимир Семиноженко
с самого начала своей деятельности был сторонником крупных технопарков. Такой
подход достаточно точно характеризует цитата годичной давности: «В целом
технопаркам можно верить, надо верить, за ними будущее, но хотелось бы, чтобы
в следующий раз уже шла речь и о наукоградах, и о технополисах, и о других инновационных
структурах, время для которых настало»… Настало ли?
Работа В.Соловьева обращает внимание на то, что для развития страны как раз
важны и «технодеревни», и даже «технохуторки», если продолжить
метафорический ряд академика. Как раз именно отсутствие таких мелких мобильных
структур в регионах тормозит важное дело. «Настораживают акценты, — осторожно
и неназывая имен пытается оценить ситуацию Вячеслав Павлович, — которые иногда
ставят наиболее влиятельные в технопарковом движении специалисты. В частности,
предлагается стремиться к созданию такой организационной структуры, как Национальное
агентство по вопросам технопарков и инновационных структур, высказываются предложения,
чтобы законодательно закрепить создание технопарков на базе ведущих научных
центров, чтобы «было видно, кто же главное лицо, ответственное за технопарк»,
и т.д. К сожалению, такие предложения несколько противоречат изначальным целям
формирования инновационного законодательства в Украине.
Узкая направленность специального законодательства Украины по технопаркам влияет
на развитие соответствующей общей нормативной базы не в лучшую сторону. Практически
закон о технопарках закреплял практику создания элитных инновационных структур,
направленных на выполнение крупных инновационных проектов, когда для легитимизации
каждого из них требовалось решение правительства.
В то же время одобренная Верховной Радой «Концепция научно-технологического
и инновационного развития Украины» закрепляла такое важное качество инновационных
структур (и технопарков в том числе), как содействие развитию малого и среднего
предпринимательства в инновационной сфере, в том числе путем поддержки деятельности
территориальных инновационных структур.
Сегодня в Украине развиваются обе линии на создание инновационной инфраструктуры.
Однако около 95 процентов финансирования инновационных проектов приходится на
два технопарка: «Институт электросварки имени Е.О.Патона» и «Институт
монокристаллов»…
полезный материал? Нажмите:
|