Александр РОЖЕН
Материалы о безысходном положении науки не раз публиковались на страницах «ЗН».
В новой рубрике — «Белая книга украинской науки» — предпринята попытка
посмотреть на проблему с несколько иной стороны. А именно — показать достижения
тех интеллектуалов, которые вопреки непростым обстоятельствам все-таки смогли
добиться успеха. Впечатляющий рывок совершил Национальный аграрный университет
Украины. Его достижения привлекают внимание многих как у нас в стране, так и
за рубежом. Главное — здесь отработана четкая философия успеха, основанная на
умелом сочетании и развитии трех компонент: образование, наука, бизнес. О том,
как удалось в годы независимости воспользоваться открывшимися немалыми возможностями
и осуществить рывок в становлении вверенного ему учреждения, рассказал в беседе
с обозревателем еженедельника «Зеркало недели» ректор Национального
аграрного университета Украины, академик НАНУ и УААН, профессор Дмитрий МЕЛЬНИЧУК.
Первые шаги в науку Дмитрий Алексеевич сделал в Институте биохимии им. А.Палладина
Национальной Академии наук под руководством известнейшего исследователя академика
Максима Гулого. В докторской диссертации молодой ученый исследовал роль углекислоты
в обмене веществ у животных. Однако эта, казалось бы, сугубо академическая работа
настолько озадачила марксистских идеологов, что они начали массированную атаку
на нее, признав, что ее выводы противоречат диалектическому материализму. Неизвестно,
чем бы все это закончилось, если бы в дело не вмешался президент академии Б.Патон
и не защитил от нападок. Киевские марксисты поутихли. Однако тридцатилетний
(в то время самый молодой из соискателей докторской степени в области биологии)
Д.Мельничук еще почти четыре года вынужден был ожидать утверждения диссертации
ВАКом в Москве.
Ректорство Д.Мельничука пришлось на непростое время. Это и застой последних
лет советской власти, и полные материальных тягот первые годы становления независимости,
и нынешние перипетии Болонского процесса…
Последний у руководителей высшей школы вызывает весьма неоднозначную реакцию.
Многие профессора считают: введем двухуровневую систему образования (бакалавры,
магистры), отработаем учебные планы, программы, напишем учебники, и станем такими
же, как и наши коллеги на Западе… Более глубокие аналитики считают: для того
чтобы наша система образования, в том числе и высшего, отвечала стандартам,
принятым в Евросоюзе, придется осуществить гораздо более глубокую перестройку,
которая охватит не только вузовскую систему, но и Академии наук, и систему научного
обеспечения производственной сферы…
Полный текст статьи на странице
сайта
полезный материал? Нажмите:
|